Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


јнтична€ философи€. ‘илософи€ ѕлатона и јристотел€

¬опросы:

1. ‘илософи€ ѕлатона

2. ‘илософи€ јристотел€

 

1. ‘илософи€ ѕлатона. ѕлатон (425 Ц 347 гг. до н.э.) Ц крупнейший философ ƒревней √реции, основоположник идеализма. јфин€нин, происходил из аристократов. Ќасто€щее им€ Ц јристокл (прозвище Ђѕлатонї означает широкоплечий). ¬ 20 лет стал учеником —ократа. ѕосле его смерти ѕлатон оставил јфины, много путешествовал, был в ≈гипте, где изучал тайны жрецов, в »талии, где общалс€ с элеатами. ¬ернувшись, основал собственную школу в роще јкадемоса Ц јкадемию Ц котора€ просуществовала 1000 лет.

‘илософию ѕлатона можно разделить на 4 части:

1. онтологи€ (учение о бытии);

2. гносеологи€ (учение о познании мира);

3. космологи€ (учение о происхождении и строении ¬селенной);

4. этика и теори€ государства.

ќнтологи€ ѕлатона. Ѕытие делитс€ на 2 мира: мир идей и мир вещей. ћир вещей Ц это привычный нам мир с физически ос€заемыми предметами. Ќо люба€ существующа€ вещь €вл€етс€ лишь материальным слепком с идеи (эйдоса) этой вещи. “ак, существуют тыс€чи лошадей, но все они €вл€ютс€ материальным воплощением идеи лошадности. ¬се подобные »деи вещей ѕлатон считал реально существующими и помещал их в особом потустороннем мире Ц ”рании. ƒалее ѕлатон утверждает, что мир вещей не обладает собственным бытием, так как: 1) вторичен по отношению к миру идей; 2) изменчив и не вечен. –еально существует лишь мир идей, так как: 1) иде€ какой-либо вещи всегда предшествует по€влению ее в материальном виде; 2) идеи вечны и посто€нны.

√носеологи€. ѕлатон считал, что познавать нужно только идеи, потому что вещи лишь временные отображени€ с вечных идей. ƒл€ познани€ у человека имеютс€:

1) чувственный способ (через ощущени€) дл€ познани€ и ориентации в мире вещей;

2) рациональный способ (через разум) дл€ познани€ идей. Ётим способом человек находит истину и решает жизненно важные проблемы.

ѕостичь мир идей могут не все люди, а лишь высокообразованные интеллектуалы и философы, поэтому они обладают подлинным знанием. ј философи€, полагал ѕлатон, €вл€етс€ совершеннейшей из наук.

 осмологи€.  осмос сотворен бесконечно добрым божеством, которого ѕлатон назвал ƒемиургом (ћировой «одчий). ƒемиург создает  осмос из существовавших ранее идей и первоначальной материи. „тобы добро из мира идей перешло в мир вещей ƒемиург создает ћировую душу и 4 стихии, из которых формируетс€ тело ¬селенной (в форме шара), планеты и природа. ¬ центре ¬селенной располагаетс€ «емл€. ѕосле этого ƒемиург творит небесных богов и далее людей. »з людей произошли животные, т.к. души дурных людей переместились в тела животных. ¬се завершилось творением вещей и неживой природы. “аким образом,  осмос Ц это разумное живое существо, дел€щеес€ на ћировой разум (ƒемиург), ћировую душу и ћировое тело.

Ётика и теори€ государства. ¬ своем сложном учении ѕлатон главным считал этику и теорию идеального государства.  ак и многие философы в истории человечества, ѕлатон был увлечен идеей создани€ справедливого и благополучного общества. ¬ообще, ѕлатон описал шесть способов государственного устройства:

1. ћонархи€ Ц справедлива€ власть одного человека;

2. “ирани€ Ц несправедлива€ власть одного человека;

3. јристократи€ Ц справедлива€ власть меньшинства;

4. ќлигархи€ Ц несправедлива€ власть меньшинства;

5. ƒемократи€ Ц справедлива€ власть большинства;

6. “имократи€ Ц несправедлива€ власть большинства, власть военных вождей, армии.

ѕлатон оптимальными считал аристократию и монархию, так как тирани€, олигархи€, тимократи€ €вл€ютс€ несправедливыми формами, а демократи€, как правило, вырождаетс€ в несправедливую форму.

