Наименование дисциплины
Изображение и слово в русском искусстве Нового времени
Рекомендуется для направления подготовки специальности
035400 «История искусств»
Квалификация (степень) выпускника бакалавр/магистр
Цели освоения дисциплины
Уяснить основные формы и особенности диалога изображения и слова в русском искусстве
Задачи дисциплины:
1. Продемонстрировать, как соотношение слова и изображения понималось и трактовалось в разное время разными авторами.
2. Дать представление, как данное соотношение проявляется в основных видах и жанрах изобразительного и словесного искусства – архитектуре, понимаемой в романтизме как «застывшая музыка», живописи, графике, скульптуре.
3. Обозначить объяснительные ресурсы данной постановки вопроса применительно к художественному достоинству и своеобразию сопоставляемых произведений.
4. Продемонстрировать степень интереса к означенной теме в меняющемся историческом контексте и в зависимости от тематического репертуара в творчестве избранных мастеров.
5. Прояснить методологические предпосылки в соотношении словесной и изобразительной материи внутри таких стилистических систем, как романтизм, реализм, символизм, ранний авангард.
6. Уяснить конкретные прецеденты и возможности обратных связей – от искусства словесного к искусству визуальному применительно к памятникам современного и классического искусства, обладающих непреходящей ценностью для последующих этапов художественного процесса.
7. Охарактеризовать индивидуальности крупных мастеров, работавших в обеих сферах художественного творчества – словесного и изобразительного.
8. Познакомить с лучшими произведениями разных видов искусств, предложив варианты их углубленного профессионального анализа;
9. Дать представление о радикальной перестройке в области тематики, сюжета и жанра изобразительных и словесных искусств;
10. Раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентирами, особенностями ментальности в избранный исторический период.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина входит в базовую часть профессионального цикла образовательного стандарта ИБ-Интегрированный магистр МГУ, учебный план бакалавриата по направлению 035400 «История искусств».
Курс представляет собой часть учебного модуля программы по «Всеобщей истории искусства» и является необходимым продолжением курсов «Истории русского искусства XVIII, XIX-начала XX веков».
Логически и содержательно-методически данная дисциплина связана со многими изучаемыми курсами по модулю «Всеобщей истории искусства» – «Искусство Древней Греции», «Искусство Средних веков», «Искусство эпохи Возрождения» и т.д.
Для успешного освоения дисциплины студент должен обладать основами знаний по истории, истории культуры, истории философии, истории эстетики, истории литературы, Всеобщей истории искусства, методологии изучения истории искусства и т.д.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и совершенствование следующих компетенций: ОНК-2, ОНК-3, ОНК-4, ИК-1, ИК-2, ИК-3, СК-1, СК-2, СК-3, СК-6, СК-7, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-11, ПК-12.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
· основополагающие принципы взаимодействия искусств, основные этапы развития этого взаимодействия, понимать основные движущие стимулы и закономерности в процессе такого взаимодействия и, соответственно, проблематику взаимосвязей и взаимовлияния одного на другое как в содержательном, так и в формально-стилистическом плане. (ОНК-2, ОНК-3);
· понимать суть и специфику процессов и явлений, характерных для исторических стадий в искусстве классицизма, романтизма, реализма, символизма (ОНК-2, ОНК-3);
· содержание фундаментальных концепций, их общекультурные основания; основные источники и труды по истории искусства; современные методологические принципы и методические приемы исследований по истории взаимодействия искусств (ПК-3);
· иметь представление о крупнейших музейных коллекциях и художественных галерей, где хранятся произведения и труды мастеров, имеющих отношение к проблематике взаимодействия словесного и пространственного искусств (ПК-3).
Уметь:
· находить, критически анализировать, обобщать и систематизировать научную информацию, относящуюся к истории взаимодействия искусств, избранного предметом исследования, ставить цели исследования в этой области и выбирать оптимальные пути и методы их достижения (СК-2, ИК-2, ПК-1, ПК-2);
· работать в компьютерных сетях, использовать ресурсы Интернета для получения и переработки информации, связанной с изучением избранного предмета (ИК-2, ИК-3);
· анализировать произведения изобразительного искусства и архитектуры в свете означенного соотношения, интерпретировать их художественно-стилистические, формальные и содержательные аспекты, исторический и идейный контекст их создания (ПК-2, ПК-3);
· различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места возникновения (ПК-2, ПК-3);
· грамотно и квалифицированно, устно и письменно излагать на русском языке свои знания (ИК-1);
· анализироватьи объяснять историко–культурные, историко–художественные, социокультурные, семантические, иконологические, иконографические, формально–образные и формально–стилистические факторы в процессе межвидовых взаимообращений в русском искусстве Нового времени (ПК- 7);
· использовать знания, полученные в рамках предусмотренной спецкурсом дисциплины для осуществления историко-культурных, историко–художественных, историко-краеведческих, искусствоведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи, художественные галереи, художественные фонды и т.п.) (ПК-11); для разработки историко-культурных, историко–художественных, историко-краеведческих аспектов, всех аспектов по всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, музеев, художественных галерей, художественных фондов, учреждений историко-культурного туризма (ПК-12);
· иметь способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования в области истории взаимодействия искусств (СК-3);
· иметь способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач, связанных с изучением и экспонированием памятников искусства русского искусства Нового времени, выявлять контекстуальные связи художественных произведений в историческом, философском, эстетическом, социокультурном аспектах (СК-6);
· анализировать, синтезировать и критически осмысливать информацию на основе выработанных к настоящему времени комплексных научных методов (СК-7)
· иметь способность к творчеству, порождению новых идей, выдвижению самостоятельных гипотез в аспекте объявленной постановки вопроса (СК-1);
· иметь способность к подготовке и проведению научных семинаров, конференций, редактированию научных публикаций, связанных с избранной и обоснованной в степени общекультурного интереса тематикой (ПК-4).
Владеть:
· методологией научных исследований в области русского искусства; основами научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствознания (ОНК-4);
· понятийным аппаратом истории искусства; основами формально-стилистического и иконографического анализа произведений искусства в обозначенном аспекте (ОНК-2, ОНК-3, ПК-3);
· методикой преподавания курсов по истории русского искусства в общеобразовательной школе, а также в учебных заведениях, дающих среднее специальное и высшее образование (ПК-6).
4. Структура и содержание дисциплины «Изображение и слово в русском искусстве Нового времени»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 36 ак.часов
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в а.часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |
Лекции, 64 а.ч. | Самостоятельная работа студента, посещение музеев, чтение литературы, подготовка к экзамену. 80 а.ч. | Консультации, дискуссии, устный опрос, коллоквиум, экзамен. | ||||
Введение. Тема 1.1. Постановка вопроса. Прецеденты подобной постановки вопроса, начиная с трактата Лессинга (1766 г.) «Лаокоон или о границах живописи и поэзии». | Консультации, дискуссии. | |||||
Раздел 1. Формы диалога изображения и слова: Портрет изображения в слове и портрет слова в изображении: иллюстрирование традиционных сюжетов, тем, образов, запечатленных в слове. | Освоение основной литературы, посвященной этой традиционной проблеме. | Консультации, дискуссии. | ||||
Тема 1.2. Библейские и евангельские сюжеты в русском искусстве Нового времени. | Освоение основной литературы, посвященной этой сквозной художественной теме. | Консультации, дискуссии. | ||||
Раздел 2. Памятники архитектуры и живописи в словесном изображении. Тема 2.1. Историографические очерки | Освоение основной литературы, посвященной общественно значимым реакциям, отражающим феноменологию изобразительных событий. | Консультации, дискуссии. | ||||
