Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идея развития и её историческое изменение




План

 

1. Идея развития и ее историческое значение

2. Понятие материалистической диалектики

3. Диалектические категории

4. Диалектические законы

5. Диалектические принципы

6. Список используемой литературы

 

 

Существует два противоположных способа построения философской картины мира:

диалектический и метафизический.

Метафизика рассматривает явления не в их развитии и взаимной связи, а по отдельности изолированно, в состоянии покоя и неподвижности

Если явления, процессы описываются как взаимосвязанные, в состоянии постоянного развития, то можно говорить о том, что в ее основе лежит диалектический подход.

 

Идея развития и её историческое изменение.

Прежде всего: что такое развитие?

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

(философская Энциклопедия в 5-ти т. М.- Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова, 1960—1970.)

Основанием для построения диалектической модели мира является ответ на вопрос, изменяется ли мир, или он по своей сути неизменен, так как диалектика - философская наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления.

 

Развитие является универсальным процессом, однако оно не осуществляется линейно, последовательно, одномерно. В процесс развития входят также "возвраты", "отступления", "регрессы" и т.п.

 

Диалектика изменялась, выступая в различных исторических формах:

 

a. Античная диалектика (7 билет)

Термин «диалектика» впервые употребил Сократ для объяснения процесса достижения истины с помощью столкновения противоположных суждений. Так же диалектика понималась и как сам процесс бесконечного развития и изменения бытия.

Создателем именно такой формы диалектики считается Гераклит. Гераклит придал традиционным суждениям об изменениях абстрактно-логическую форму.

Вот основные тезисы учения Гераклита. «Все течет, и- ничто не пребывает»; «в ту же реку дважды не войдешь»; «Все течет» (греч. panta rei) — главный принцип философии Гераклита. Суть философии Гераклита состоит в том, что это основополагающее диалектическое учение. Согласно ему, ничто не остается в покое, но все подобно реке, пребывающей в вечном движении.

«Даже солнце каждый день новое». Бытие — это равновесие двух потоков. Но оно имеет первоначало — огонь: «этого мира никто не сотворил, а он всегда был, есть и будет вечно живой огонь» Все произошло из огня и возвращается в огонь, «подобно тому как золото (обменивается) на товары, а товары — на золото».

 

При всеобщей текучести у Гераклита устойчивыми были только пути бывания: «путь кверху» и «путь книзу». И тот, и другой пути — едины. Повсюду, как считал Гераклит, мы наблюдаем соединение и борьбу противоположностей. И в то же время — мировую гармонию. «Вечный круговращающийся огонь (есть Бог), судьба же — логос (разум), созидающий сущее из противоположных стремлений».

Античная диалектика не ограничивалась констатацией, что все течет и меняется, но и указывала на особую роль противоречий. Так Зенон, как и все элеаты, придерживался точки зрения, что бытие едино и неподвижно. Сама по себе эта идея антидиалектична, но чтобы доказать ее, Зенон использовал диалектический метод (знаменитые апории Зенона, призванные показать, что движение немыслимо без противоречий).

Сократ же использовал метод диалектики в введениях спора (через устранение противоречий)

К особенностям античной диалектики можно отнести то, что:

1. диалектика античных философов не является научно доказанной теорией, она опирается на созерцание, на непосредственный опыт.

2. античная философия не знала идеи прогресса, восхождения от низшего к высшему (или “золотой век” позади, или круговорот)

 

b. Немецкий классический идеализм

В рамках немецкого классического идеализма были развиты следующие концепции:

• субъективный трансцендентальный(априорный у Канта, т.е. не основанный на опыте, предшествующий ему) идеализм Иммануила Канта (1724-1804);

• субъективный идеализм Иоганна Фихте (1762-1814);

• объективный идеализм Фридриха Шеллинга (1775-1854);

• абсолютный идеализм Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831).

Основное различие между этими концепциями может выясниться по отношению к главному вопросу о реальности внешнего мира. По Канту, этот мир не только существует, но и обладает полнотой содержания, которое, по необходимости остается для нас неведомым. У Фихте внешняя реальность превращается в бессознательную границу, толкающую субъект, к постепенному созиданию своего, вполне идеального, мира. У Шеллинга эта внешняя граница вбирается внутрь или понимается как темная первооснова (Urgrund и Ungrund) в самой творческой субстанции, которая - тождество субъекта и объекта. У Гегеля всемирный процесс, вне которого нет ничего, понимается как раскрытие абсолютной идеи.

 

c. Материалистическая диалектика.

 

2) Понятие материалистической диалектики:

Материализм - материя первична, сознание – вторично.

Материалистическая диалектика — материалистическое понимание диалектики Гегеля

Диалектика – движение, которое лежит в основе всего. Для Гегеля это движение человеческого мышления, которое участвует в этом движении абсолютно и всеобъемлюще.

Понятие диалектики в своих произведениях использовали Карл Маркс и Фридрих Энгельс, которые перевели её в материалистическую плоскость. Отличие своей диалектики от гегелевской Маркс выразил в утверждении, что философия Гегеля перевёрнута с ног на голову. В этом «переворачивании» заключается коренное отличие диалектики Гегеля от её интерпретации в диалектике марксизма.

В материалистической диалектике широко распространена так называемая диалектическая триада «тезис — антитезис — синтез». Под «тезисом» понимается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис».

Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится решение меж ними - «синтез».

 

Маркс писал Кугельману: «Мой метод исследования не тот, что у Гегеля, ибо я — материалист, а Гегель — идеалист. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь после очищения её от мистической формы, а это-то как раз отличает от неё мой метод».

В «Анти-Дюринге» Энгельс писал: «Маркс и я были единственными, которые из немецкой идеалистической философии спасли сознательную диалектику, перенеся её в материалистическое понимание природы и истории».

