Мифологические и религиозные концепции происхождения государства
Патриархальные и патерналистские концепции происхождения государства
Органические концепции происхождения государства
Теория юридического позитивизма
Естественно-правовые (договорные) концепции происхождения государства
Насильственные концепции происхождения государства
Психологические концепции происхождения государства
Марксистская концепция происхождения государства
Иные концепции происхождения государства (Либертарно-юридическая теория, Патримониальная теория)
Волюнтаристские теории
Теории происхождения государства (на другом сайте):
· Теория локальных цивилизаций — А. Дж. Тойнби
· Теологическая теория — Ф. Аквинский
· Патриархальная теория — Аристотель, Платон, Конфуций, Михайловский, Фильмер
· Общественный договор — Г. Гроций, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Т. Гоббс, Д. Дидро, А. Н. Радищев
· Теория насилия — К. Каутский, Л. Гумплович, Е. Дюринг
· Материалистическая (марксистская) теория — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин
· Психологическая теория — Цицерон, Г. Тард, Л. Петражицкий
· Расовая теория — Ж. Гобино.
· Органическая теория — Г. Спенсер, Р. Вормс
· Ирригационная теория — К. Виттфогель
· Комплексная теория происхождения государства — Х. Й. М. Классен
· Кризисная теория — А. Б. Венгеров
· Дуалистическая теория — А. Я. Малыгин, В. С. Афанасьев
· Теория специализации — Т. В. Кашанина
· Теория инцеста (половая) — К. Леви-Стросс
· Спортивная теория — Ортега-и-Гасет
· Патримониальная теория — Галлер
· Диффузионная теория — Ф. Гребнер
Государство по В. И. Ленину
В подходе В. И. Ленина к государству акцент делается на антагонизме классов и на классовой природе государства: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы.»
Кризисная теория В этой концепции используются новые знания, основной упор делается на организационные функции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождения государства и становления производящей экономики. При этом особое значение придаётся крупному, экологическому кризису на рубеже неолитической революции, переходу на этом этапе к производящей экономике и, прежде всего, селекционной деятельности. Теория учитывает как крупные, общезначимые кризисы, так и кризисы локальные, например те, которые лежат в основе революций (французской, октябрьской и др.)
Марксистская концепция происхождения государства Основная статья: Материалистическая теория происхождения государства
Согласно этой концепции, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако, с уничтожением классов отмирает и государство. Плюсы данной концепции заключаются в том, что она основывается на социально-экономическом факторе общества, минусы в недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических, и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
«Государство и революция» — работа Ленина датированная 1917 годом. Книга создана в период подготовки социалистической революции, когда вопрос о государстве приобрел для большевиков особую важность, была написана в августе — сентябре 1917 года в условиях подполья, где Ленин находился после поражения Июльского восстания. Впервые опубликована в мае 1918 в Петрограде.
Ленин полемизирует с «мелкобуржуазными» социалистами («оппортунистами»), которые пытаются представить государство результатом компромисса между классами. Он настаивает, что «государство есть орган классового господства» или «организация насилия». Поэтому выражением государства необходимо являются «отряды вооруженных людей» (полиция и постоянная армия), которые для своего содержания требуют налогообложения населения. Налоги приводят к появлению чиновников (бюрократический аппарат), а также банкиров. Ввиду своей классовой природы ни одно государство не может быть ни свободным, ни народным. Ленин иногда даже называет буржуазное государство паразитом на теле общества. Революции приводят к «разрушению государственного аппарата».
На смену возникшему в эпоху абсолютизма «буржуазному государству» должна прийти «диктатура пролетариата». Примером такого государства Ленин вслед за Марксом называл Парижскую коммуну, которая ввела выборность должностных лиц и вооружила народ. При этом Ленин решительно критикует парламентаризм за разделение исполнительной и законодательной власти. В конце работы он даже полагает, что Коммуна не может считаться государством «в собственном смысле» так как она действует в интересах большинства. Образцовым примером социалистического государства Ленин называл работу почтовой службы, где нет ни привилегий, ни высокого жалования.
«Революция есть, несомненно, самая авторитарная вещь, какая только возможна»
Ленин критиковал тех социалистов, которые акцентировали идею Энгельса об «отмирании государства» и тем самым отрицали идею насильственной революции. Государство необходимо пролетариату для «подавления сопротивления» классовых врагов. При этом государство должно быть диктатурой, то есть «властью, не разделяемой ни с кем и опирающейся непосредственно на вооруженную силу масс». Решающую роль в революции и новом государстве должна играть «рабочая партия» или «авангард пролетариата» — организация, которая мобилизует и направляет массы трудящихся на пути от капитализма к коммунизму. Современный написанию работы контекст — это империализм, когда мир разделен между «великими грабительскими державами».
Коммунизм Ленин описывает как общество без насилия и принуждения, где люди соблюдают «правила общежития» по привычке. Если же возникают «эксцессы отдельных лиц», то бороться с ними будет уже не «особый аппарат подавления», а «сам вооруженный народ». Первой фазой коммунистического общества Ленин называет социализм (в условиях отмены частной собственности при нём сохраняется государство), где есть принцип: «Кто не работает, тот не должен есть». При коммунизме будет иной принцип: «Каждый по способностям, каждому — по потребностям»
«Учет и контроль - вот главное, что требуется для "налажения", для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества»