Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методические указания к практическим занятиям практические занятия




МИНОБРНАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

(ГОУ ВПО «ВГСПУ»)

 

«Утверждено»

Ректор ВГСПУ

___________ Н.К. Сергеев

«____» _________ 2011 г.

 

 

История мировой литературы

Учебная программа

по специальности

 

 

Составитель: Е.Ф. Манаенкова,

доцент кафедры литературы,

кандидат филол. наук.

 

Волгоград

Одобрена Советом

филологического факультета

................................... Председатель

 

Учебная программа

.......................................................................................................................

(наименование дисциплины)

 

.......................................................................................................................

(код и наименование специальности)

 

 

Утверждена на заседании кафедры

 

".......".................................. 2011 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка………………………………………. 4

 

Тематический план…………………………………………….6

 

Содержание дисциплины…………………………………….. 7

 

Список литературы……………………………………………13

 

Список ключевых слов……………………………………… 20

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. История русской литературы 19 века: в 3 ч.: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальности 032900 “Русский язык и литература”.Ч. 1. (1795-1830) / Авт. В. И. Коровин, Н. Н. Прокофьев, С. М. Скрябин. - М.: Владос, 2005. - 478 с.- Допущено МО РФ.

2. История русской литературы 19 века: Ч. 2. (1840-1860 г.) / Е.Е. Дмитриева, Л. А. Капитанова, В. И. Коровин, М. М. Крупчатов; под. ред. В. И. Коровин. - М.: Владос, 2005. - 524 с.- Допущено МО РФ.

3. История русской литературы 19 века: (40-60 е гг.): учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Аношкина и др. - 3-е изд., испр. - М.: ОНИКС, 2006. - 505 с.

4. История русской литературы XIX века: 1800-1830-е годы: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2-х ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. - М., 2001. Рекомендовано МО РФ.

5. Кулешов В. И. История русской литературы 19 века: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по направлению 520300 и спец. 021700 - “Филология”/В. И. Кулешов. - М.: Акад. проект: Фонд “Мир”, 2005. - 794 с. - Рекомендовано УМО.

Дополнительная

1. А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Коровина. - М., 1999.

2. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999.

3. Русские писатели XIX века. Библиографический словарь: В 2т. / Под ред. П.А. Николаева. - М., 1996.

4. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

5. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: Философско-религиозные аспекты литературного развития 30-40-х гг. - Волгоград, 1996.

6. История русской литературы: В 4 т. Т.2. От сентиментализма к романтизму и реализму / Отв. ред. Е.Н. Купреянова. - Л., 1981.

7. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988.

8. Он же. Беседы о русской культуре. - СПб., 1994.

9. Маймин Е.А. О русском романтизме. - М., 1975.

10. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995.

11. Скатов Н. Искусство великого синтеза. (Об особенностях русской литературы начала прошлого века) // Русская литература и культура нового времени. - СПб., 1994. С. 3-21.

В.А. Жуковский

1. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 2).

2. Бессараб М. Жуковский. - М., 1983.

3. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. - М., 1999.

4. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. - М., 1980.

5. Касаткина В.Н. «Здесь сердцу будет приятно…». Поэзия В.А. Жуковского. - М., 1995.

6. Семенко И. Поэты пушкинской поры. - М., 1970. С. 58- 94.

7. Он же. Жизнь и поэзия Жуковского. - М., 1975.

8. Эткинд Е. Русские поэты-переводчики от Тредиаковского до Пушкина. -Л., 1975. С. 55-115.

9. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции. В.А. Жуковский. - Томск, 1985.

К.Н. Батюшков

1. Батюшков, его жизнь и сочинения. - М., 2001.

2. Белинский В.Г. Русская литература в 1841 г.; Сочинения Александра Пушкина (ст. 3)

3. Григорьян К.Н. Батюшков // Григорьян К.Н. Пушкинская элегия: Национальные истоки, предшественники, эволюция. - Л., 1990.

4. Кошелев В. Константин Батюшков. Странствия и страсти. - М., 1987.

5. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1971.

И.А. Крылов

1. Архипов В.А. И.А. Крылов Поэзия народной мудрости. - М., 1974.

2. Белинский В.Г. И.А. Крылов. Люб. изд.

3. Гордин М., Гордин Я. Театр Ивана Крылова. - Л., 1983.

4. Гордин М.А. Жизнь Ивана Крылова. –М., 2000.

4. Коровин В.И. Поэт и мудрец. Книга об Иване Крылове. - М., 1996.

5. Медриш Д.Н. Персонажи приходят в басню // Рус. речь. 1995. №6. С. 102-107.

6. Попов И. Спор о Крылове (1823-1825) // Проблемы русской поэзии, критики, драматургии ХIХ в. - Куйбышев, 1978. С. 70-76.

7. Степанов Н.Л. Басни И. Крылова.- М., 1969.

К.Ф. Рылеев

1. Афанасьев В.В. Рылеев. Жизнеописание. - М., 1982.

