Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материалы для клеевой живописи




Клеевая живопись представляет собой вид живописной техники, при котором связующими пигментов являются клеи. Клеевые краски широко применялись в монументальной живописи Древнего Востока, Средней Азии, Японии, Китая, России. В настоящее время применяются в основном во внутренней отделке различных помещений. Для приготовления красочных составов используют клеи животного, растительного и синтетического происхождения.

Животныеклеи. Рыбий клей (ГОСТ 2776) готовится из внутренней оболочки плавательного пузыря различных рыб (осетра, белуги, севрюги, сома, сазана и др.). Более низкие сорта клея получают из рыбьей чешуи и отбросов трески. Выпускается преимущественно в виде пластин (плиток). В последнее время на рынках появился так называемый жидкий рыбий клей, по качеству превосходящий плиточный. В водный покрасочный состав клей вводится в жидком состоянии в количестве от 2 до 10% сухого клея от массы пигмента. Избыток клея загрязняет колер и снижает декоративные качества.

Для получения жидкого клея пластинки замачивают на 24 ч в холодной воде. Затем набухший клей разминают, варят на водяной бане, процеживают через марлю или сито и вводят антисептик. Для реставрационных работ применяют 5...6%-й раствор рыбьего клея. В качестве пластификатора в приготовленный клей вводят мед.

По сравнению с другими клеями рыбий клей наиболее полно отвечает требованиям, предъявляемым к материалам для живописи. Он почти бесцветен, обладает достаточно высокой клеящей способностью и эластичностью и не так легко загнивает. Для предохранения клея от загнивания в его состав вводят консервирующие вещества (карболовую или салициловую кислоту, фенол, крезол и другие антисептики).

Мездровый клей (ГОСТ 3252) вырабатывается из мездры (изнанки невыделанной кожи) и отходов мясоперерабатывающего кожевенного производства. По цвету — от светло-желтого до темно-коричневого. Такой клей обладает достаточно высокой клейкостью, но плохо разбухает в воде и быстро портится. Поставляется в виде плиток, дробленым и в чешуйках.

Для приготовления малярной консистенции мездровый клей растворяют в медной или эмалированной посуде при температуре, значительно выше комнатной, но не выше 60 °С. При растворении он поглощает пятикратное количество воды. Кипятить мездровый клей при растворении нельзя, так как при этом теряется клейкость.

Костный (малярный) клей (ГОСТ 2067) получают из костей крупных позвоночных животных и костяных отходов, а также из лома различных костяных изделий. Для этого кости дробят, обезжиривают, а затем варят. Клеевой бульон, содержащий Ю...20% клея, отстаивается, осветляется фильтрованием, иногда отбеливается, выпаривается в вакуум-аппаратах до 30...40% содержания клея и перерабатывается на пластины. Сухие плитки клея имеют в длину 80... 150 мм, толщину 10... 16 мм. Сухая твердая блестящая поверхность клея может быть от темно-желтого до темно-коричневого цвета. Выпускается также твердый дробленый клей и клей галерта (клеевой студень).

Чтобы из сухого клея приготовить жидкий, плитки разбивают на куски, дробят и замачивают на 24 ч в холодной воде, затем варят на водяной бане в течение 40...50 мин. Последние 10 мин поддерживают температуру 60 °С. В процессе варки клей непрерывно перемешивают. В сваренный клей вводят антисептик, предварительно растворенный в воде (например, пентахлорфенолонатрия и др.), в количестве от 0,5 до 1% от массы сухого клея. Клей хранят при температуре +5...6 °С не более 7 дней. Костный клей обладает несколько меньшей связующей способностью по сравнению с мездровым.

Казеин является одним из важнейших составных элементов молока (в коровьем молоке его около 3,6%). Творог, получающийся из скисшего молока, и есть казеин. Однако в обыкновенном твороге, получающемся натуральным скисанием молока, содержится значительное количество жира, молочного сахара и бактерий.

Для получения казеина с наименьшим содержанием названных веществ используют метод искусственного створаживания свежего молока кислотами. Для этого к свежему молоку примешиваются соляная, серная или уксусная кислоты. Получившаяся творожная масса промывается водой, обрабатывается щелочью (содой или нашатырным спиртом), и затем получившийся казеиновый клей снова створаживается кислотой. Так поступают несколько раз. Обработанный таким образом творог лучше всего освобождается от масла и других посторонних веществ.

