Существует достаточно много теорий, объясняющих происхождение государства и права. Ученые, жившие в разные века и эпохи, по-разному рассматривали вопрос об основных причинах возникновения государства и права. Объясняется это, прежде всего, различиями в методологии исследования политико-правовых явлений, философскими и идеологическими пристрастиями разных авторов. К тому же разные ученые жили в разные исторические эпохи, вследствие этого использовали разный объем и разное качество научных знаний, накопленных человечеством. Зачастую теории основывались на процессах, происходивших лишь в отдельных регионах мира, и отображали лишь то, что происходило именно там, в то время как происходившее в других цивилизациях просто не бралось во внимание.
Теологическая теория (Конфуций, Фома Аквинский) исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство существуете силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.
Уже в сохранившихся литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Вавилона, Индии, Китая нашла четкое выражение теологическая теория. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т. е. богоподобен). В древнем Китае император именовался сыном неба. Придавая государству и государственной власти божественный ореол, теологическая теория присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
Теологическая теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневековья и имела главной своей направленностью обоснование превосходства церковной власти над светской. Начиная с IX - X вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. Поэтому он должен подчиняться церкви. Однако сторонники независимой царской власти, напротив, утверждали, что императоры получили свой меч непосредственно от бога.
Есть и современные последователи этой теории, которые считают государственную власть вечной и незыблемой.
Патриархальная теория (Аристотель, Конфуций, Р. Филмер, Н.К. Михайловский, М.Н. Покровский) рассматривала происхождение государства как результат исторического разрастания патриархальной семьи. Правитель выступал в качестве отца, а подданные – его дети.Патриархальная теория рассматривает возникновение государства непосредственно из разложившейся семьи, а власть монарха выводит из власти отца над членами семьи. Эта теория направлена на обоснование неограниченной власти царя, монарха, но истоки этой власти видит уже не в божественном начале, а в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха.
Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны бытъ преданными правителям и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.
Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны. Наиболее уродливо эта тенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культовая идеология не только оправдывала, но и всячески восхваляла концентрацию неограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в «исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказалась вовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть, пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одного человека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалый разгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ни юридически не была защищена.
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство. Позитивным в патриархальной теории было то, что её сторонники в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.
Согласно договорной (естественно-правовой) теории (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, А. Радищев, Ж.Ж. Руссо, Б. Спиноза) государство возникло в результате заключения общественного договора. Люди договорились между собой соединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей. Необходимость объединения людей диктовалась появлением общественного неравенства, породившего несправедливость и конфликты, а также целями выживания в условиях природной стихии и окружения враждебными племенами.
Договорная теория исходит из того, что государству предшествует естественное состояние, которое сторонники теории характеризовали по-разному. Одни считали что это был "золотой век человечества" (Руссо), другие
- «война всех против всех» (Гоббс). Важное достоинство этой теории - признание за людьми естественных, неотъемлемых, данных природой или Богом прав. В результате экономического развития и расслоения общества во избежание конфликтов, для достижения мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством, по которому люди передают часть своих естественных прав государству, обязуясь ему подчиняться, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу безопасность. Таким образом, не божественная Воля, а сами люди, их сознательная деятельность стали причиной образования государства. Теория была прогрессивна для своего времени, т. е. предполагала возможность свержения власти (правителя), если он не выполнял условия общественного договора.
Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерно совершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющимся условиям.
Теория насилия (завоевания), возникшая в конце XIX - начале XX вв, объясняет возникновение государства завоеванием одних племен другими, т.е. военно-политическим фактором. Ее основоположники Л.Г. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств), В результате завоевания одним народом других требуется создать особый аппарат для удержания угнетенных в подчинении, этим аппаратом и является государство. Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, — война и завоевание.
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие.
Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.
Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.
Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) основана на материалистическом подходе. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена.
Теория связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовым антагонизмом.
Вгосударстве власть начинает выражать интересы только одной части населения - экономически господствующего класса, который становится и политически господствующим классом. Государство возникает как орудие в руках имущих классов для удержания в повиновении и подавления сопротивления неимущих слоев. Эта роль государства обеспечивается созданием специальных органов принуждения (армии, полиции, суда, тюрем и др.). Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Оно возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим. Эта теория предполагает первичность экономики, что игнорирует общесоциальное предназначение государства.
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но также нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
Психологическая теория (Л.Петражицкий, Г.Тард) выводила государство из психических особенностей человека: одним свойственно подчиняться, а другим – повелевать. Л. И. Петражицкий (1867 - 1931 гг.) объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в частности стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было бы подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни. Таким образом, государство и право порождены не материальными условиями жизни, как в марксистской доктрине, а особыми психическими свойствами людей, их эмоциями, переживаниями. Причиной возникновения государства является определенное состояние психики людей. Постоянная зависимость людей первобытного общества от авторитета вождей, служителей язычества и колдунов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно.
Органическая теория (Г.Спенсер, Вормс, Х.Прейс). Английский мыслитель Г. Спенсер, живший в XIX в. использовал аналогии и термины из биологии и других наук о жизни живых существ и сопоставлял общество с биологическим организмом, тщательно выясняя их сходство и различия. Результатом такого сопоставления стало обнаружение некоторых закономерностей. Так, Г. Спенсер считал, что общество, как и живой организм, подвержено стадийности развития, например переходу от простого к сложному. Это усложнение он видел, в частности, в объединении людей в такие общественные группы, как семья, племя, союз племен, города-государства и т.д. В обществе происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшеефункционирование государства. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (поданных - другие органы и части тела).
Ирригационная (гидравлическая) теория (немецкий ученый XX в. К.-А. Виттфогель) объясняет возникновение государства необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах. И действительно, в первых городах-государствах - Месопотамии, Египта, Индии, Китая происходили процессы создания мощных ирригационных систем. В связи с этим сформировался слой управленцев,которые знали: как поддерживать работу этих сооружений, обеспечивать судоходство, распределять воду, производить ремонт сооружений и др. Эти работы, по мнению Виттфогеля, требовали жесткого централизованного управления, распределения, учета и др. Государство выступает как организатор масштабных работ, без которых люди не могли бы прокормить себя.
Данная теория отражала некоторые реальные процессы, происходившие в восточных регионах, но в действительности процессы образования государства и ведения ирригационных работ шли параллельно, хотя образование государства было первичным, поскольку именно государство было в состоянии вести такие трудоемкие и гигантские работы, как строительство
Расовая теория (Ф.Ницше, де Гобино) - существуют высшие и низшие расы, и т.к. высшие призваны управлять низшими, то возникает государство как инструмент обеспечения этой власти.
Инцестная (половая) теория (французский социолог и. этнограф К.Леви-Стросс) исходным социальным фактом, приведшим к возникновению государства, стал запрет на инцест, кровосмешение. Введение этого запрета потребовало наличия особой группы людей, наделенных особыми правами и возможностью принуждения. В последствии они стали выполнять и иные общественные функции, став аппаратом государственного управления.
Диффузная теория (Гребнер). Государство возникает, вследствие «диффузии» (растекание, распространение), т.е. передачи социально-политического опыта, навыков и технологий государственного управления от одних народов к другим. Распространение и усвоение опыта управления большими общностями людей вследствие усиления связей между народами привело к образованию новых государств.