Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Натурализм в социологии XIX-начала ХХ веков




История западной социологии.

ОСНОВАТЕЛИ СОЦИОЛОГИИ

Конт, Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье (1798-1857) - французский социальный мыслитель. Конт - один из основоположников новой позитивной социальной науки об обществе, давший ей имя - социология. Получив математическое и естественное образование, Конт стал приверженцем естественнонаучно ориентированного знания. Социология должна была стать, по мнению Конта, таким же точным знанием, использующим методы естественных наук, отвергающим спекуляции и вымыслы. Основные работы Конта: "Курс позитивной философии", "Система позитивной политики". Конт вошел в историю социальной мысли как синтезатор идей французского традиционализма и позитивизма. Свои задачи как ученого он определил так: главное - моральная реконструкция общества, восстановление гармонического порядка, нарушенного Великой Французской буржуазной революцией; эквивалентом религии должна стать научная социология, но прежде нужно подготовить умы для ее восприятия. Общество - это надындивидуальная сущность, тождественная государству (А.Сен-Симон), тоталитарная иерархическая структура, в которой каждый исполняет свою роль, как на хорошо отлаженной фабрике (де Местр); это тоже организм, как в биологии, только коллективный, где индивиды получают содержательный смысл, только как часть общественного целого. Преобразовывать общество Конт предполагал на основе открытого им "Великого Закона 3-х стадий" или закона интеллектуальной эволюции человечества. Высшей стадией истории человечества, по Конту, является позитивная, научная стадия. Конт выделил в социологии два раздела. Социальная статика содержит ответ на вопрос о природе социальной связи. По Конту - это глобальная структура общества: строение, составные части, принципы связи между ними. Социальная динамика - это социологическая трактовка Закона 3-х стадий, содержащая идею общего направления прогресса, заключающегося в поступательном развитии интеллектуальных сил человечества. Стремясь создать точную, общезначимую науку об обществе, сформулировав методы новой науки, подойдя к пониманию общества как органического целого, Конт занял достойное место в истории социологии.

Спенсер, Герберт (1820-1903) - английской философ и социолог-позитивист. Спенсер - представитель социального эволюционизма, рассматривавший процесс эволюции как движение от простого к сложному, и органицизма, направления в социологии, проводившего параллели между обществом и живыми организмами. Получив инженерно-ремесленное образование, Спенсер, как и О.Конт, больше заимствовал из естествознания, чем из философских или психологических книг. Основная работа Спенсера для изучающих социологию - ”Основания социологии", в которой он и проводит два основных принципа - эволюционизм и органицизм. Общество, по Спенсеру, это организм, целостность, составляющаяся взаимозависимыми частями, находящимися в равновесии. Сущность эволюции в двух взаимосвязанных процессах - дифференциации и интеграции. Дифференциация означает движение от простых неразделенных целостностей к сложным разнородным образованиям, в которых части целого становятся все более специализированными, оставаясь в то же время интегрированными. Интеграция состоит в отборе наиболее устойчивых структурных отношений между частями целого. Закон эволюции един для всех форм материи. Предмет социологии и состоит в изучении эволюции в ее высшей форме - эволюции общества, означающей усложнение форм общественной жизни, связей ее с окружающей средой с целью лучшей адаптации к ней. Органическая аналогия проводится Спенсером ради доказательства единства законов, которым подчиняются все эволюционные процессы. Спенсер способствовал распространению термина "социальный институт", определив несколько наиболее крупных категорий институтов и предположив, что совокупность социальных институтов составляет глобальную организацию общества. Спенсеру принадлежит удачный прогноз относительно возможного установления социалистического устройства, характера общественной жизни при этом и более или менее скорого возвращения к естественному ходу эволюции. Спенсер занимает видное место в истории социологии, хотя бы потому, что он первый дал полномасштабное описание сферы социологии, предвосхитил некоторые положения структурного функционализма, применил эволюционный подход к анализу социальных явлений.

