Если поблизости нет медицинского работника и нет возможности быстро добраться в медицинское учреждение, следует, покинув место насилия, зайти в ближайшее учреждение и вызвать «скорую помощь», объяснив при этом истинную причину вызова («преступники насильственно ввели наркотик шприцем — надо срочно ввести противоядие»).
Не теряя времени на ожидание бригады «скорой помощи», следует выпить около одного литра жидкости — воды, компота, сока. Тем самым будет усилено и ускорено мочеотделение, а значит, удалена значительная часть наркотика из крови.
Если же наркотик введен не иглой, а в желудок — с напитком или едой (обманным образом), то, узнав об этом, следует до приезда «скорой помощи» начать промывание желудка. Для этого желудок переполняют жидкостью, а затем вызывают рвоту. Надо выпить побольше воды (лучше с добавлением небольшого количества марганцовокислого калия), молока, кефира или супа — лучше жирного (капельки жира супа и молока хорошо связывают яды). Объем выпиваемой жидкости зависит от степени наполнения желудка; после плотного обеда в течение часа достаточно 1 стакана, а натощак — 6-8 стаканов; детям — соответственно меньше. После наполнения желудка следует пощекотать корень языка двумя пальцами (указательным и средним) в глубине зева. При этом безотказно возникает рвотный рефлекс. После опорожнения желудка промывание повторить 2-3 раза. Причем если в первый раз применялся один стакан воды, то теперь их должно быть 6-8.
В первые часы после контакта с наркотиком не рекомендуется физическая активность (добираться в поликлинику пешком и тем более бегом; суетиться, ходить из угла в угол и т.п.). Это ускоряет кровообращение и способствует распространению уже проникшей в организм части наркотика по внутренним органам и проникновению в мозг.
После промывания желудка целесообразно применение слабительного и промывание толстого кишечника клизмами для удаления той части нарковещества, которая успела попасть из желудка в кишечник. А там время пребывания наркотика должно быть кратчайшим. Поэтому и применяется метод ускоренного освобождения кишечника от его содержимого с помощью слабительных средств и промывания. Это делается уже в больнице. А иногда дома — если пострадавший скрыл случай наркотического насилия или не рискнул обратиться в больницу из стеснительности или нелепого страха перед медициной. Такое самолечение нежелательно: не все виды слабительных безопасны в состоянии отравления тем или иным конкретным нарковеществом.
Важнейший этап защиты организма от порабощающего и ядовитого влияний наркотика — его нейтрализация противоядием. Но это должен делать только врач (данный этап осуществляется в случае появления признаков опьянения — когда часть наркотика все-таки успела проникнуть в кровь).
Если не удалось своевременно предотвратить проникновение наркотика в кровь, причем проникшая часть наркотического вещества достаточно велика, может развиться состояние сильного опьянения или даже отравления.
В этих состояниях тоже следует применять описанные выше методы предотвращения дальнейшего всасывания наркотика из желудочно-кишечного тракта в кровь. Но делать это пострадавший должен более интенсивно.
Если же отравление настолько выраженное, что лишает способности к оказанию самопомощи, то следует рассчитывать на помощь кого-то из окружающих лиц с последующей госпитализацией в медицинское учреждение. Пострадавший должен обратиться к ближайшему из окружающих с просьбой об этом.
Предпочтительнее случай, когда лицо, оказывающее помощь, обладает знаниями и навыками первой помощи при отравлениях.
Приведенные методы активной самозащиты от насильственного приобщения к наркомании могут быть эффективными только при абсолютном понимании личной ответственности за свободу собственной психики от химико-наркотических пристрастий. В случае несоблюдения этого требования большинство рассмотренных здесь методов будут неэффективными вследствие пессимизма, скептицизма и обусловленного ими небрежного исполнения приемов самозащиты.