Промытый творог отжимается и протирается через тонкое волосяное сито еще в сыром виде, чтобы легко достигнуть его тонкого измельчения. Полученный казеин затем высушивается при обыкновенной комнатной температуре и может применяться для приготовления красочных составов.

Казеин нерастворим ни в холодной, ни в горячей воде, а только набухает. Растворяется при действии на него нашатырного спирта, соды, буры, углекислого аммония, едкого калия и натра, едкой извести, т. е. щелочей. С помощью перечисленных растворителей получается казеиновый клей, обладающий большой клеящей способностью, а также способностью эмульгировать масло, лаки и т. п. При высыхании он сильно уменьшается в объеме и поэтому имеет склонность к растрескиванию.

Растворы казеина, полученные с помощью едкой извести, после высыхании становятся водонерастворимыми; будучи обработаны формалином или уксуснокислым глиноземом, не разбухают в воде и не загнивают. Они не нуждаются в особых консервирующих веществах, так как вещества, растворяющие казеин, сами по себе уже препятствуют его загниванию.

Казеиновые краски для росписей готовят в процессе работы на казеиновом клее «Экстра». В качестве примера может служить следующий состав по массе (часть): казеин — 1; нашатырный спирт (25%-й раствор) — 0,1; вода — 5; известковое молоко — 0,6. Для приготовления краски перемешивают 100 г известкового теста в 500 г воды. Нашатырный спирт смешивают с водой и растворяют в ней казеин в течение 1 ч. Затем при перемешивании в состав небольшими частями вводят известковое молоко. Пигменты с казеиновым клеем перетирают на мраморной доске. Металлические инструменты и посуду, которые ржавеют от казеинового клея, не используют в работе, так как могут испортить окрасочный состав.

Растительные клеи. Крахмал — природный полимер, который содержится в листьях растений, плодах, корнях и клубнях. Вырабатывается из картофеля, пшеницы, ржи, кукурузы и риса. Крахмал представляет собой, как правило, белый порошок, не растворимый в холодной воде. В горячей воде он значительно набухает и превращается в крахмальный клейстер. Однако во избежание образования комков и сгустков при заваривании его предварительно разводят холодной водой.

Свойства крахмала в значительной степени зависят от вида растений, из которых он вырабатывается. Лучшим считается крахмал из зерновых культур. В стенной живописи крахмал используется как связующее при росписи под шелк и бронзой.

Клей-камеди получают из коры плодовых деревьев, в зависимости от которых он получает названия — черешневый, сливовый и т. п. В воде камедь набухает, а при нагревании и последующем протирании через сито получают клей (слизь), который и используется в живописи.

Трагант представляет собой засохший сок из надрезов стволов и ветвей некоторых кустарников из рода астрагалов. В воде сильно разбухает и становится студенистым.

Гуммиарабик вырабатывается из различных видов тропической акации. Лучшими видами гуммиарабика является «Hashab», сенегальская и австралийская камедь. Выпускается в виде бесцветных или желтоватых кусков величиною с орех. После растворения в воде затвердевает на воздухе.

Группа синтетических клеев рассмотрена в п. 7.5, пигментов и красителей — в п. 11.2.

 

Материалы для энкаустики

Энкаустика (от греч. enkaustike — выжигаю) — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск, так называемая восковая живопись (рис. 14.3). Техника энкаустики была создана в V в. до н. э. в Древней Греции и стала одной из наиболее прочных и долговечных. Однако считается, что подлинная техника этого древнего способа живописи теперь утрачена. В основном живопись выполнялась красками в расплавленном виде (отсюда и название). Предварительно разогретые краски наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни.

 

Рис. 14.3. Восковая живопись, выполненная техникой энкаустики

 

Основными материалами для энкаустики являются:

• пигменты (цинковые белила, светлая охра, красный кадмий, краплак, ультрамарин, светлый кобальт, малярная лазурь, натуральная и жженая сиена, изумрудная зелень, слоновая кость и др.). При этом могут быть совместимы самые разнообразные пигменты, поскольку воск, обволакивая частицы пигмента, прекращает тем самым реакцию их окисления;

• очищенный воск (пунический);

• смола (даммаровая, мастичная, пихтовая, очищенная канифоль);

• масло (льняное, ореховое, маковое, подсолнечное) — применяется для того, чтобы при высыхании живопись не белела и не потела.