Маркс, Карл Генрих (1818-1883) - немецкий социальный философ, социолог, экономист, публицист, революционер. Маркс родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах, занимаясь научной, публицистической, организационной деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению. Исследователи отмечают встречающиеся в его трудах двусмысленности, неясности в определениях, связывая это с тем, что Маркс соединил в себе черты ученого, стремящегося к истине и революционера, проявлявшего нетерпение. Наиболее важными для социолога работами Маркса являются: "Манифест Коммунистической партии" (1848 г. - совместно с Ф.Энгельсом), "Капитал" (1867, 1885, 1894), "Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта" (1852), "Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.", "К критике политической экономии. Предисловие” (1859). Социальный мир, по Марксу, это материальная структура отношений, недоступная наблюдению, но то, что наблюдаемо, должно быть объяснено через структуру этих отношений. Общество - это не субъект, способный действовать, историю творят люди, включенные в структуру материальных отношений. Маркс убежден в причинности развития общества, в универсальности и неизменности законов его развития, в том, что все общества пройдут одни и те же стадии. Социология Маркса, тем не менее - активистская социология, т.к. он утверждал, что законы реализуются только через деятельность людей. Маркс - основоположник теории конфликта, он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу истории. В социально-экономическом анализе капитализма Маркс задается двумя главными вопросами: какова целостная теория общества и какова эволюция капиталистического общества? Маркс создал экономическую интерпретацию истории, положив в основу развития общества движение производительных сил общества. Идея диалектики производительных сил и производственных отношений подсказала Марксу и место классовой борьбы и социальных революций в истории. Социальную структуру Маркс рассматривает в широком и узком смыслах, подходя по-разному к понятию "общественный класс" и не дав ему строгого определения. Следует отметить и теорию отчуждения Маркса, в которой он решал волновавшую его проблему происхождения эксплуатации человека человеком. По мнению многих исследователей творчества Маркса, общая парадигма материалистического понимания истории ждет пока адекватной формулировки.

НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ XIX-начала ХХ веков

Оствальд В.Ф. (1853-1932) - немецкий физико-химик, лауреат Нобелевской премии по химии, представитель механицизма в социологии. Механицизм, физикализм стали в конце XIX в. по сути крайним проявлением позитивизма. Механистическое миропонимание сводило закономерности функционирования и развития общества к механистическим и физическим закономерностям, при этом широко использовалась физическая терминология и фразеология. Социальная структура, общество сравнивались со структурами и процессами неорганического мира. Так, Оствальд, называвший свою социальную концепцию физиосоциологией, полагал, что энергия - единственная субстанция мира, а все социальные явления - суть трансформация энергии. Культурный процесс, по Оствальду, есть трансформация свободной энергии в связанную, а критерием общественного прогресса служит улучшение использования свободной энергии. Подобные идеи отчасти разделяли В.Парето, В.М.Бехтерев. Несостоятельность подобных концепций не умаляет вклада их представителей в разработку теорий и методики социальных измерений и общей теории систем в современной социологии.

Ратцель, Фридрих (1844-1904) - немецкий мыслитель, наиболее крупный представитель социогеографии в социологии. Его социальная концепция, которую он называл "антропогеография”, вскрывала связь природной среды и деятельности человека. Позже в науке критиковалась прямая каузальная связь между ними, но и возникла инвайронментальная социология. Ратцель сформулировал идею процесса диффузионизма: заимствование и распространение культуры, каналы этого процесса; фактически проанализировал этногенез разных народов (хотя термина такого не ввел). Ему же принадлежит формулирование семи законов “пространственного роста государств", основное содержание которых сводилось к неизбежности экспансии государств с целью выживания и улучшения своего географического положения. Эти идеи были впоследствии использованы для оправдания немецкой колониальной политики, а также развивались такими авторами, как К.Хаусхофер, Обст, Маулль.

