Н.-теоретико-методолог.ориентация в социологии, опирающаяся осознанно или неосознанно на философские положения логич.позитивизма. Появился в конце 70-х гг. Работа де Роберти «Новая постановка основных вопросов социологии». Автор выделял причины появления Н:
1. Новая реальность и появление новых проблем
2. Вступление российского общества в капиталистическую стадию развития
3. Произошло изменение соотношения философии и социологии
С.выступила как самост.наука,имеющая свой предмет и объект.Де Роберти предлагал ввести новые понятия и категории, изменить методологию. Общество усложнилось,след-но,требуются новые подходы и методы. Требовалось соединение объективного и субъективного методов.Появляется потребность в чистой социологии,оторванной от философии.С.должна строиться на соц.связях и взаимодействиях,должна изучать социальность.
Принципы неопозитивизма
1) Обществ.процессы,явления следует рассматривать с учётом законов природы.
2) Социолог.иссл-я и их методы д.б. точными, как и в естеств.науках.
3) Все СИ д.б. свободны от к-л идеологии.
4) Все научные действия д.определяться операционно.
5) Все соц. явления д.б. описаны и выражены количественно.
С одной стороны, Н. подвергает справедливой критике объективно-идеалистические концепции, отстаивает применение научных (математических) методов, с другой – он суживает границы и возможности СИ, пытается оторвать С. от политики, выступает против историзма и абсолютизирует мат.методы.
Н. основан на взаимодействии,которое понимается через общение. На этом этапе С. пытается стать самост.наукой, уточняет свои понятия и категории, формулирует новые закономерности.
Наиболее яркими представителями нового этапа развития российской социологии являются П.А.Сорокин, К.М.Тахтарев, А.С.Звоницкая.
П.А.Сорокин (1889-1968)-выдающийся социолог 20 века. Ещё будучи студентом, Сорокин опубликовал более 50 работ и среди них фундаментальную монографию «Преступление и кара, подвиг и награда», однако неопозитивистские воззрения представлены в его труде «Система социологии». Основа развития об-ва-соц.связи,соц.взаимодействия.
К.М.Тахтарев (1871-1925)-крупный российский историк и социолог. Учился в военно-медицинской академии, участвовал в революц.движении. Работал в Петроградском университете, в кот. в начале 20-х гг. стал профессором социологии. Работа «Наука об общественной жизни» (1910) «С,-писал он,-есть наука, кот.изучает обществ.жизнь, взятую в целом, выясняет обществ.явления в их естественных и необходимых соотношениях и устанавливает выражающиеся в них закономерности». Самым наглядным проявлением общественной жизни является «общение сожительствующих людей». Следоват-но, С.должна обращаться к трём фундаментальным явлениям социальности:
1. Сожитию как основе обществ.жизни
2. Общению,лежащему в основе любой обществ.связи
3. Человеку как сообщественнику,субъекту соц.жизни
Общение в этой системе играет ключевую роль.С.ориентирована на струк-функц.анализ обществ.сотрудничества. Большое значение имеет использование статистико-социолог.метода, с пом.кот. соотношения соц.явлений можно выражать на языке чисел и тем приблизить С.к точным наукам.
Понятие о жизни сообща (сожитии), по Т., основное и исходное понятие. Из этой установки Т.выходит к определению об-ва как самодостаточного сожития людей, сознающих своё обществ.единство, проявляющееся в их самодостат.общении с целью всестороннего обеспечения жизни. Если сожитие есть содержание обществ.жизни, то общение – форма её проявления. Изучить обществ.жизнь – изучить различные формы общения, лежащие в основе любого соц.эл-та. Исходной обществ.единицей выступает человеческая личность, кот.является не самодостаточной, а самодостаточность достигается только в сожитии и общении. Тахтарев производит соотносительный анализ структуры общества в терминах обществ. сотрудничества и обществ. борьбы.
