Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


»ндивидуализма и коллективизма




 

ѕреимущества Ќедостатки

индивидуализма индивидуализма

 

       
 
јкцент на правах отдельной личности. ƒемократи€. ¬озможность творческого развити€. ћультикультуризм.
 
ќдиночество. —емейные конфликты. –азводы. ќтчуждение.

 


ѕреимущества Ќедостатки

коллективизма коллективизма

 

       
   
Ќизка€ ценность отдельной личности. јвторитаризм. ѕреследовани€ инакомысл€щих.    
 
Ќизкий уровень преступности. «абота о дет€х. ¬заимна€ поддержка.
 

 

 


 ажда€ из форм культуры Ц индивидуализм или коллективизм Ц имеет свои достоинства и недостатки. —траны с индивидуалистической культурой более развиты экономически, что способствует развитию творческой личности. ќднако свобода приводит к отчуждению, детской преступности, ранним беременност€м, наркотикам, самоубийствам, —ѕ»ƒу. ќтсутствуют моральные авторитеты, и все держитс€ на законах. ¬озрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

¬ традиционных коллективистских культурах выше веро€тность автократических режимов, в которых имеют место преследовани€ инакомысл€щих. ÷енность отдельной личности и даже человеческой жизни очень низка. ƒетей часто заставл€ют выбирать не то, что нравитс€ им самим, а то, что нравитс€ родител€м. Ќо в этих странах низок уровень преступности, редки разводы, существует взаимовыручка, воспитание детей €вл€етс€ общей задачей.

—ледует отметить, что в мировом масштабе пересиливает психологи€ охотника (первична€ основа индивидуализма) над психологией земледельца (основа коллективизма). Ёто неизбежно приводит к кризису хищнического отношени€ к «емле, что мы уже наблюдаем. ѕоэтому в ближайшее врем€ именно коллективистска€ культура и психологи€ должны сказать свое веское слово, и человечество, чтобы не погибнуть, должно сменить психологию растраты на психологию сбережени€. ƒл€ дальнейшего развити€ человеческого сообщества необходим синтез полезного из этих двух культурных тенденций.

 

11.8. ѕон€тие Ђлицаї в индивидуалистических и коллективистских культурах

 

ѕотребность в Ђпозитивном лицеї

(в присоединении)

 
 


—ќЅ—“¬≈ЌЌќ≈ ѕќ«»“»¬Ќќ≈

ѕќ«»“»¬Ќќ≈ Ћ»÷ќ

Ћ»÷ќ ƒ–”√ќ√ќ

 

 

«абота о себе «абота о других

 

 


—ќЅ—“¬≈ЌЌќ≈ Ќ≈√ј“»¬Ќќ≈

Ќ≈√ј“»¬Ќќ≈ Ћ»÷ќ

Ћ»÷ќ ƒ–”√ќ√ќ

 

ѕотребность в Ђнегативном лицеї

(в автономии)

 

 

— независимой и взаимозависимой я-концепцией, а также с социальной и этнической идентичностью св€зывают и такое психологическое пон€тие, как Ђлицої.

 
 
ЂЋицої Ц это образ человека, проецируемый в ситуацию отношений, или идентичность, определ€ема€ совместно участниками коммуникации.

 

 


¬ разных культурах разна€ степень представлени€ о себе проецируетс€ в Ђлицої, или, иными словами, допускаетс€ и приветствуетс€ разна€ степень самораскрыти€ в публичном про€влении.

ѕон€тие лица присутствует практически во всех культурах, но в зависимости от того, какому типу культуры принадлежит страна, существуют варианты его воплощени€. Ќа рис. 10.8 показано, что в зависимости от направленности внимани€ на себ€ (индивидуалистические культуры) или на других (коллективистские культуры) может мен€тьс€ переживание индивидом потребности в присоединении к другим и соответственно мен€тьс€ пон€тие позитивного или негативного лица.

 

¬ индивидуалистических культурах (Ќапример, в јвстралии, √ермании и —Ўј) делом личной чести считаетс€ поддержание соответстви€ между Ђяї и публичным самопредъ€вленнем (Ђлицої). ѕубличную самопрезентацию Ђлицаї в этих культурах можно смело св€зывать с я-концепцией человека.

 

¬ коллективистских культурах (Ќапример, в  итае,  орее, и японии) Ђяї Ц это пон€тие, определ€емое ситуацией и контекстом отношений. “ак, в китайской культуре Ђяї определ€етс€ через многочисленные пересечени€ социальных и личных отношений данного человека.

¬ большинстве коллективистских культур образ Ђяї образуетс€ и поддерживаетс€ в процессе активного социального взаимодействи€, в то врем€ как в индивидуалистических культурах Ђяї Ц внутрипсихический феномен, достаточно независимый от социального контекста.

 

ѕубличное Ђяї в индивидуалистических культурах, в идеале, следует относить к внутренним состо€ни€м индивида. Ђѕоддержать лицої другого человека в индивидуалистических культурах Ц значит поддержать его образ Ђидеального себ€ї.