2.Базанов В.Г. Очерки декабристской литературы. Поэзия. - М.-Л., 1961.

3. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.

4. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная Деятельность декабристов. - М., 1987.

А.С. Грибоедов

1. Борисов Ю.М. Просеминарий по творчеству А.С. Грибоедова. «Горе от ума». - Саратов, 1998.

2. Глухов В.И. Шедевр просветительского реализма /о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»/ // Проблемы языка и стиля в литературе. - Волгоград, 1975, или то же в кн.: Глухов В.И. Становление реализма в русской литературе ХVIII – начала ХIХ вв. - Волгоград, 1976. С.194-224.

3. Лебедев А.А. Грибоедов: Факты и гипотезы. - М., 1980.

4. Он же. Куда влечет тебя свободный ум. - М., 1982.

5. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. - М., 1977.

6. Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». - М., 1971

7. Смирнов В.Б. По закону бумеранга. Сюжет и жанр комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Смирнов В.Б. Больше века назад. - Волгоград, 1997. С. 7-25.

8. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. -М., 1983.

9. Хечинов Ю. Жизнь и смерть Александра Грибоедова. - М., 2003.

А.С. Пушкин

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999.

2. Он же. Третья шапка: К 170-летию «Бориса Годунова» // Знамя. 1995. №6.

3. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Люб. изд.

4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. - М., 1981.

5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955.

6. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы. Люб. изд.

7. Бонди С.М. О Пушкине: Статьи и исследования. 2-е изд. - М., 1989.

8. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. - М., 1974.

9. Бурсов Б. Судьба Пушкина: Роман-исследование. - Л., 1986.

10. Вацуро В., Фомичев С. «Тень, знай свое место!»: Пушкинисты о сегодняшней пушкинистике // Литературная газета. 1998. № 22.

11. Волков Р.М. Народные истоки творчества А.С. Пушкина. - М., 1985.

12. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М., 1999.

13. Гей Н.К. Проза Пушкина: Поэтика повествования. - М., 1989.

14. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. - М., 1965.

15. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957.

16. Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. - М., 1993.

17. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.

18. Зуев Н. Одна из вершин философской прозы. «Повести Белкина» А.С. Пушкина // Литература в школе. 1998. № 8. С. 21-35.

19. Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина: Книга для учителя. М., 1989.

20. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976.

21. История русской драматургии: ХVII- перв. пол. ХIХ в. - Л., 1982 (гл.8 и 10).

22. Карпов А.А. «Борис Годунов» Пушкина // Анализ драматического произведения. - Л., 1988.

23. Корман Б.О. Лирическое произведение: эмоциональный тон // Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для студентов-заочников. - М., 1972.

24. Коровин В.И. Размышления Пушкина о русской и западноевропейской истории как фон «Бориса Годунова»// Филологические науки. 1995. №№ 5,6.

25. Он же. «Лелеющая душу гуманность». - М., 1982. С. 15-48.

26. Кошелев В.Н. «Онегина» воздушная громада» (статьи о Пушкине) // Вопросы литературы. 1999, 2000гг.

27. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. 2-е изд. - Л., 1983.

28. Он же. «Евгений Онегин». Комментарий. 2-е изд. - М., 1983.

29. Он же. Идейная структура поэмы «Анджело» // Пушкинский сборник. - Псков, 1973.

30. Он же. Идейная структура «Капитанской дочки» // Лотман ЮМ. Пушкин. - СПб., 1995. С. 212-227.

31. Макогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1830-1833). - Л., 1974.

32. Он же. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1834-1836). - Л., 1982.

33. Манаенкова Е.Ф. Фольклорная традиция в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник»: Дис. … канд. филол. наук. - Волгоград, 1994.

34. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1.

35. Медриш Д.Н. Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики. - Волгоград, 1987.

36. Он же. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980.

37. Он же. Путешествие в Лукоморье. Сказки Пушкина и народная культура. - Волгоград, 1992.

38. Непомнящий В. Поэзия и судьба. Над страницами духовной биографии Пушкина. - М., 1987.

39. Он же. Лирика Пушкина // Литература в школе. 1994. №№ 4-6.

40. Он же. Пушкин. Русская картина мира. - М., 1999.

41. Осповат А.Л, Тименчик Р.Д. «Печальну повесть сохранить…»: Об авторе и читателе «Медного Всадника». 2-е изд. - М., 1987.

42. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. - Л., 1987.

43. А.С. Пушкин: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, коммент. Г.Е. Потаповой, СПб., 2000 (Русский путь).

44. Позов А.С. Метафизика Пушкина. - М., 2001.

45. Рассадин С.Б. Драматург Пушкин. - М., 1977.

46. Сапожков С.В. Жанровое своеобразие сказок А.С. Пушкина 1830-х гг. (проблема цикла): Автореферат дис… канд. филолог. наук. - М., 1988.