Воск представляет собой жироподобное аморфное вещество, состоящее из сложных эфиров высших жирных кислот и высокомолекулярных спиртов, как правило, одноатомных. Пластичный, легко размягчается и плавится в интервале температур 40...90 °С, стойкий к действию различных реагентов и многие годы способен сохранять свои свойства без изменений.

По происхождению воск подразделяется на животный (пчелиный, шерстяной, спермацет), растительный, ископаемый и синтетический. Однако в восковой живописи основным связующим является пчелиный воск — продукт восковых желез, расположенных на брюшке пчелы (ГОСТ 21179). По цвету пчелиный воск может быть от белого до желто-бурого и с характерным медовым запахом. Плавится при температуре 62...68 °С. Нерастворим в воде и глицерине, но легко растворяется в жиpax, эфирных маслах, парафине, скипидаре, керосине и бензине. Благодаря его малой химической активности и высокой влагостойкости, произведения, выполненные восковой живописью, сохраняют в течение многих веков первоначальную свежесть локального цвета, плотность и фактуру красочного слоя и хорошо сочетаются с современными материалами.

В древности для приготовления восковых красок использовали белый очищенный воск (gera punica — пунический воск). Подготовка такого воска длилась десятилетиями и обычно он предназначался для будущих поколений художников. Воск вымачивали в морской воде, выдерживали под лунным светом и затем перетапливали в особом режиме. В результате он приобретал свои удивительные свойства и способность покрывать поверхность росписи тонким защитным слоем.

Для изготовления энкаустических красок сухие пигменты смешивают до насыщения с расплавленным пуническим воском и небольшим количеством смолы. Перед употреблением застывшие краски вновь подогревают до расплавления и в таком виде пишут ими по предварительно загрунтованной тонким слоем восковой мази поверхности основания (мраморы, известняки, сланцы, песчаники, плотные туфы, прочные цементные и известковые штукатурки, бумага, картон, холст и другие современные материалы).

В зависимости от пористости материала основания грунт под энкаустику бывает твердым (по граниту, мрамору и другим твердым материалам) и мягким (по штукатурке, сланцу, известняку, туфу, песчанику). Мягкий грунт имеет следующий состав по массе (г): цинковые сухие белила — 10, пчелиный воск — 6, канифоль — 8. Для приготовления такого состава в фарфоровый тигель, установленный на электроплитку, помещают канифоль, а после ее расплавления воск. Затем тщательно перемешивают, вводят пигмент и снова перемешивают.

Состав твердого грунта (г): цинковые сухие белила — 15, пчелиный воск — 6, канифоль — 8,5.

Грунт, разогретый на электроплитке, наносят на основание кистью слоями, проглаживая каждый слой электрическим утюгом до получения совершенно ровной и гладкой поверхности. Толщина грунта не должна превышать 1...3 мм. Перед выполнением росписи в помещении основание прогревают лампами инфракрасного излучения и пишут по нему подогретыми на электроплитке или песчаной бане восковыми красками.


В настоящее время энкаустику выполняют горячим и холодным способами. Живопись, выполненная горячим способом, отличается долговечностью и прочностью. Ее применяют для росписи наружных и внутренних поверхностей зданий. Росписи, выполненные холодным способом, применяют только при внутренних отделках — по отшлифованной сухой штукатурке, древесине и камню.

Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие материалы используются во фресковой живописи?

2. Что представляет собой краска для выполнения фресковой живописи?

3. Перечислите составляющие старинных темперных красок.

4. Какие требования предъявляются к темперным краскам?

5. Приведите состав современной темперной краски.

6. Какие связующие используются в клеевой живописи?

7. Приведите состав казеиновой краски для росписей.

8. Какие связующие и пигменты используются в восковой живописи?

9. Приведите составы грунтов под энкаустику.



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

(Выберите один правильный ответ)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1955 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2284 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.