Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие бытия, его смысл и формы




Материя как субстанциональная основа мира.

Современная наука о материальном единстве мира.

Движение как атрибут материи.

Диалектика, детерминизм, индетерминизм.

Пространство и время как формы существования материи.

 

Понятие бытия, его смысл и формы.

Бытие - категория, которая многими философами была положена в основание философии. «Быть или вовсе не быть - вот здесь разрешение вопроса», - так, Парменид сформулировал эту познавательную ситуацию в своей работе «О природе».

Проблема бытия как философская проблема имеет свои корни в реальной жизни человека:

1) естественное убеждение человека в том, что «мир есть», он существует «здесь» и «теперь»;

2) естественная установка людей на то, что при всех изменениях мир сохраняется как целое.

Однако, философский смысл проблемы бытия шире и многограннее наших представлений на уровне здравого смысла. Он включает в себя, как минимум, следующие аспекты и вопросы.

Первый аспект: из принимаемого на веру утверждения, что «мир есть здесь и теперь» следуют вопросы:

1.Существует ли он только здесь?

Возможные варианты ответов:

- мир существует везде, он бесконечен;

- мир конечен, значит, где-то его нет.

2.Как долго он существует?

Возможные варианты ответов:

- мир есть, был и будет, он непреходящ;

- мир имеет границы во времени.

3. Как долго существуют отдельные вещи, человек, в частности?

Здесь устоялся ответ, что они конечны и преходящи во времени.

4. Как соотносятся между собой преходящее бытие вещей, человеческих существ, состояний природы и бытие мира как целое?

Возможный вариант ответа:

- мир имеет бесконечное, непреходящее существование, существует мировое единство.

Второй аспект связан с предположением, что «мир существует как целое, как единство»:

1. Это единство однородно?

Вариант ответа:

- в мире существует многообразие: природа и общество, материальные предметы и идеальные продукты (мысли, идеи), различные индивиды;

2. В чем их сходство?

Самый абстрактный, но необходимый для познания ответ:

- они все есть, бытие многообразного мира - это предпосылка его единства и взаимосвязанности.

Третий аспект связан с анализом взаимосвязей систем в мире:

1. Что включается в совокупную реальность?

Теоретически и практически обоснованный ответ:

- существуют различные целостности в мире: природные состояния и общественная жизнь людей, материальные и идеальные объекты;

2. Как они взаимосвязаны, как они соотносятся с сознанием конкретных индивидов и конкретных поколений людей?

Практически подтвержденный ответ:

- мир в целом, все, что в нем существует, является реальностью для сознания конкретных людей и поколений.

Итак, исследуя вопрос о существовании мира, мы получили идеи, которые формируют философский смысл проблемы бытия:

Мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

Природное и духовное, индивиды и общество - все существует, но в разных формах. И это их существование - предпосылка единства мира;

Мир в различных формах его существования образует совокупную реальность, предзаданную сознанию конкретных индивидов и поколений людей.

Особо отметим, что специфика наших размышлений о бытии заключается в том, что мы отвлекаемся от отдельных предметов, их свойств, от общих различий (природа-общество) и находим предельно общее свойство, объединяющее весь мир, самую общую мировую связь - существование. Понятие «бытие» - это предельно общее, самое абстрактное понятие. И ее методологическое значение заключается в том, что развиваются особые способности человеческого ума - умение выделять и анализировать самые общие свойства и связи той или иной области действительности.

Основные формы бытия.

Первое, что мы фиксируем - существуют единичные, неповторимые вещи, свойства, люди и т.д.

Второе - то, что мы всегда (осознаем это или нет) объединяем их в группы по тому, как существуют эти единичные вещи. Т.е. причисляем единичные вещи к определенным формам бытия.

Можно выделять следующие формы бытия в мире.

I. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Эта форма существует до-, вне- и независимо от человека (хотя суждения о природе высказывает человек). Человек начал свое существование уже в существующей природе, существуют такие части природы, которые никогда не воспринимались человеком. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени. Конкретные вещи, разрушаясь, переходят в иные материальные образования.

II.Бытие произведенных человеком вещей, т.н. «вторая природа». Это такая форма бытия предметов, в которой соединены свойства природного материала и труд, знания людей. Их бытие невозможно вне общества, носит социально-исторический характер. Только в обществе можно «распредметить» функцию, схему деятельности орудий труда, увидеть смысл человеческих предметов. Каждому отдельному человеку эта форма бытия дана как объективная реальность, но в целом она зависит от существования всего человечества.

III. Бытие человека в мире вещей. Предпосылкой существования человека является существование его как природного, живого тела с соответствующими закономерностями развития живых организмов и материальными потребностями. Но бытие человека - это единство тела и духа. Человек - это социально-историческое существо, он представитель человеческого общества как определенном этапе его развития.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 573 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2816 - | 2385 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.