Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Земные» и «космические» дети




Когда человек умер или еще не рожден, то мы представляем его в чисто духовном виде, космически, сферически. Когда же он приходит к нам и начинает кричать, есть, пачкать пеленки, то мы переживаем его по-земному, физически, часто даже как некую обузу. Не все дети приходят в такие условия, где их без проблем включают в повседневную жизнь; часто им приходится обустраиваться на земле. Сущность человека связана как с Землей, так и с целым мирозданием. Из прошлых жизней человек приносит с собой сугубо индивидуальное сущностное сродство с небом и землей, которое живет в сложной форме и конфигурации эфирного тела.

Рудольф Штайнер обращает внимание учителей и школьных врачей на то, что голова в своих сферических формах является отображением небосвода. В мышлении мы поднимаемся к духу. Есть дети, которые выделяются особенно красивой и пластической формой головы, которая находится в некотором противоречии с формированием конечностей. В лекциях «Познание человека и организация урока»[111] Штайнер говорит о пластической проформированности головы, которая преобладает у таких детей. Форма конечностей выражена в меньшей степени. Есть детские лица, которые можно назвать «типичными детскими лицами»; довольно сложно пережить в выражении такого лица, в пластике головы завершенность формы, пронизанную личностью. И наоборот, нам могут встретиться руки с мягкими, круглыми пальчиками, так называемые детские «ручонки» со слабым рукопожатием, увидев которые задаешь себе вопрос: присутствует ли там личность, сущность ребенка или она еще в пути? И только в пятом классе в один прекрасный день такой ребенок наконец-то жмет вам руку по-настоящему. И тогда вы думаете: «Вот ты и пришел!».

А у других детей все время грязные руки, даже если родители тщательно моют их с мылом. Просто они всюду их суют и всюду поспевают; они все находят увлекательным: и землю во всех ее подробностях, и телефонный аппарат. Такие дети руками и ногами вовлечены в этот мир, они одарены способностью взаимодействия с земным.

Штайнер описывал сущность детей не в форме дефектологического анализа, который перечисляет недостатки и нарушения, имеющиеся у ребенка, он описывал способности, особенности сущности ребенка и ее родственные связи. У нас есть дети, наделенные сродством к земле и окружающему миру, ориентированные на конкретные дела, но поэтому мало рассуждающие, что не позволяет найти их талантам достойное применение. Поэтому им нужна наша помощь. Также у нас есть дети, одаренные сродством к небесам, несущие в себе богатство, но не могущие его проявить по-настоящему, так, чтобы оно принесло земные плоды, т.к. им не хватает земных способностей.

Педагогическая терапия: Односторонняя «земная» или «небесная» одаренность может быть уравновешена путем специфического укрепления жизни чувств. Почему? Потому что благодаря прочувствованию мыслей (космический ребенок) или поступков (земной ребенок), ребенок впервые их осознает. И только благодаря этому осознанному ощущению и чувству ребенок учится обращаться со своим до этого мало осознаваемым односторонним дарованием. Земные дети, не зависимо от своего темперамента (они могут быть как сангвиниками, так и холериками, меланхоликами или флегматиками) несут в себе тихую меланхолическую ноту, определенную предрасположенность к плохому настроению. Это может, разумеется, вызывать множество так называемых поведенческих нарушений. Если кто-то и так уже расстроен, а тут еще ему встречается нечто неприятное, то он легче теряет душевное равновесие, чем тот, кто «от природы» пребывает в хорошем настроении. Поскольку «небесное начало» у этих детей недостаточно сильно, оно не может в достаточной мере компенсировать «земное начало», в том числе и генетическую предрасположенность. С точки зрения педагогики и терапии с такими детьми нужно начинать работать на той ступени, на которой они находятся, «подхватывать их там, где они есть». Это является основным законом, о котором мы, учителя и врачи, должны постоянно помнить, особенно в области детской психиатрии и психологии, а также во время лечебно–педагогических дополнительных занятий: С каждым ребенком нужно с помощью соответствующих мер начинать работать на той ступени, на которой он находится. Следует начинать воздействовать на ребенка соответствующими мерами именно там, где он находится в данный момент. Если наблюдаем наличие меланхолической ноты, то надо подхватить ребенка с помощью минорного настроения, а потом перевести в мажор; можно изменить настроение только после того, как попали в резонанс с настроем ребенка. Земные дети наделены выраженным талантом к движению: в этой области их очень легко подхватить. Внутреннее движение – это музыка, пение; внешнее движение – это гимнастика, эвритмия, физкультура и театральная игра и музыкальные постановки. Поэтому музыка и эвритмия занимают ключевые позиции в терапии земных детей. Это задача не из легких для учителей, т.к. именно эти дети бросаются на пол во время эвритмии и не хотят делать ее вместе со всеми. И все же именно эвритмия является самой целебной для таких детей.