47. Сидяков Л.С. Проблемы периодизации творчества Пушкина. Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т.41. №3;

48. Скатов Н.Н. Далекое и близкое - М., 1981 (гл. «Это русский человек в его развитии»).

49. Он же. Русский гений. - М., 1987.

50. Соловей Н.Я. Роман Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. -М., 1992.

51. Сурат И.З. Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х гг.: Автореферат дис… канд. филолог. наук. - М., 1985.

52. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. - М., 1990.

53. Тынянов Ю. Пушкин. Люб. изд.

54. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. - М., 1975.

55. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986.

56. Хализев В.Е., В.Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». - М., 1989.

57. Эткинд Е.Г. Божественный глагол. Пушкин, прочитанный в России и во Франции. - М., 1999.

Е.А. Баратынский

1. Лебедев Е. Тризна. Книга о Боратынском. - М., 1985.

2. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995 (гл. 5).

3. Песков А.М. Баратынский. - М., 1990.

4. Фризман Л.Г. Творческий путь Баратынского. - М., 1966.

М.Ю. Лермонтов

1.Андроников И.Л. Исследования и находки. – М., 1977.

2. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. «Герой нашего времени». Люб. изд.

3. Благой Д.Д. От «Евгения Онегина» к «Герою нашего времени» /к вопросу о худ. методе Лермонтова/ // Проблемы романтизма. Сб. статей. - М., 1967. С. 293-319.

4. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969. С. 156-185.

5. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. - М., 1976.

6. Глухов В.И. «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» /К вопросу о творческом методе // Творчество Лермонтова. 150 лет со дня рождения. -М., 1964. С. 285-310.

7. Долинина Н.Г. Печорин и наше время. - Л., 1985.

8. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова. - М., 1973.

9. М.Ю. Лермонтов: pro et contra / Сост. В.М. Маркович, Г.Е. Потапова, вступ. статья В.М. Марковича, коммент. Г.Е. Потаповой и Н.Ю. Заварзиной. - СПб., 2002 (Русский путь).

10. Лермонтов в школе. - М., 1976.

11. Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981, (2-е изд. – М., 1999).

12. Максимов Д.Е. Поэзия Лермонтова. - Л., 1964.

13. Он же. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…»/ // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969.

14. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. - Л., 1975.

15. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1995 (гл.6).

16. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10.

17. Серман И. Михаил Лермонтов: Жизнь в литературе: 1836-1841. 2-е изд. - М., 2003.

18. Смирнов В.Б. Логика композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научн. тр. Вып.4. - Ставрополь, 1997. С. 115-123.

19. Фохт У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М., 1975.

Н.В. Гоголь

1. Анненкова Е.И. «Мертвые души» и «Выбранные места…». Н.В. Гоголь // Литература в школе. 1999. № 2.

2. Ардов М. Мысли о Гоголе: Человеческая трагедия // Октябрь. 1994. № 2.

3. Барабаш Ю. «Верный путь и тесные врата»: Над страницами «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Наука и религия. 1991. № 6.

4. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г. Гоголя. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. Т.9. - М., 1979. С. 43-55, 56-62, 139-160.

5. Войтоловская Э.Л. Комедия Гоголя «Ревизор». Комментарий. - М., 1971.

6. Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. - Волгоград, 1991 / гл. 1 и 2 /.

7. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. - Волгоград, 2007.

8. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. - М.-Л., 1959.

9. Золотусский И.П. Гоголь. 2-е изд. - М., 1984.

10. Кривонос В.Ш. Мотивы художественной прозы Гоголя. - СПб., 1999.

11. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Вариации к теме, - М, 1996; В поисках живой души. М., 1987; Гоголь. Труды и дни: 1809-1845. М., 2004; Творчество Гоголя. Смысл и форма. - СПб., 2007.

12. Маркович В.И. Петербургские повести Н.В. Гоголя. - Л., 1989.

13. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979. С. 223-321.

14. Мережковский Д.С. Гоголь и черт: Исследование // Мережковский Д.С. В тихом омуте. - М., 1991. С. 213-309.

15. Мочульский К. Духовный путь Гоголя. - М., 2004

16. Романычева Е.С. Мы опять стоим перед этой книгой: Некоторые аспекты изучения «Выбранных мест…» Н.В. Гоголя // Литература в школе. 1992. № 1.

17.Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Комментарий. - Л., 1974.

18. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия. – М., 2003.

19. Соколов Б. Расшифрованный Гоголь: Вий. Тарас Бульба. Ревизор. Мертвые души. - М., 2007.

20. Турбин В.Н. Пушкин. Гоголь. Лермонтов: Об изучении литературных жанров. - М., 1978 (раздел о Гоголе).

В.Г. Белинский

1. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. - М., 1982.

2. Мезенцев П.А. В.Г. Белинский и русская литература. - М., 1965.

3. Прохоров Е.П. В.Г. Белинский. - М., 1978.

4. Соболев П. Эстетика Белинского. - М., 1978.

СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

 

1. Аллюзия (от лат. allusio - намек) – одна из форм иносказания, употребление какого-либо слова, фразы, цитаты в качестве намека на общеизвестный факт.

2. Анакреонтизм – характер худ. произведений, близких по мироощущению лирике древнегреческого поэта Анакреонта. Излюбленные темы Анакреонта – радость бытия, любовь, вино. Один из лучших образцов анакреонтической лирики в России – «Вакхическая песня» А.С. Пушкина.

3. Антология (от греч. anthologia - цветник) – сборник отдельных произведений, первоначально небольших стихотворений, принадлежащих разным авторам. До середины 19 в. в России А. назывались сборники в основном античной поэзии и антологическими – стихотворения, переведенные на русский с латинского и древнегреческого языков, а также написанные на темы и по образцу античных (К.Н. Батюшков «О греческой антологии»).

4. Баллада (от итал. ballare - плясать) – хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее – небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычайный случай; многие Б. связаны с историческими событиями или преданиями («Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина), с фантастическими, таинственными происшествиями (баллады В.А. Жуковского).

5. Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Б. отличается краткостью и всегда носит нравоучительный характер, что роднит ее с притчей. В начале или чаще в конце произведения сформулирован вывод, основная поучительная мысль – мораль. Б. всегда носит аллегорический, иносказательный характер; в качестве персонажей в ней выступают животные, растения, птицы, рыбы, вещи. Среди басенных персонажей часто встречаются и люди. Высшего расцвета Б. достигла в творчестве И.А. Крылова.

7. Вечные образы – художественные образы, которые, будучи однажды созданы, приобретают настолько очевидную общечеловеческую значимость, что впоследствии вновь и вновь возникают в творчестве писателей самых разных эпох (Дон Жуан – Дон Гуан Пушкина («Каменный гость»)).

8. Водевиль (от фр. vaudeville) – вид комедии – легкая развлекательная пьеса бытового содержания, основанная на занимательной интриге и сочетающая остроумный диалог с музыкой и танцами, веселыми песенками-куплетами. В России В. развивался с начала 19 в. (А.А.Шаховской).

9. Драма (от греч. - действие) – 1. Род литературы, один из тех, наряду с эпосом и лирикой. Основу Д. составляет действие. В этом Д. близка к эпосу: в обоих случаях налицо объективное изображение жизни – через события, поступки, столкновение героев…Но то, о чем в эпосе рассказывается как о совершившемся событии, в Д. предстает в качестве живого, развертывающегося в настоящем времени действия, показанного через конфликты и в форме диалога. 2. Д. в узком смысле слова – это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, более обычен. Д. соединяет в себе трагическое и комическое начала, поэтому ее часто называют средним жанром. Она возникла в 18 в. в просветительской драматургии. Особый расцвет Д. получила в эпоху расцвета реализма 19 в. (драмы М. Лермонтова).

10. Ирония (от греч. eironeia– притворство, насмешка). Отрицательная оценка предмета ил явления через его осмеяние. В ироническом высказывании комический эффект достигается тем, что истинный смысл высказывания замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается (басни И.А. Крылова).

11. Историзм литературы – понятие, обозначающее, как одно из важных свойств худ. литературы, ее способность в живых картинках, конкретных человеческих судьбах и характера передавать облик той или иной исторической эпохи. Применяется в двух смыслах: 1. В широком смысле И. присущ всем истинно худ. произведениям («Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»). 2. И. – понятие, сложившееся в литературе 19 в. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразие более или менее отдаленной эпохи, особенности характеров и поступков людей («Борис Годунов» А.С. Пушкина).

12. Лирика – (от греч.lyra – лира – муз. Инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) – один из трех родов литературно-художественыхпроизведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных обстоятельствах, Л. рисует отдельные состояния характера в определенный момент жизни. Лирический образ – это образ-переживание, выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, поскольку все явления жизни могут вызвать переживания человека.

13. Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям.

14. Лирическое отступление – авторская речь в эпическом или лироэпическом произведении, выражающая непосредственно отношение автора к изображаемому или в связи с ним. Л.о. относится к внесюжетным элементам произведения, содействует раскрытию идейного содержания произведения («Евгений Онегин» А.С. Пушкина, «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

15. Лироэпический жанр – вид худ. произведения, в котором сочетается эпическое и лирическое изображение жизни. В лироэпических произведениях жизнь отражена в стихотворном повествовании о поступках и - особенно – переживаниях героев и в то же время отчетливо выражены переживания поэта-повествователя (баллады В.А.Жуковского, роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкина, поэмы).

16. Медитативная лирика (от лат. meditation - размышление) - термин, употреблявшийся в литературной критике 19 в. Им обозначали стихотворения-размышления на философскую и общежитейскую тему (элегии В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Пушкина, Е. Баратынского).

17. Мотив – устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных и литературно-художественных произведений.

