Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема познаваемости мира в философии и науке. Многообразие типов познавательной деятельности




Для характеристики теории познания остановимся на определении основных понятий : гносеология, познание, знание. Гносеология (Gnosis – познание, logos - учение) – учение о познании. Гносеологию интересуют самые общие и необходимые признаки и закономерности познавательной деятельности. Задача ее в том, чтобы дать предельно общее представление о познании, составить его целостную картину. Знание – проверенный практикой результат познания действительности; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы. Философы в основном согласны в том, что познание - это процесс приобретения человеком знаний о мире и о самом себе как важнейшей части этого мира. При этом знания трактуются, как верные сведения о реальности, и как ошибочные сведения считаются заблуждением. Познание как целенаправленный процесс движения от незнания к знанию, достижения более верных и полных сведений о мире. Рассмотрение соотношения знания и познания приводит к необходимости ознакомления с многообразными формами, среди которых основными являются следующие. Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание, поставляющее его субъектам элементарные сведения о природе, людях, условиях их жизни, общении, социальных связях. Основой этой формы познания был опыт повседневной жизни и практики людей. Одна из исторически первых форм – игровое познание, и у детей, и у взрослых. На начальном этапе развития человечества также важную роль играло мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой наблюдений за природой и обществом. В рамках мифологии вырабатывались знания о природе, космосе, самих людях. Внутри мифологии зародилась художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила развитие в искусстве. Существует также религиозное познание. Его особенности определяются тем, что оно обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними земными силами (природными и социальными). Философское познание представляет собой особый тип целостного познания мира. Спецификой философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной действительности и найти фундаментальные принципы и основы бытия, определить место человека в нём. Философское познание основано на определённых мировоззренческих предпосылках. В его состав входят: гносеология и онтология.

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Если для религиозного познания характерно соединения эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то сущность научного познания – рациональность, которая в качестве подчиненных моментов содержит и эмоции, и веру. Основной проблемой теории познания выступает вопрос о соотношениях объекта познания и субъекта познавательной деятельности. Она непосредственно связана с решением второй стороны основного вопроса философии о познаваемости мира, так как чтобы говорить о познании, нужно решить вопрос о познаваемости мира вообще. В процессе его решения философы разделились на агностиков, так или иначе отрицающих познаваемость мира, и гностиков, признающих истинность человеческих знаний. При изучении проблемы познания в философии можно выделить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

 

 

Основная проблема, которая приводит к агностицизму: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения в том виде, какой они приобрели в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле мы знать не можем. Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм – абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина выражает наши знания лишь на данный момент. Исторически агностицизму предшествовал скептицизм. Агностицизм – гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию эпистемологического скептицизма, в которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению. Впоследствии усилиями представителей античного скептицизма (Аркесилай, Энесидем, Секст Эмпирик и др.) была развита идея о том, что наиболее приемлемой познавательной ориентацией субъекта является воздержание от суждений относительно способности человека достичь достоверного и истинного знания. Как писал Секст Эмпирик: «Основное же начало скепсиса лежит главным образом в том, что всякому положению можно противопоставить другое, равное ему; вследствие этого, как кажется, мы приходим к необходимости отказаться от всякого рода догм».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1164 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2357 - | 2221 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.