Если в классе есть такие сорванцы, то лучше дать им в начале урока неограниченную возможность движения: они совершенно счастливы, когда им можно побеситься от души, особенно если до этого на уроке им пришлось сидеть тихо. От свободного движения следует постепенно переходить к двигательным упражнениям, например, можно поручить таким земным детям наблюдать остальной класс и смотреть, у кого движение или форма уже хорошо получаются. После этого этих учеников можно попросить показать эту форму всему классу. Так можно привлечь внимание к красоте и согласованности движения. Что происходит благодаря этому? Пробуждается ощущение собственной одаренности. Дети учатся более осознанно пользоваться своим талантом, т.е. своей способностью двигаться и устанавливать связи со всем земным. В результате частых повторений таких переживаний проблематичная однобокость превращается в важный для жизни талант: умение быстро и точно реагировать на происходящее и отвечать своими действиями. Итак, пробуждаются чувства к музыке, ко всему процессуальному. Пробужденное таким образом богатство чувств помогает пробудить «еще спящую голову». Если мы испытываем чувства, если с радостью хотим что-то выучить, то нам это дается легче, чем тогда, когда в области чувств белое пятно. Именно чувства могут пробудить спящие мысли. И тогда небо сможет разговаривать с таким ребенком.

Космический ребенок приносит с собой способность двигаться в мыслительном пространстве. Здесь необходимо делать акцент на созерцательные предметы, такие как история, география, природоведение, литература, поэзия. Но и здесь речь идет о том, чтобы представить эти созерцательные предметы так, чтобы вызвать у ребенка сильные переживания. На одном родительском собрании мама пятиклассника, у которого как раз была эпоха истории, рассказала мне, как ее сын каждый день с восторгом рассказывал ей новости из Рима. Один раз он, ни слова не говоря, прошел мимо открытой кухонной двери, бросил ранец в угол и по дороге в свою комнату крикнул «Мама, Цезарь убит!», потом он заперся у себя на какое-то время. В тот день учитель вызвал настолько сильные переживания, что они продолжали действовать и дома. Это идеально для космических детей. При этом им не важно знать точные даты жизни Цезаря, их не волнует достоверность исторических деталей в рассказе учителя: действительно ли Цезарь носил эти одежды, так ли он улыбался и такая ли у него была походка – наверняка, в разных школах эту историю рассказывают по-разному. Дело вовсе не в этом. Важно то, чтобы частица сущности Цезаря, которая живет в учителе и говорит через него с ребенком, воспринималась им на уровне чувств, порождая личное отношение к Цезарю. Важно заложить основу на уровне чувств и создать мотивацию для дальнейшего накопления знаний.

Земной и космический ребенок оба нуждаются в художественном преподнесении материала урока, поскольку в искусстве мы имеем дело с чувствованием, с переживанием и с непрестанным упражнением. Детям нужен учитель, который как актер может драматически рассказать о преподаваемом предмете, например, выразительными словами и с личным участием описать гранит, что он переживает в становлении мира, в северных горах, на берегу фьорда, какой груз несет он на себе, зачем он там возник – таким образом создается участие, душевный контакт, связь с действительностью и интерес к миру[112]. Такой урок приводит космических детей на землю, т.к. они учатся ощущать и чувствовать то, что на уровне мышления они узнают от учителя. При этом у них пробуждается интерес к миру, окружению, а их сущность посредством пробужденного ощущения соединяется с системой обмена веществ и конечностей, с земными инструментами. И наоборот: «безголовый» и одаренный в движении ребенок, ребенок земли, через переживание силы и красоты формы, возможности быть хозяином своих движений, приходит к себе и медленно устанавливает связь с мыслительными способностями, духовными возможностями, которые он принес с собой из жизни до рождения. Основной тезис Рудольфа Штайнера для лечения земных и космических детей звучит так: развивать «мировое чувство»[113]. Мир состоит не только из света и цвета и из рассказов, он состоит также из музыкального движения и звучащего земного. Выполнить все это – великая задача. Кто-то из учителей может сказать себе: «я же не могу для каждого ребенка делать что-то особенное во время урока, это невозможно». Но если он будет руководствоваться высказыванием: развивать мировое чувство и работать над своими жестами, над выражением своего лица, над мелодией своего голоса тогда это будет воздействовать на каждого ученика, т.к. благодаря этому урок станет более интересным.

Часто спрашивают: не соответствует ли малоголовость земному аспекту ребенка, а большеголовость – космическому? Наблюдение показывает, что это не так. Есть как большеголовые, так и малоголовые дети, у которых наблюдается как земной, так и космический талант. Большеголовость и малоголовость является выражением физической конституции и взаимодействия нервно–чувственной системы и обмена веществ. Поэтому и лечение направлено на поддержку физических функций, таких как питание и чувственное восприятие. С космическим и земным ребенком дело обстоит по-другому. Здесь затрагивается эфирный уровень. Только пронизанный Я эфирный организм способен переделать и подогнать под себя то, что досталось по наследству. Там, где это не удалось, у земного ребенка больше проявляется наследственная конституция, а у космического ребенка, наоборот, начинают преобладать образующие силы из пространства до рождения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1646 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2458 - | 2326 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.