18. Народность литературы – идейно-художественное качество литературного произведения или творчества, прочно связанного с духовными интересами широких кругов общества, с его культурными традициями, с идеалами наиболее демократических слоев. Особую популярность проблема Н. приобрела у романтиков.

19. «Натуральная школа» -течение в развитии русской реалистической литературы в 40-50-х гг. 19 в. Теоретическое обоснование принципов Н.ш. дал В. Белинский в статьях «Взгляд на русскую литературу 1846 г.», «Взгляд на русскую литературу 1847 г.». Писателей Н.ш. объединяло особенное внимание к жизни соц. низов, городской и деревенской бедноты. Представители Н.ш. развивали традиции Гоголя в изображении «маленького человека», укрепляя гоголевское направление русской литературы.

20. Онегинская строфа – стихотворная композиция, созданная А.С. Пушкиным специально для романа «Евгений Онегин». Состоит из 14 строк четырехстопного ямба, расположенного по схеме: три четверостишия (перекрестной, смежной, охватной рифмовки) и заключительное двустишие. Такая структура связана с последовательностью развития мысли: 1-й катрен – формулировка темы, 2 – развитие, 3 – кульминация, двустишие - афористический вывод.

21. Повесть – жанр повествовательной литературы, занимающий промежуточное положение между романом и рассказом. Чаще всего это история одной человеческой жизни, соприкасающаяся с судьбами других людей, рассказанная от имени автора или самого героя. Широкое распространение П. получила в русской литературе 19 в. (повести А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя).

22. Поэма (греч. poiema – делаю, творю) - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой называют также древнюю и средневековую эпопею («Одиссея»). Известно много ее жанровых разновидностей: героическая, дидактическая, сатирическая, бурлескная, романтическая, лирико-драматическая. Поэмой также называют и произведения на всемирно-историческую тему («Божественная комедия» Данте). В эпоху романтизма поэмы приобретают социально-философский и символико-философский характер («Демон» М.Ю. Лермонтова). Для поэмы характерны широта охвата явлений действительности, значительность этих явлений и масштабность проблем.

23. Реализм (от лат. realis - вещественный) – художественный метод в искусстве и литературе. История реализма в мировой литературе необычайно богата. Само представление о нем менялось на разных этапах художественного развития, отражая настойчивое стремление художников к правдивому изображению действительности. Определение Ф. Энгельса «…реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» непосредственно относится к литературе 19 в. и является важным ориентиром при общей характеристике реализма как метода. Основные типы реалистического метода – реализм эпохи Ренессанса, просветительский реализм, критический реализм, социалистический реализм и т.д. Русский Р. 19 в. связан с именем А.С. Пушкина, в творчестве которого закладываются основы критического Р., развитого в творчестве Гоголя и за ним в натуральной школе.

24. Реминисценция (от лат. reminiscentia- воспоминание) – повторение, воспроизведение фрагмента чужого текста. К реминисценциям относятся и поэтические цитаты (творчество М.Ю. Лермонтова – творчество А.С. Пушкина).

25. Роман в стихах – наиболее развернутая и объемная форма лироэпического жанра, появившаяся в период перехода от романтизма к реализму. Р. в с. характеризуется широко развитым сюжетом, включающим ряд людей и событий, как бы пронизанным в то же время лирическими отступлениями, создающими в целом образ лирического героя. («Дон Жуан Байрона, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина).

26. Романтизм – художественный метод, сложившийся в начале 19 в. и получивший широкое распространение как направление (течение) в искусстве и литературе большинства стран Европы и Росси, а также в литературе США. Основатели русского Р. – В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков как автор анакреонтической лирики. Для Р. характерно: особый интерес к личности, характер ее отношения к окружающей действительности, с одной стороны, и противопоставление реальному миру идеального (романтический дуализм) – с другой. Художник-романтик не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность. Для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира и донести до читателя свой идеал.

27. Сарказм (от греч. sarkasmos - издевательство) – едкая, язвительная насмешка с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Как художественное средство комического, С. не только близок к иронии, он ее разновидность. Но если сущность иронии в иносказании, в тонком намеке, в С. главное – крайняя степень эмоционального отношения, высокий пафос отрицания, переходящий в негодование (Н.В. Гоголь).

28. Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. В отличие от юмора, другой разновидности комического, С. не оставляет надежды на исправление критикуемых жизненных явлений (Н.В. Гоголь).

29. Творческая история – тип литературоведческого исследования, в ходе которого восстанавливается процесс создания литературного произведения. Источниками Т.и. служат материалы творческой лаборатории писателя: планы, наброски, черновые и беловые автографы, списки, корректуры, прижизненные издания, письма, дневники, воспоминания современников. Изучение Т.и. в качестве особой литературоведческой дисциплины обосновал в 1923 г. Н.К. Пиксанов, автор исследования «Творческая история «Горя от ума».