По Ленину, диалектика как наука, отрицая абсолюты и утверждая подвижность граней как в природе, так и в обществе, требует точного анализа вещей и явлений в их реальном развитии и переходах.

“Признать, что в общественной жизни происходят переходы, еще не значит быть марксистом. Важно обнаружить содержание этих переходов, их формы и направление. Следовательно, не простая фиксация развития вещей и явлений, а учет закономерных, необходимых тенденций и стадий развития от низшего к высшему, развития прогрессивного отличает марксиста от либерала, диалектика от софиста”

Он конкретизировал марксистское диалектическое положение о революции и эволюции как двух формах развития, их соотношении и взаимодействии, о значении эволюционного процесса для подготовки революции(философские тетради Ленина)

современная диалектико-материалистическая идея развития.

 

Диалектический материализм, опирается на научную картину мира, предпосылкой формирования послужили три великих открытия:

1) закона сохранения энергии, утверждающего неуничтожимость энергии, ее перехода из одного вида в другой;

2) установление клеточного строения живых тел, когда было доказано, что клетка является элементарной структурной единицей всего живого

3) теория эволюции Ч. Дарвина, обосновавшего мысль о естественном происхождении и эволюции жизни на Земле, а также положение о естественном происхождении в процессе этой эволюции че­ловека.

 

3) Диалектические категории:

 

Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде.

Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

 

4) Диалектические законы:

 

Материалистическая диалектика это научный метод, возникший из материалистического понимания диалектики Гегеля. Ее сторонниками, главным образом советскими, была создана особая философская школа — диалектический материализм.

Диалектический материализм подразумевает, что причины диалектического развития истории мира следует искать не в законах формального или диалектического мышления, а в материи. В частном исследовании учёному следует начинать с эмпирических фактов и обрабатывать их, используя материалистическое понимания метода диалектики Гегеля. Именно поэтому развитие истории мира в целом описано Энгельсом наиболее общими чертами в виде так называемых трёх законов диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон отрицания отрицания.

 

 

a. Закон единства и борьбы противоположностей

Все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бело

Единство противоположностей состоит в следующем: они неразрывно связаны между собой. Например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других; взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот; взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие.

 

b. Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие объекта происходит путем количественных изменений, которые, накапливаясь, превышают определенную меру и вызывают качественные изменения, что порождает новые возможности количественных изменений.

Свойство (исходное понятие данного закона) — изменчивость объекта, которая проявляется в отношениях с другими объектами. Свойства показывают сходство или различие объектов. Любой объект обладает множеством разнообразных свойств;

Качество — совокупность основных свойств объекта, благодаря которой он существует и отличается от других. Эта совокупность свойств определяет его совместимость со своим исходным статусом. С потерей хотя бы одного из таких свойств объект утрачивает исходную определенность и приобретает другой статус. Например, сгоревшая бумага перестаёт быть бумагой.

Количество — объем изменения объекта. Часто можно выразить численно

Мера — это граница, при переходе которой количественные изменения вызывают изменения качественные. Внутри границ меры качество остается неизменным, а количество меняется. Например, студент, прошедший все испытания, переводится на следующий курс;

Скачок — переход от одного качества к другому.

Таким образом, через связь количественных и качественных изменений происходит развитие всех объектов мира.

Развитие — это выход на новый качественный уровень, иначе это не развитие, а просто количественное изменение свойств объекта.

c. Закон отрицания отрицания.(Закон трёх отрицаний)

Развитие происходит путем диалектического отрицания старого состояния объекта новым, нового — новейшим, в результате чего развитие сочетает преемственность и цикличность.

Категория «отрицание» выражает определенный тип смены состояния объекта. Любой объект, развиваясь, становится качественно иным и неизбежно достигает стадии отрицания.

Полное отрицание — это смена качества на противоречащее. Цепь отрицания старого и возникновения нового не имеет начала и конца. Отрицание может проявляться в виде простого уничтожения объекта. Тогда речи о развитии уже не идёт.

Диалектическое отрицание предполагает уничтожение только части свойств объекта(ненужных\вредных). При этом сохраняются полезные свойства,,к-ые определяют существование системы в настоящее время, и появляются новые свойства, что в итоге и определяет возможность скачка.

Двойное полное отрицание (отрицание отрицания) представляет собой ситуацию «якобы возврата» к старому: всякое явление превращается в свое отрицание (первая фаза); потом опять происходит отрицание (вторая фаза); в результате третья фаза имеет сходство с первой. Если нет развития, то изменение идет по кругу. При наличии восходящего движения объект возвращается к исходному состоянию, но на другом, более высоком уровне. Поэтому о диалектическом развитии говорят как о движении по спирали.

Таким образом, данный закон демонстрирует связь старого и нового состояния объекта в развитии, их борьбу и взаимное превращение друг в друга.

В диалектическом материализме в 1960—1980-е гг. некоторые из ведущих идей Гегеля именовались «принципами», другие — «законами». Эта систематизация включала следующие положения:

Принцип всеобщей взаимосвязи, утверждающий, что все связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи;

принцип развития, провозглашающий направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; поступательное движение от низших форм материи к высшим, движение по спирали: через противоречия, отрицание отрицания, повторение предыдущих этапов, но на более высокой ступени развития.

 

Закон единства и борьбы противоположностей, касающийся перехода вещей в процессе своего развития в свою противоположность (определения понятия противоположности, или диалектического противоречия, так и не было дано);

Закон перехода количественных изменений в качественные, говорящий о накоплении развивающимися объектами постепенных количественных изменений и последующем скачкообразном переходе последних в качественные изменения;

закон отрицания отрицания.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1343 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.