 

— точки зрени€ коллективистских культур, Ђяї человека никогда не свободно. ќно всегда ограничено взаимными ролевыми об€зательствами, долгом и запрограммированным процессом отношений Ђты мне Ц € тебеї. ЂЋицої в данном контексте строитс€ за счет ролевой поддержки другого Ђлицаї, иногда даже посредством нанесени€ урона собственному.

 

¬ индивидуалистических культурах Ђяї, в идеале, свободна€ сущность, т.е. свободна€ в выражении личных потребностей и желаний. Ђ—охранение лицаї в таком понимании основано на защите своей автономии, своей территории, собственного пространства при одновременном уважении прав других людей на автономию и собственное пространство.

 

¬ культурах, поощр€ющих пр€мой стиль взаимодействи€ в повседневной жизни (например, в индивидуалистических культурах √ермании, Ўвеции, —Ўј и др.), пр€мота в общении не воспринимаетс€ как пос€гательство или угроза Ђлицуї другого. ¬ культурах, поощр€ющих непр€мой стиль взаимодействи€ (например, в коллективистских культурах  ита€, японии,  ореи, ¬ьетнама и др.), пр€мой стиль коммуникации воспринимаетс€ как угрожающий и ущемл€ющий Ђлицої другого.

ќтсюда вытекают четыре возможные стратегии общени€, направленные на поддержание Ђлицаї.

 

 

—тратегии общени€,

направленные на поддержание Ђлицаї

 
 

 

 


—тратеги€ 1 —тратеги€ 2

       
 
ѕоддержание собственного Ђпозитивноголицаї означает использование таких стратегий общени€, которые направлены на защиту своей потребности во включенности и в присоединении к социальной группе
 
ѕоддержание Ђпозитивного лицаї другого означает использование коммуникативных стратегий дл€ поддержани€ потребности другого человека во включенности и присоединении
 

 

 


 

 

—тратеги€ 3 —тратеги€ 4

       
   
ѕоддержание Ђнегативного лицаї другого означает использование стратегий взаимодействи€, демонстрирующих уважение потребности другого в свободе, личном пространстве и автономии
 
ѕоддержание собственного Ђнегативного лицаї означает использование определенных стратегий взаимодействи€ дл€ защиты своей автономии и личного пространства от пос€гательства других
 

 

 


Ќа рис. 11.9. показано, что в ходе общени€ собеседник может уважать, отстаивать, третировать или отвергать заботу другого о собственном и чужом Ђлицеї, про€вл€€ различные стратегии взаимодействи€.

—читаетс€, что объ€снение культурных различий в выборе коммуникативных стратегий необходимо провер€ть через измерени€ по направлени€м Ђиндивидуализм - коллективизмї.

 ак известно, индивидуалистические культуры фокусируютс€ на я-идентичности, а коллективистские Ц на ћы-идентичности. »ндивидуалистические культуры забот€тс€ о подлинности стил€ самопрезентации, а коллективистские культуры Ц о соответствии стил€ самопредъ€влени€ ситуации общени€.

Ёто значит, что в индивидуалистических культурах люди больше забот€тс€ о поддержании собственного Ђлицаї, а в коллективистских Ц о поддержании собственного Ђлицаї и Ђлицаї другого человека.  роме этого, в индивидуалистических культурах ценност€ми €вл€ютс€ свобода выбора и возможность автономии, а в коллективистских культурах Ц взаимна€ зависимость, взаимные об€зательства и возможность Ђбыть вместеї.

 

 

ѕрактические советы

дл€ межкультурного общени€

»ндивидуалисту, контактирующему с представител€ми коллективистской культуры, необходимо отказатьс€ от стандартов своей культуры в определении, например, времени, которое человек проводит в группе, коллективистам времени нужно намного больше.

»ндивидуалисту следует понимать, что, когда в коллективистской культуре возникает конфликт между вышесто€щим и нижесто€щим, очень велика веро€тность того, что конфликт решитс€ в пользу вышесто€щего вне зависимости от его правоты. ¬ коллективистских культурах считаетс€ нормальным пренебречь встречей с другом того же пола и возраста, если человек получил приглашение от вышесто€щей персоны, при этом предполагаетс€, что друг Ђпойметї.

Ќеобходимо помнить, что коллективисты чувствуют себ€ дискомфортно в ситуации соперничества; стремление к гармонии и кооперации внутри группы Ц их основна€ забота, отсюда недопустимость публичной критики в таких культурах.

 оллективисты нацелены на долговременные отношени€, они не стрем€тс€ делать бизнес с первой встречи Ц должно по€витьс€ доверие к партнеру, а дл€ этого нужно врем€. „асто деловые контакты между индивидуалистами и коллективистами бывают неудачными из-за разности целей: индивидуалисты сразу нацелены на бизнес, а коллективисты хот€т сначала установить добрые межличностные отношени€. ќдно из самых сильных разочарований коллективиста, когда он понимает, что индивидуалист не станет ему близким другом.