30. Элегия (от фригийск. elegn – тростниковая флейта) – жанровая форма лирики. Первоначально темы Э. разнообразны. В новой европейской литературе Э. становится формой выражения преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби. В.Г. Белинский назвал элегией «песню грустного содержания». В русской литературе Э. писали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Е.А. Баратынский, А.С. Пушкин и др.

31. Эпиграмма (от греч. epigramma - надпись) – один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В России Э. острополитическую окраску впервые придал А.С. Пушкин.

32. Эссе – разновидность очерка, в которой главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. Встречается философский Э. и литературно-критический (эссе В.А. Жуковского).

33. Юмор – наиболее жизнеутверждающая форма комического. В нем серьезное высказывается с усмешкой, в незначительном и даже ничтожном просматривается важное и глубокое. Юмористический смех не отрицает жизненного явления, юморист сознает лишь его несовершенство (Н.В. Гоголь).

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ Практические занятия

Основной целью семинаров является углубление культурологических и историко-литературных знаний студентов. На занятиях отрабатываются навыки целостного анализа художественного произведения; осваивается критическое осмысление основных оценок произведений классиков традиционным и современным литературоведением; вырабатывается умение аргументировать самостоятельные суждения. Студенты должны знать наизусть стихотворения автора, изучаемого на занятии, в указанном объеме.

Занятие № 1. Основные этапы лирического творчества А.С. Пушкина. Лирические циклы А.С. Пушкина конца 20-х-30-х годов. – 2ч.

План к обсуждению

1. История вопроса о периодизации творческого пути Пушкина. Проблема эволюции пушкинского творчества в современном литературоведении. Основные критерии дифференциации лирического творчества Пушкина /биографический, процесс внутреннего развития, эволюция лирических жанров и др./.

2. Характеристика основных этапов лирического творчества поэта.

3. Циклы А.С. Пушкина конца 20-х-30-х годов:

- «Подражания Корану» /замысел, жанровое, композиционное своеобразие /.

- «Песни западных славян» /фольклорная традиция, сюжет, композиция /.

- «Каменноостровский» цикл /основные мотивы, проблема религиозности автора/.

4. Эмоциональный тон /пафос/ пушкинской поэзии.

 

Литература:

1. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999.

2. Измайлов Н.В. Лирические циклы в поэзии Пушкина конца 20-30-х годов // Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976.

3. Корман Б.О. Лирическое произведение: эмоциональный тон // Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения: Пособие для студентов-заочников. - М., 1972.

4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988. (консп. раздел о Пушкине).

 

5. Медриш Д.Н. Фольклоризм Пушкина. Вопросы поэтики. - Волгоград, 1987.

6. Непомнящий В. Лирика Пушкина. // Литература в школе. 1994. №№ 4-6.

7. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет - М., 1990 /гл. «Современные проблемы историко-литературного изучения» /.

8. Сидяков Л.С. Проблемы периодизации творчества Пушкина // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1982. Т. 41. № 3.

9. Скатов Н.Н. «Это русский человек в его развитии» // Скатов Н.Н. Далекое и близкое. - М., 1981.

10. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986. (консп.)

Занятие № 2. Типы поэмного жанра в творчестве А.С. Пушкина. – 2ч.

План к обсуждению

1. Особенности повествовательной формы «Руслана и Людмилы».

2. Байронический романтизм и его преодоление / «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», Цыганы» /.

3. Прозаизация поэзии в «Графе Нулине» и «Домике в Коломне».

4. «Полтава» как явление первого этапа пушкинского историзма.

5. Миф в идейной структуре поэмы «Анджело».

6. Философско-историческая символика «Медного Всадника». Фольклорная традиция в поэме.

Литература:

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. М., 1999 (раздел о «Медном Всаднике») (консп.).

2. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. - М., 1974.

3. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. - Л., 1976 (гл. «Пушкин в работе над «Полтавой»).

4. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. - Л., 1978.

5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. - М., 1988 (консп. раздел о Пушкине)

6. Он же. Идейная структура поэмы «Анджело» // Пушкинский сборник. - Псков, 1973.

7. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М., 1998.

8. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. - Саратов, 1980.

9. Манаенкова Е.Ф. Фольклорная традиция в поэме А.С. Пушкина «Медный Всадник»: Дис. … канд. филол. наук. - Волгоград, 1994.

10. Томашевский Б.В. Работы разных лет. - М., 1990 (гл. «Поэтическое наследие Пушкина / лирика и поэмы /»).

11. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - Л., 1986 (консп.).

Занятие № 3. «Евгений Онегин»: метод и стиль. – 2ч.

План к обсуждению

1. Принципы реалистической типизации в романе «Евгений Онегин».

а) Социально-психологическая характеристика Онегина как типического представителя разочарованной дворянской молодежи первой четверти Х1Х столетия. Идейный облик Онегина. Какие лит. приемы использует Пушкин для его характеристики? Выпишите из романа все упоминания о читаемой Онегиным литературе и, опираясь на комментарий Н.Л. Бродского и Ю.М. Лотмана, охарактеризуйте идеологию Онегина. О чем он беседует? Онегин в оценке окружающих его людей.