ѕлатон составил план-утопию идеального государства: все население делитс€ на 3 сослови€ Ц философы, воины и работники. –аботники Ц это кресть€не и ремесленники, которые занимаютс€ физическим трудом, создают материальные блага и владеют мелкой собственностью. ¬оины тренируютс€, поддерживают в государстве пор€док и участвуют в войнах. ‘илософы учат и управл€ют государством. ‘илософы и воины не имеют частой собственности. ƒопускаетс€ труд рабов, захваченных в плен. ∆ители государства вместе провод€т свободное врем€, вместе ед€т и отдыхают. Ќе существует брака, жены и дети общие. ¬ сослови€ дети распредел€ютс€ по своим врожденным способност€м, а непригодные подлежат уничтожению.

2. ‘илософи€ јристотел€. јристотель (384 Ц 322 гг.до н.э.) Ц величайший философ ƒревней √реции, ученик ѕлатона, учитель јлександра ћакедонского, основатель собственной философской школы Ц Ћике€. –одилс€ в семье потомственных врачей.

ќнтологи€ и гносеологи€. јристотель был не согласен с ѕлатоном в том, что мир вещей лишен самосто€тельного быти€, а идеи существуют независимо от вещей. јристотель утверждает, что отдельные вещи имеют самосто€тельное бытие, а идеи вторичны, и философи€ должна изучать мир реальных вещей. »сход€ из этого, јристотель создает учение о материи и форме. „тобы отдельна€ вещь существовала необходимо наличие 4-х причин:

1. материальна€ причина (это субстрат, материал, из которой сделана вещь);

2. формальна€ причина (форма, конструкци€ вещи);

3. действующа€ причина (импульс силы, приведший к по€влению вещи);

4. целева€ причина (назначение вещи).

»з этих причин јристотель главной признавал формальную причину, а в форме заключаетс€ сущность вещи.

Ќа вопрос Ђ„то такое бытие?ї јристотель дает ответ: бытие Ц это сущность или субстанци€, котора€ не способна пребывать в другом бытии, но существует в самой себе. ѕри этом субстанци€ обладает определенными свойствами, которые јристотель назвал категори€ми Ц максимально обобщенные характеристики (или рубрикации) окружающей действительности (быти€). ѕо јристотелю существует 10 категорий быти€:

Ј

Ј врем€; Ј положение; Ј состо€ние; Ј действие; Ј страдание.  
сущность (субстанци€);

Ј количество;

Ј качество;

Ј отношение;

Ј место;

 

„еловек способен воспринимать лишь свойства быти€, не его сущность.

¬ гносеологии јристотель, в отличие от ѕлатона, не противопоставл€л чувственное и рациональное познание. ќн считал, что чувственные ощущени€ дают основу дл€ работы разума и св€зывают его с предметным миром.

”чение о душе. јристотель распростран€л учение о форме и материи и на человека. ‘орма Ц это душа человека, а субстрат (или матери€) Ц это тело. ѕоэтому душа и тело в человеке составл€ют неразрывное единство. ¬ообще јристотель выдел€ет три уровн€ душ:

Ј растительна€ душа отвечает за функции питани€, роста и размножени€;

Ј животна€ душа = свойства растительной души + дополнительно функции ощущени€ и желани€;

Ј разумна€ (человеческа€) душа = свойства животной души + дополнительно функции рассуждени€ и размышлени€.

ћысл€ща€ душа стремитс€ не только к познанию быти€, но и к познанию добра. ѕознание добра направл€ет волю в разумное русло. “аким образом, ј. выдел€ет творческий разум, который познает бытие и практический разум, который направл€ет волю и действи€ человека.

ѕроблема государства. јристотель был большим реалистом, чем ѕлатон и понимал, что идеальное государство невозможно, а попытка его построени€ может вылитьс€ в тиранию. Ќо, как и ѕлатон, јристотель цель существовани€ государства видел в стремлении к справедливости и воспитании добродетели в гражданах. јристотель выдел€ет 6 типов государств:

Ј тирани€;

Ј крайн€€ олигархи€;

Ј охлократи€ (власть толпы, крайн€€ демократи€);

Ј монархи€

Ј аристократи€;

Ј полити€ (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Ќаилучшей формой јристотель считал политию Ц государство среднего класса.

“ворчество јристотел€ €вл€етс€ вершиной античной философии. ќн создал систему знаний, освоение которой продолжалось 2000 лет.



<== предыдуща€ лекци€ | следующа€ лекци€ ==>
 ак ¬ы оцениваете реализацию де€тельности по привлечению населени€ к зан€тию физическими упражнени€ми в нашей республике? | »звлечение из ”каза ѕрезидиума ¬ерховного —овета ———–
ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-02; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 10406 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

668 - | 722 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.