 оллективисты чувствуют себ€ комфортно в отношени€х неравного статуса. »м нравитс€ и они считают правильным оказывать уважение авторитетному лицу и самому чувствовать себ€ Ђначальникомї при общении с нижесто€щими. ћногие индивидуалисты, наоборот, чувствуют себ€ дискомфортно, когда попадают в отношени€ с неравным статусом. ќни часто говор€т: Ђ«овите мен€ по имениї, но что еще хуже Ц они начинают называть по имени коллективиста намного раньше, чем он сам к этому будет готов.

ƒарение и оказывание услуг особенно важно в коллективистских культурах, при этом взаимодействие часто строитс€ на Ђбезденежнойї основе.  оллективист, рассматривающий индивидуалиста как члена ингруппы, может обидетьс€, если тот предложит ему деньги за какую-то оказанную услугу. ≈динственна€ подход€ща€ плата Ц оказать ему встречную услугу.

¬ коллективистских культурах люди часто сопровождают друг друга и делают личные дела вместе. Ёто создает дискомфорт дл€ индивидуалиста, который нуждаетс€ в автономии и в том, чтобы Ђпобыть одномуї. ѕри этом коллективист чувствует себ€ неуютно, если индивидуалист не хочет быть с группой.

≈сли индивидуалист назначит встречу коллективисту, он вполне может ожидать, что тот €витс€ не один, а в сопровождении. ѕричем, чем многочисленнее сопровождение, тем выше статус персоны, поэтому индивидуалист должен понимать, что прийти в сопровождении не означает оказать давление на него, просто коллективист показывает свой статус. ѕри этом индивидуалист, приход€ на встречу один, рискует оказатьс€ в глазах коллективиста Ђсоциально незначимой персонойї.

 оллективисту, чтобы успешно взаимодействовать с индивидуалистом, надо научитьс€ меньше внимани€ обращать на группы, на демографические характеристики (пол, возраст и др.) и не ждать поведени€ в соответствии с некими групповыми нормами, а больше внимани€ удел€ть установкам и предпочтени€м данного конкретного человека.

 оллективисту следуетпомнить,что индивидуалисты горд€тс€ своими прошлыми и нынешними достижени€ми, своим личным успехом, своей компетентностью. Ёто важные аспекты их я-концепции. ѕри этом они эмоционально не прив€заны к своим ингруппам, за исключением своей собственной семьи (супруг(а) и дети).

»ндивидуалисту привычны стратегии соперничества особенно в ситуации, где €вно идет сравнение с другими. Ёто не свидетельство его враждебности, а просто ответ на услови€ жизни, которые требуют соревновательности.  оллективист, который пытаетс€ убедить индивидуалиста в чем-то, должен приводить личностно значимые аргументы, а также комплименты достижени€м и компетентности индивидуалиста. »деи групповой гармонии, кооперации, избегани€ конфронтации не вдохновл€ют индивидуалиста.

¬заимодействие с индивидуалистом может быть дружеским с первой минуты, но официальным и кратковременным. ¬рем€ Ц Ђденьгиї дл€ индивидуалиста и с ним можно делать бизнес сразу, т. к. любые промедлени€ дл€ него Ц напрасно потер€нное врем€. ¬аши отношени€ с ним будут длитьс€ столько времени, сколько ему нужно или выгодно, т. к. в его воспри€тии результат этих отношений должен быть существеннее, чем затраты на них.

 

¬опросы дл€ обсуждени€

1. ¬ли€ние культуры на формирование психики человека.

2. Ёлементы, вход€щие в структуру этнического сознани€ и этнического самосознани€.

3. —тереотипы: пон€тие, структура и особенности.

4. Ётноцентризм как составл€юща€ этнического сознани€ и самосознани€.

5. Ќезависима€ и взаимозависима€ я-концепци€.

6. ƒостоинства и недостатки индивидуализма и коллективизма.

7. ѕон€тие Ђлицаї как одного из структурных элементов я-концепции.

8. —тратегии защиты Ђпозитивного лицаї.

9. ќсобенности интеракции в индивидуалистической и коллективистской культурах.

 

“ематика творческих работ

1. Ђ руглый столї на тему: ЂЁтнические стереотипы и этноцентризм как факторы, преп€тствующие пониманию другихї.

2. Ђ руглый столї на тему: Ђƒостоинства и недостатки индивидуализма и коллективизмаї.

3. —еминар-тренинг: Ђѕоддержи свое лицо Ц поддержи мое лицої.

4. —еминар-тренинг: Ђћы поймем друг друга (особенности общени€ в индивидуалистической и коллективистской культурах)ї.

5. ѕрезентаци€ собственной фирмы или проекта дл€ представителей индивидуалистической культуры (например, американцев) или коллективистской культуры (например, китайцев).

√Ћј¬ј 12





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-10-27; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2957 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

1503 - | 1390 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.