б) Бытовая атмосфера, окружающая Онегина. Какую функцию выполняет характеристика онегинского быта? Функциональная роль варваризмов в изображении онегинского быта. Социальная детерминированность онегинского характера.

в) Психологический и нравственный облик Онегина во взаимоотношениях с Татьяной Лариной. Ваше отношение к жизненной позиции Онегина.

г) Эволюция Онегина. Ее социально-психологические мотивы. Проследите отношение Онегина к свободе, творчеству, любви (пушкинским критериям человеческой личности) в начале и в конце романа. Меняется ли авторское отношение в ходе романа? Почему?

д) Что в характере Онегина вам кажется положительным и что отрицательным? Психологический универсализм в образе Онегина. Историзм образа. Можно ли считать Онегина «лишним человеком»?

е) Татьяна Ларина как выразительница народных нравственных идеалов. Раскройте ее отношение к Онегину. Авторское отношение к Татьяне. Выпишите из романа все эпитеты, связанные с характеристикой Татьяны, и проанализируйте их. Что характерно для стилевых особенностей изображения «сферы» Татьяны Лариной в романе, для ее «стилевого лейтмотива» (Гуковский)?

ж) Ваше отношение к жизненным принципам Татьяны Лариной. Во всем ли вы согласны с оценкой Татьяны Белинским? Ваше понимание социальной обусловленности характера Татьяны Лариной.

з) Общественно-историческая обусловленность характеров Ленского и Ольги. Сопоставьте их с внешними и внутренними характеристиками Онегина и Татьяны. Какой принцип лежит в основе образной системы романа?

2. Стилевые особенности романа «Евгений Онегин».

А) Новаторство Пушкина в изображении быта. Функции бытописи, их обусловленность художественным методом.

Б) Образ автора в художественной системе романа. Его соотнесенность с образом Евгения Онегина. Дайте письменную характеристику социально-психологического облика автора. Функции образа автора. Связан ли образ автора с фабулой романа? С сюжетом?

В) Формы выражения лирического начала (прямой авторский комментарий, лирические отступления, стилевые лейтмотивы). Дайте характеристику тематического многообразия лирических отступлений и определите их место в композиции романа. Чем отличаются лирические отступления от прямого авторского комментария? Охарактеризуйте языковые средства выражения стилевого лейтмотива в изображении Евгения Онегина.

Г) Сатирическое начало в романе. Объекты сатирического изображения. Формы выражения сатирического начала.

Д) Иллюзия достоверности (художественный документализм) в романе. Ее обусловленность методом. Средства создания ее. Выпишите из романа все упоминания о реально существующих лицах и прокомментируйте их. В каких отношениях к ним находятся герои романа и автор? Систематизируйте другие исторические и географические реалии. Бытопись и образ автора как средства документализации повествования. Иллюзия достоверности и форма романа.

3. Композиция романа «Евгений Онегин».

А) Точка зрения литературоведов на композиционную структуру романа. Кто, по вашему мнению, более прав в истолковании композиции «Евгения Онегина»: Г.А. Гуковский или Д.Д. Благой? Почему?

Б) Тройственное членение романа. Принцип обратной симметрии. Найдите в начале и в конце романа перекликающиеся темы, мотивы, образы. Какова смысловая роль этих перекличек?

В) Композиционная роль сна Татьяны и писем Татьяны и Онегина.

Г) Формосодержательная сущность финала романа. Кольцевая замкнутость сюжета. Ее эстетическая смыслонагруженность.

4. «Онегинская строфа». Выпишите примеры итоговых сравнений, завершающих строфу.

5.Что позволяет назвать нам роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни и в высшем смысле народным произведением»?

Литература:

1. Архангельский А.Н. Герои Пушкина. - М., 1999.

2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (статьи 8 и 9 – консп.).

3. Бродский Н.Л. «Евгений Онегин». Роман А.С. Пушкина. Пособие для учителей средней школы (люб. изд.).

4. Баевский В. Сквозь магический кристалл. - М., 1981.

5. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. - М., 1955 (гл. «Евгений Онегин»).

6. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. - М., 1957 (гл. «Евгений Онегин»).

7. Кошелев В.А. «Онегина воздушная громада». Ст. 5. «Татьяна, русская душою» // Литература в школе. 2000. № 3.

8. Лотман. Ю.М. «Евгений Онегин». Комментарий. 2- изд. - М., 1983.

9. Мартьянова С.А. Татьяна Ларина в последней главе романа «Евгений Онегин» // Русская словесность. 2000. № 1.

10. Пушкин А.С. Школьный энциклопедический словарь. - М., 1999 (гл. о «Евгении Онегине»).

11. Соловей Н.Я. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Учебное пособие. - М., 1981.

Занятие №4. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. – 2ч.

