Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Место США, ЕС, России и Китая в системе геополитических отношений




 

США, Китай и Россия имеют как совпадающие, так и противоположные интересы в регионе. Совпадающие интересы (борьба с терроризмом, распространением наркотиков и др.) создают возможность сотрудничества СИТА, Китая и России между собой и со странами Центральной Азии.

Противоположные интересы ведут к заключению соглашений каждой из этих стран в отдельности со странами Центральной Азии или к двустороннему согласованию действий России и Китая в рамках ШОС.

Для создания монополярного мира, где все народы жили бы под руководством США, у западных политиков и ученых, кроме стратегии “анаконда”, контроля над Rimland, наработано много сценариев, включая стимуляцию интереса Китая к малозаселенным территориям Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, а также тихое и поэтапное продвижение НАТО на Восток, а как идеальный вариант — расчленение России.

Но в конце XX — начале XXI вв. реализовать идею монополярного мира американцам становится все труднее. К середине 80-х годов США утратили важнейшие позиции в экспортно-импортной, валютно-финансовой войне, в вывозе капитала. На второе место по производству ВВП уверенно вышла Япония, обойдя СССР и ФРГ. После разрушения СССР и объединения ФРГ и ГДР, на третье место в мире по экономической мощи, вышла Германия. Таким образом, в конце XX столетия неуклонно шел процесс выравнивания экономической мощи, эффективности производства и научно-технического развития. Объединяясь, Западная Европа (ЕС) постепенно теснила США и Канаду не только с мировых рынков сбыта, финансового капитала, инвестиций, но и с рынков продажи оружия, передовых технологий, превосходя американцев в 1,5—2 раза по таким важнейшим показателям, как прирост валового национального продукта и промышленного производства.

Но политическая сфера, сама система политических связей, пока еще дают возможности США маневрировать и сдерживать развитие Западной Европы, позволяют им не уступать лидирующей роли в некоторых областях валютно-финансовых отношений.

ЕС, объединяя более двух десятков государств, с населением почти в 450 млн. человек, производящих четверть мирового валового внутреннего продукта (ВВП), и обладая широким набором инструментов, с полным основанием может быть причислен к кругу глобальных игроков.

Д ля такого утверждения имеются довольно убедительные экономические основания. Обратимся к международным статистическим показателям. По численности населения, ЕС превосходит США, Россию, Японию, хотя уступает Китаю и Индии. Площадь ЕС - 7,2 млн. кв. км. По этому показателю его опережают только Россия и Канада.

По темпам экономического роста, Европейский Союз заметно опережает Японию, но существенно уступает США и Китаю. Европейский Союз – крупнейший игрок на поле международной торговли.

Если США проецируют свое влияние прямолинейно и непосредственно при помощи силы, то страны ЕС пытаются воздействовать на международные отношения «мягче», отдавая приоритет косвенным инструментам. ЕС, – самая радикальная и одновременно, самая влиятельная правозащитная организация мира.

Великобритания и Франция обладают ограниченным, но действенным потенциалом ядерного сдерживания. Германия наряду с двумя упомянутыми державами, а также Италией и Испанией, располагает достаточно крупными и эффективными обычными вооруженными силами. Но национальный потенциал вооруженных сил не позволяет ни одной из европейских держав претендовать на глобальное лидерство.

Ориентируясь на лидерское положение в международной политике, Европейский Союз испытывает трудности в использовании имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Высокий уровень неопределенности современной международной среды заставляет по-новому оценить достоинства и слабости европейской модели лидерства. Оно не носит «волевого» характера, но от этого не предстает менее целеустремленным и эффективным. Цели политики ЕС рассчитаны в большей мере на долгосрочную перспективу, и в меньшей – на получение скорого выигрыша. Однако именно это позволяет Европейскому Союзу своевременно корректировать методы их достижения. Стратегия «мягкого лидерства» вызывает гораздо меньшее сопротивление среды и сопряжена с меньшим риском от попыток его нейтрализовать. В этом одновременно и ее слабость, и преимущество.

Россия в силу значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, уникального стратегического положения на Евразийском континенте объективно продолжает играть важную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами.

Сегодня сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности, включая противодействие распространению оружия массового уничтожения, предотвращение и урегулирование региональных конфликтов, борьбу с международным терроризмом и наркобизнесом, решение острых экологических проблем глобального характера, в том числе проблемы обеспечения ядерной и радиационной безопасности.

Сегодняшняя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с одной стороны, стремление сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международных экономических и политических отношений. С другой - расширение практики применения вооруженной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства. Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значение этой силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. При этом современные геополитические отношения имеют свои особенности.

Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодействие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В их числе: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность.

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций.

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешнеполитических приоритетов государств.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма.

В-пятых, значительно возросло влияние негосударственных участников системы международных отношений на определение характера внешнеполитических приоритетов различных государств.

Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политической, военно-политической и экономической сферах, а также на продолжение сотрудничества в области обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны.

Прежде чем рассмотреть угрозы безопасности России, необходимо понять их источники.

Во-первых, внутренняя нестабильность, экономические трудности, духовный кризис в стране.

Во-вторых, желание многих политических субъектов установить хотя бы частичный контроль над огромной территорией, в пределах которой находится большое количество полезных ископаемых и биоресурсов. Россия владеет примерно 15 - 20% мировых прогнозируемых запасов нефти, 42% мировых запасов газа, 43% угля, 25% мировых запасов древесины.

В-третьих, Россия в силу своего геополитического положения, обладания ядерным оружием, хотим мы того или нет, не может оказаться на обочине международных военно-политических отношений.

Одной из угроз безопасности России является попытка политических субъектов строить систему безопасности в ущерб другим.

Китай сегодня строит новую дипломатию, вернее, модифицирует свою внешнюю политику, приспосабливая ее к меняющимся обстоятельствам и отказываясь от догматических представлений. Специалисты говорят сегодня о «новой зрелости» китайской внешней политики (датируя ее начало 2002–2003 гг.), с четким проявлением акцентов – усиление прагматизма, учет жизненных интересов страны, признание важности отношений с США. В это русло вписываются также нормализация отношений с соседними государствами региона и активная дипломатия в Африке и Латинской Америке. «Китайская внешняя политика отличается сегодня гораздо большей осторожностью, чем это было во времена Мао». Несмотря на серьезность существующих в стране проблем, стремительно возрастающая роль Китая в сфере международных отношений, впечатляющий подъем экономики, как важнейшая предпосылка последовательного, стабильного развития страны, иллюстрируют реальность заявленного Китаем развертывания «периода больших стратегических возможностей». В нем, как сходятся во мнениях исследователи, ведущей тенденцией китайской внешней политики, становится прагматизм, направленный на обеспечение национальных долгосрочных целей. С точки зрения общего баланса сил на мировой арене, многочисленное и весьма образованное население Китая, его огромные рынки, а также растущая роль в мировой экономике обещают миру со стороны набирающего международное влияние Китая, как новые возможности, так и новые риски.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1992 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.