Сотрудничество, вытекая из общения,является фундаментом всякой обществ.связи,или солидарности. Т.даёт чисто оценочную хар-ку сотрудничества, полагая, что оно имеет место только в случае совм.принятия решений боль-вом членов об-ва по поводу целей, направляющих общую деят-сть. При этом простое сотрудничество мы наблюдаем очень редко, оно всегда осложнено разделением труда. В рез-те, об-во расслаивается на группы, внутри кот. солидарность укрепляется, но одновременно между группами усиливается разобщение. Общение в форме сотрудничества порождает уклад об-ва, разделение же труда задаёт обществ. строй как опр.систему соотношения соц.групп.
Соц. прогресс Т.интерпретирует на основе принципа творчества как высшего проявления труда. Поступательный ход обществ.жизни имеет двойственный хар-р, т.е. предст.собой чередование медленного течения (эволюции) и бурных изменений (революции). Однако довольно трудно выявить момент перехода эволюции в революцию и обратно; и то, и другое движение происходит волнообразно, а волны отличаются только своей амплитудой.
Фундаментальной категорией, объясняющей различные формы об-ва, является образ жизни, т.е. «удовл-е потр-тей». Изменениям образа жизни можно выделить 5 ступеней развития:
1) наиболее ранняя ступень, опирающаяся на охотничий образ жизни;
2) родовое об-во, вырастающее из кочевого образа жизни;
3) ступень, обусловленная переходом к оседлости и сельско-общинному образу жизни;
4) феодальное об-во, опирающееся на натуральное хоз-во и постепенно перерастающее в сословное;
5) ступень, обусловленная городским образом жизни.
Тахтарев исследует проблемы развития личности. Это порядок, уровень общения. Чем многообразнее общение, тем более развитая личность.
А.С.Звоницкая (1897-1942)-первая женщина-социолог. В 17 лет выпустила 4-х томный труд «Опыт теоретической социологии». Суть теоретической социологии заключается в выяснении классификационного признака общественности, анализе методов социологии, её логических и исторических категорий. Изучение отдельных циклов общественности есть задача частных социальных наук. Для построения теоретической социологии необходимо определить видовой признак понятия об-ва, каковым Звоницкая считает соц.связь. Социальное распознаётся нами по некоторому объединению сознательной жизни и согласованию деятельности, причём оба эти явления неразрывно связаны и немыслимы друг без друга.
В основе чел.жизни лежит общение, в ходе кот.образуется ткань об-ва, его культура, формируется личность. В процессе развития личности имеют место 3 момента:
1) приобретение личностью сведений об окр.психолог.среде (социализация);
2) обобщение, типологизация полученных сведений (самосознание);
3) предположение о наличии сходных обобщений у других личностей, т.е. согласование совместной деят-сти.
Центральное понятие социологии З.- эективация (ожидание). Именно ожидание составляет необх.основу кооперации и общения и заключает в себе искомую природу соц.связи. Сознание себя и сознание другого, личность и соц.связь возникают одновременно. Личность и об-во неразделимы ни в генетическом, ни в логическом порядке. Наиболее распространённая форма ожидания - подражание, анализ которого позволяет нам понять внутреннюю структуру об-ва. Устойчивые типы эективации создают особые линии социальности или формы соц.общения. Эти линии образуют структуру об-ва.
Анализируя систему соц.ожиданий,З.обращается к теории соц.конфликта. Подтверждение ожиданий составляет норму деят-сти, нарушение ожиданий воспринимается как преступление. Если нарушение совершается изолировано, то мы имеем конфликт между личностью и об-вом. Если же «преступной» оказывается целая группа, то налицо соц. кризис. После кризиса идёт процесс медленного выздоровления об-ва, решающую роль в этом играет симпатия. Симпатия есть исходное отношение к себе и к другим. Уровень её прямо пропорционален степени сознания сходства. В рез-те соц.кризиса и борьбы сфера симпатии резко сужается. Но одновременно сознание бессилия, тоски вызывает и рост симпатии, ибо только за неё люди могут зацепиться, чтобы выжить.
В идеях российских социологов неопозитивистской ориентации представлены ключевые тенденции социологии 20 века.