Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Какой смысл вкладывается в понятие «вера»?




 

Что же такое вера? Понятие «вера» многозначно. Есть материалистическая и религиозно-идеалистическая трактовка веры.

Вера, во-первых, понимается как элемент разума, который включает в себя момент научной истины, практически проверенного знания о каком-либо объекте; вера, во-вторых, – это степень достоверности факта, обязательный уровень устоявшегося, традиционного знания; в-третьих, вера – это готовность действовать, опираясь на ранее приобретенные знания, определенным образом. Вера здесь связана с наивно-стихийным, а также с научным мировоззрением и его формированием.

Что касается второго, религиозно-идеалистического, значения понятия «вера», то оно выражает, во-первых, слепое следование догматическим принципам без их логической проверки, без их логического анализа. Но даже если подобная проверка проводилась, то она не повышает и не понижает авторитетность и степень убедительности аргументов и фактов. Во-вторых, вера связана с определенной эмоциональностью, рассчитана на эмоции, чувства, экзальтацию. В-третьих, вера связана с движением не к научной, объективной истине, а вспять от нее, так как вера является последним уровнем знания. Она всегда со-бытие с Богом и есть, по словам Гегеля, «мучительное противоречие в глубинах духа». Только такая вера позволяет индивиду вступать в общение с иррациональным объектом. Как правило, это диалог по форме и монолог по существу. Вера – это общение иллюзорно-практическое, всегда рассчитанное на чудо, на признание чудесного в реальной жизни. Религиозная вера возникает не в процессе познания, а в процессе понимания человеком мира. Он представляется человеку сложным, таинственным, непознаваемым, и индивиду остается только одно – домысливать нереальные связи, отношения и существа. Все это рушится тут же, когда человек начинает практически действовать, идти от познания к практике.

Как связаны научное познание и вера? Материалистическая трактовка веры способствует научному познанию. Религиозно-идеалистическая трактовка веры – антипод научного познания, способствует заблуждению.

 

Что такое практика?

Научное решение о возможности познания мира, о соотношении уровней познания и его границах, об истине или заблуждении,
о природе и взаимодействии субъекта и объекта познания и др. обусловливается деятельностью человека – в конечном итоге его материальной, т.е. практической деятельностью. Практика (от греч. «праксис» – дело, действие) – это чувственно-предметная, материальная деятельность по освоению и преобразованию человеком действительности. (См.: Философская энциклопедия. Т. 4. Статья «Практика».)

Практика – основа не только познания, но и всей жизни человека, человеческого общества. Введение учения о практике в теорию познания дало возможность философской науке преодолеть ограниченность как метафизических, так и идеалистических учений о познании.

Метафизический материализм понимал познание как абстрактный индивидуальный акт пассивного отражения субъектом действительности («гносеологическая Робинзонада», теория «чувствующего фортепиано», учение Д. Локка о душе человека как о «чистой доске», на которой природа пишет свои узоры, и т.п.). Введение категории практики в теорию познания дало возможность объяснить познание как социальный, конкретно-исторический, активный процесс; практически изменяя мир, общественный субъект познает его.

Идеализм, в противоположность метафизическому материализму, развивал плодотворную идею активности познавательного процесса, но в силу непонимания (или ограниченного понимания) роли практики мистифицирует этот процесс. Преодолеть данный недостаток стало возможным благодаря введению в эпистемологию учения о практике.

Исходным положением диалектико-материалистической эпистемологии является вывод о том, что в основе познания лежит не чувственное восприятие, не абстрактное мышление и не абсолютный дух, а человек в его социально-историческом бытии, в его деятельности. Суть этого бытия – в активном отношении к миру по поводу его разумного понимания и практического преобразования.

Практика – это активная целесообразная, материально-предметная преобразовательная деятельность, целостное системное образование, существо которого раскрывается в следующих моментах: цель, сама целесообразная материальная деятельность, предмет, средства, результат практической деятельности.

Практика как целенаправленная деятельность представляет собой единство субъективного и объективного, ибо люди сами делают свою жизнь, свою историю, каждый человек обладает определенными знаниями, мировоззренческой установкой, волей и т.д. Будучи материальной деятельностью по-существу, практика проявляется как диалектически-противоречивое тождество духовного и чувственно-предметного действия, элементарной «клеточкой» которого является познавательно-технологическое отношение (каждый акт предметного действия сопровождается действием в идеальном плане), которое проявляется в актах опредмечивания и распредмечивания.

Важнейшей движущей силой практики являются человеческие потребности и интересы.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 756 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2461 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.