План к обсуждению

1. Понятие лирического мотива.

2. Система / внутренняя логика / лирических мотивов у Лермонтова.

3. Анализ отдельных стихотворений с точки зрения системы мотивов.

- Парус. Выхожу один я на дорогу.

- И скучно и грустно. Дума. Как часто пестрою толпою окружен.

- Пророк. Смерть поэта.

- Родина. Когда волнуется желтеющая нива.

Литература:

Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова. Люб. изд. (консп.).

Лермонтовская энциклопедия. М., 1981 / раздел «Мотивы» /.

Лермонтов в школе. М., 1976 /раздел о лирике/.

Максимов Д.Е. О двух стихотворениях Лермонтова / «Родина», «Выхожу…» / // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969.

5. Мережковский Д. Лермонтов: Поэт сверхчеловечества // Литературное обозрение или Вопросы литературы. 1989. № 10 (консп.).

6. Фохт. У.Р. Лермонтов. Логика творчества. - М., 1975. С. 21-71 (консп.)

Занятие № 5. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – 2ч.

План к обсуждению

1. Хронология жизни Г.А. Печорина.

2. Субъективный строй романа / форма повествования /:

а) Каким увидел Печорина Максим Максимыч;

б) Каким увидел Печорина безымянный странствующий офицер;

в) Печорин в собственных глазах / дневник /.

3. Объективный строй романа:

а) Печорин и человек из народа Максим Максимыч;

б) Печорин и «естественные люди» / «Бэла», «Тамань» /;

в) Печорин и светское общество / «Княжна Мери» /.

4. Печорин и Евгений Онегин: общее и различия.

5. «Герой нашего времени» как философский роман. Новелла «Фаталист» и ее роль в романе.

 

Литература:

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени», сочинение М. Лермонтова. Люб. изд. (консп.).

2. Благой Д.Д. От «Евгения Онегина» к «Герою нашего времени» /к вопросу о худ. методе Лермонтова/ //Проблемы романтизма. Сб. статей. - М., 1967. С. 293-319.

3. Виноградов И. Философский роман Лермонтова // Русская классическая литература. Разборы и анализы. - М., 1969. С. 156-185, или то же в кн.: Виноградов И. По живому следу.- М., 1987 (консп.).

4. Гернштейн Э. «Герой нашего времени» Лермонтова. - М., 1976.

5. Глухов В.И. «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» /К вопросу о творческом методе/ // Творчество Лермонтова. 150 лет со дня рождения.- М., 1964. С. 285-310.

6. Жаравина Л.В. А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов. -Волгоград, 1996 (консп. гл. «Печорин как религиозный тип»).

7. Коровин В.И. Творческий путь Лермонтова. - М., 1976.

8. Лермонтовская энциклопедия - М., 1981 (раздел о «Герое нашего времени»).

9. Лермонтов в школе. - М., 1976 (гл. «Проза»).

10. Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. - Л., 1975.

11. Смирнов В.Б. Логика композиции романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» // М.Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. Межвуз. сб. научн. тр. Вып. 4. - Ставрополь, 1997. С. 115-123.

Занятие №6. «Мертвые души» Н.В. Гоголя / проблематика, жанровое своеобразие, композиция /. - 2ч.

План к обсуждению

1. Творческая история «Мертвых душ». Эволюция замысла поэмы. «Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте.

2. Проблематика «Мертвых душ» и ее отражение в названии поэмы. Раскройте множественность смыслов, заложенную в названии поэмы.

3. Жанровое своеобразие «Мертвых душ». Гоголь о жанре «меньшего рода эпопеи» / «поэме» /. Проблема жанра «Мертвых душ» в споре В. Белинского – К. Аксакова. Современные исследователи о жанровом генезисе «Мертвых душ» / плутовской роман, роман воспитания, учительная литература и др. /.

4. Характер и способы обрисовки персонажей в поэме. Два типа характеров в «Мертвых душах». Фольклорные способы оценки человека и их роль в поэме.

5. Композиция поэмы. Способ развития сюжета. «Миражная интрига» / сравните с «Ревизором» /. Роль дороги в композиции поэмы. Место лирических отступлений в структуре поэмы. «Повесть о капитане Копейкине» и ее роль в поэме.

6. Поэтика абсурда в «Мертвых душах»: алогизм, гротеск, мотив уподобления человека животному. Ономастика Гоголя.

Литература:

1. Белинский В.Г. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мертвые души» // Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9т. Т. 9. М., 1979. С. 43-55, 56-62, 139-160.

2. Гольденберг А.Х. «Мертвые души» Н.В. Гоголя и традиции народной культуры. - Волгоград, 1991 / гл. 1 и 2 / (консп.).

3. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. - М., 1978. С. 274-353 (консп.).

4. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. - М., 1979. С. 223-321.

5. Смирнова-Чикина Е.С. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Комментарий. - Л., 1974.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 419 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2461 - | 2327 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.