Тема 2.1. Рецензия; Критическая статья; | Освоение основной литературы, посвященной опытам в этом роде | Консультации, дискуссии. | ||||
Тема 2.2. Стихотворные опусы; Прозаический текст; | Освоение основной литературы, посвященной литературным памятникам, обращенным к памятникам изобразительного творчества. | Консультации, дискуссии, устный опрос II. | ||||
Коллоквиум | ||||||
Раздел 3. Словесные описания и комментарии в выставочных акциях. Каталоги. Характеристики произведений в трудах по истории искусства. Социологический аспект. | Освоение основной литературы, посвященной мотивациям и комментариям выставочных мероприятий. | Консультации, дискуссии. | ||||
Тема 3.1. Содержание словесных терминов, обозначающих формы, стадии, жанры изобразительного искусства. | Освоение основной литературы, посвященной выработке и самоопределению художественной терминологии | Консультации, дискуссии. | ||||
Тема 3.1. Слово как изобразительный знак. Слово – молчание. Феноменология «Ничто». Слово и изображение в искусстве авангарда. | Освоение основной литературы, посвященной данной проблеме | Консультации, дискуссии. | ||||
Тема 3.1. Поэтика названий в живописных произведениях. | Освоение основной литературы, посвященной данной теме | Консультации, дискуссии. | ||||
Краткое содержание дисциплины
Изображение и Слово в их взаимоотношении – вечная общечеловеческая проблема, поскольку Слово имеет звуковой и зрительный эквиваленты. А потому ее исторические и национальные, включая этнографические модификации, имеют непреходящий практический и познавательный интерес. В курсе показываются роль и значение этой проблемы в рамках русской художественной традиции, отмечаются основные этапы эволюции и преобразования этого взаимоотношения и взаимодействия, где действующими лицами на исторической сцене выступают архитектура и монументальная живопись, апеллирующие к словесным образам, живопись, графика в дописьменный и книга в письменный период, равно как модификации печатной продукции в меняющихся форматах и общественном фукционировании - книжица in-quarto,толстая книга, журнал, альбом и т.д.. А также включение словесных знаков в визуальный ряд, особенно с рубежа Х1Х - ХХ века.
Содержание разделов дисциплины
Введение.
1. Тема 1.1. Общая периодизация и типологизация в устройстве проблемного поля в диалоге Слово – изображение.
Основные параметры историографических опытов.
Раздел 1. Архитектура как «символическая форма» (в гегелевской триаде искусств и периодов) и ее словесные характеристики
2. Тема 1.1. Иконография и терминологическая оснастка.
Самостоятельная работа студента: Освоение основной литературы, посвященной данному вопросу.
3. Тема 1.2. Изобразительная типология и теория «трех штилей» М.В.Ломоносова. «Идеи для живописных картин из русской истории» М. В. Ломоносова. Александр Александрович Писарев. «Предметы для художников, избранные из Российской истории, славянского баснословия и из всех русских сочинений в стихах и прозе». 1809 г. Предисловие, посвященное «сношению» словесности и свободных художеств.
Самостоятельная работа студента: Освоение основной литературы, посвященной общеэстетическому аспекту поименованной темы: трактовка словообраза в статьях О. Мандельштама 1910 г. “Слово и культура”, “О природе слова». –Сб. Слово и культура. М., 1987.
Рекомендуемые образовательные технологии
Работа в аудитории: лекции; индивидуальные консультации.
Внеаудиторная работа, проводимая с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся: изучение музейных экспозиций, посещение выставок.
Внеаудиторная работа, проводимая с целью усвоения пройденного материала в библиотеках, компьютерных классах.
При реализации программы дисциплины «Изображение и слово в русском искусстве Нового времени» используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия проводятся в виде лекций с использованием ПК и компьютерного проектора. А самостоятельная работа студентов подразумевает как занятия под руководством и при консультации преподавателя (консультации и помощь в подборе литературы и в ее освоении, консультация и помощь в подготовке к устному опросу, коллоквиуму, экзамену, консультация и помощь при посещении музеев и выставок), так и индивидуальную работу студента в библиотеке, в компьютерном классе, в домашних условиях.
При освоении дисциплины «Изображение и слово в русском искусстве Нового времени» используются: проблемный метод изложения лекционного материала, а также обсуждение, дискуссия по наиболее сложным вопросам и темам, затронутым на лекционных занятиях.