Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие познания. Субъект и объект познания. Познание и понимание




Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний об явлениях и закономерностях объективного мира.

 

Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью.

 

Познание изучается не только философией. Существует ряд других специальных наук и научных дисциплин, исследующих тот же предмет: когнитивная психология, научная методология, история науки, науковедение, социология знания и т. д. Однако большинство этих наук изучают познание, рассматривая только его отдельные аспекты. В целом познание остаётся особым предметом изучения именно философии.

 

Любая деятельность как специфически человеческая форма активного отношения человека к миру представляет собой взаимодействие субъекта и объекта. Субъект — это носитель материальной и духовной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект - то, что противостоит субъекту, на что направлена его деятельность. В отличие от объективной реальности объектом является лишь та ее часть, которая включена в деятельность субъекта.

Понимание – категория, использовавшаяся в различных философских дискурсах для характеристики: 1) познавательной способности, которая представлена в деятельности рассудка, противопоставляемой деятельности разума и по-разному истолковываемой; 2) процедур герменевтического истолкования смысла текстов, расшифровки значения языковых и речевых практик, используемых в них знаков, символов, слов, предложений при переводе на другой язык, и вообще постижение смысла культурных формообразований; 3) специфического способа бытия человека в мире.

Отличие познания и понимания следует рассматривать в контексте того, как человек «взаимодействует со знанием о себе». Процесс познания предполагает новое объективное знание. Это «сумма информации, представленная в индивидуальном сознании» субъекта познания. Понимание также включает в себя взаимодействие поступающей информации и системы наших знаний о мире. Однако при характеристике процесса понимания речь должна идти не только о «системе знаний» познающего субъекта, но и его опыте, особенностях эмоционального переживания.

Понять – это не просто узнать, вспомнить или установить, а мысленно соотнести новое или переосмысляемое знание с имеющимися представлениями и соответствующими эмоциональными переживаниями. Понимание включает в себя не только знание, но и отношение к данному знанию, связано с его осмыслением, анализом и интерпретацией. В отличие от познания, понимание «детерминируется не только объективным и научным знанием, но и знанием плохо осознаваемым, включающим нелогичные продукты самосознания, самоанализа и рефлексии». При этом результатом понимания выступает не новое знание, а порождение индивидуального смысла «живого знания», который возникает в результате отношения субъекта к предмету познания, к партнерам по его непосредственной и опосредствованной коммуникации.

 

Уровни познания. Чувственная и рациональная формы познания. Эмпиризм и рационализм.

Выделяют два основных источника знания и познавательного процесса: ощущение и мышление.

 

Первым уровнем познания, вне которого невозможно формирование знаний, есть чувственное познание: это фиксация отдельных свойств и признаков от органов чувств человека согласно их внутренних возможностей. Чувствительный уровень познания еще не создает знания. Так, например, увидеть вещь - еще не значит ее узнать или понять.

 

Ощущения

 

Следует отметить, что уже на уровне ощущения в деятельность чувств вмешиваются мыслительные операции, потому соединять элементы ощущения в восприятии можно по-разному. Основное же заключается в том, что чувственное познание не может удовлетворить человека, потому что оно имеет целый ряд очевидных недостатков:

- ощущения имеют свои пределы, т.е. далеко не все мы можем видеть, чувствовать и т.д.;

- ощущение изменчивы, неустойчивы, относительные;

- ощущения не дают нам надежного критерия для разграничения существенного и несущественного;

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4163 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. © Махатма Ганди
==> читать все изречения...

2369 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.