Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Эти виды) - достоверное познание, заблуждение, викальпа, (глубокий) сон, память




Йога - прекращение функций читты.

 

Читта - психика в широком смысле слова. Она проявляется в виде пяти функций, или модусов (вритти). Поскольку в афоризме отсутствует слово "все (функции),"это означает, что в определение йоги включается и сампраджнята-самадхи. Ум (читта) функционирует в пределах трех гун (саттва, раджас, тамас). Это следует из того, что он проявляется в трех аспектах: ясность (сознания), активность и инертность. Если ясность ограничена влиянием раджаса и тамаса, ум тянется к власти через обретение сверхъестественных способностей и находит удовольствие в чувственных объектах. Если преобладает тамас, ум склонен к порочным деяниям, невежеству, отсутствию бесстрастия, слабости, вследствие этого - потеря влияния, крушение надежд, недостижение желаемого. Если полностью устранена "пелена духовного ослепления" (тамас), но сохраняются следы раджаса, ум достигает ясности и проявляет склонность к обретению добродетели и благочестия, мудрости, бесстрастия, праведного влияния. Если же полностью устранение влияния раджаса, то ум пребывает "сам в себе" (сварупа), постигает различие между саттвой и пурушей и переходит к форме созерцания (дхьяна), известной под именем "облако добродетели" (дхарма-мегха). Это - высшее знание-мудрость (прасамкхьяна). Высшее сознание (чити-шакти), т.е. пуруша, не подвержено изменениям, чисто (не запятнано влиянием гун) и бесконечно - не в смысле бесконечного числа конечных единиц, а в том смысле, что понятие конечности непреложно к нему ни в каком отношении. Даже высшее знание - различение между буддхи и пурушей (вивекакхьяти) противоположно этому сознанию. Когда возникает бесстрастие, непривязанность даже относительно этого знания, тогда в уме, лишенном своих функций, остаются лишь скрытые "психические следы" (самскары). Такое состояние психики есть нирбиджа - или асампраджнята-самадхи.

 

Тогда зрящий пребывает в собственной природе (сварупа).

 

Под зрящим понимается пуруша. Когда прекращены функции психики (читта), т.е. ее обычная деятельность, составляющая ее неотъемлемое свойство, она как бы перестает существовать. Тогда пуруша находится в своем истинном состоянии, в собственной природе, т. е. существует в качестве высшего чистого сознания (чити-шакти). Это изоляция (кайвалья), освобождение от всех проявлений пракрити составляет цель йогического праксиса. В обычном же состоянии психики (вьюттхана-читта) пуруша не являет себя в истинной природе, хотя в действительности всегда остается самим собой, независимо от модификаций "эмпирической реальности".

4. Иначе - отождествление [пуруши] с функциями [читты].

 

"Иначе" - т. е. в противном случае, когда функции психики не прекращены. Итак, существуют два основных состояния: функции психики прекращены (читта-вритти-ниродха); не прекращены, т. е. психика функционирует обычным способом. В последнем случае пуруша мнимо отождествляется с актами познания, воображения и т. д. и представляется действующим или испытывающим что-либо ("я знаю" "я чувствую"). Это коренное заблуждение, устраняемое практикой йоги.

 

5. Функции [читты] - пяти видов, [при этом они] связаны с клешами или не связаны.

 

Психическая деятельность - двух видов: обусловленная клешами, т. е. неведеньем и прочим и не обусловленная ими, направленная на реализацию высшего различающего знания (кхьяти) и "противостоящая" проявлениям гун. Оба вида в свою очередь обусловлены существованием самскар, т. е. содержанием глубинной памяти, и порождают новые самскары, ведущие к возникновению психической деятельности, к непроизвольным флуктуациям психики (читта-вритти).

 

Эти виды) - достоверное познание, заблуждение, викальпа, (глубокий) сон, память.

 

7. Восприятие, вывод, авторитетное свидетельство - [разновидности] достоверного познания (прамана).

 

Восприятие (пратьякша) - образ, модификация психики, возникающая при контакте органов чувств (индрий) с внешними объектами: оно отражает общее и особенное. Вывод (анумана) - это логическое мышление. Авторитетное свидетельство (агама) - знание, имеющее источником высказывания того, кто видел или испытал то, о чем он свидетельствует и при этом обладает необходимыми морально-духовными качествами, что является условием достоверности его слов.

В связи с этим следует отметить, что духовные истины не могут быть переданы должным образом через книги. Для этого необходим непосредственный контакт с тем, кто эти истины реализовал в собственной жизни. Только он может быть истинным духовным учителем, или гуру.

 

8.3аблужденне - ложное знание; несоответствующее природе [объекта познания].

 

Заблуждение - ложное знание, ибо оно устраняется достоверным познанием. Пять клеш суть пять основных видов заблуждения, или духовного ослепления (моха).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 327 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2047 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.