Реклю, Жан (1830-1905) - представитель французской школы социогеографии. Реклю профессионально занимался географией. Мировую известность ему принесла 19-томная энциклопедия "Земля и люди". Признавая влияние внешней среды на общество, он не был географическим детерминистом. Реклю сформулировал три закона социального развития, идеи которых перекликались с идеями Н.К.Михайловского (преобладающая роль личности в обществе, например). Полагая, что главной социальной проблемой является свобода личности, Реклю проповедовал идеи анархизма, издавая вместе с Кропоткиным периодическую литературу анархистского направления.

Де Ла Блаш, Поль Видаль (1845-1918) - представитель французской социогеографии, основатель французской географической школы. Де Ла Блаш, развивая идеи взаимодействия социальных групп с естественной средой, утверждал, что ландшафт является продуктом не только природных событий, но и трудов человека.

Аммон, Отто (1842-1916) - представитель расово-антропологической школы в социологии, основатель антропосоциологии в Германии. Основными идеями социальных воззрений Аммона были идеи иерархии рас, классов, народов. Проводя огромное количество антропометрических измерений, Аммон формулировал антропологические и социопсихологические характеристики нордической расы, называя ее "высшей расой", а немецкий народ - “избранным".

Де Лапуж, Жорж Ваше (1854-1936) - один из идеологов расизма, живший во Франции. Де Лапуж делил человечество на высшую расу (доликокефалы) и низшую (бракикефалы), полагая, что расы являются основным фактором исторического процесса, а с исчезновением арийских элементов начинается упадок цивилизаций.

Де Гобино, Жозеф Артюр (1816-1882) - французский дипломат, писатель, публицист, представитель расово-антропологического направления в социологии. В основном труде "О неравенстве человеческих рас" (1853-1855 гг.) он утверждал превосходство белой расы, а также то, что этнические смеси ведут к вырождению человечества и к демократии, как к наихудшей форме государственного устройства. Современная социология отвергает утверждение о детерминированности социального поведения биологической наследственностью, но стремится использовать эмпирический материал, накопленный представителями расово-антропологического направления.

Гумплович, Людвиг (1838-1909) - польско-австрийский социолог, представитель социал-дарвинизма в социологии. Гумпловичу как ученому был свойственен глубокий пессимизм в связи с тем, что, с его точки зрения, человеческая история - естественный процесс, а социальные законы ни отменить, ни изменить нельзя, так как они суть форма правления законов природы. Основные работы Гумпловича: "Раса и государство", "Расовая борьба", "Основы социологии". Опираясь на учение Ч.Дарвина, Гумплович считал конфликт универсальным фактором социальной жизни, называя его единственной формой взаимоотношения человеческих групп, ведущих борьбу за существование. Гумплович за 20 лет до У.Самнера ввел понятие "этноцентризм", означающий мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает более высокое место не только среди современных народов, но и по отношению ко всем народам исторического прошлого.

Ратценхофер, Густав (1842-1904) - австрийский представитель социал-дарвинизма в социологии. Ратценхофер, как и Л.Гумплович полагал конфликт главным социальным процессом. Он считал, что во взаимоотношениях между людьми царит абсолютная враждебность по причине борьбы за самосохранение, за пропитание и т.д.

Бэджгот, Уолтер (1826-1877) - английский экономист и политолог, основатель журнала "Экономист”, в котором сотрудничал Г.Спенсер. Бэджгот изложил суть своей социальной концепции в работе "Физика и политика": конфликт между группами является результатом естественного отбора; главный сплачивающий фактор - подражание более низкого слоя более высокому; развитие общества представляет собой сочетание подражания (сообщает устойчивость обществу) и инноваций (позволяющих обществу изменяться).

Смолл, Альбион (1854-1926) - основатель и руководитель первого в мире факультета социологии в Чикаго (1892 г.), основатель Американского социологического общества, профессионального журнала “American Journal of Sociology”, издатель первого американского учебника по социологии. Как социолог, Смолл испытал значительное влияние дарвинизма и психологизма, полагая, что социальная жизнь определяется взаимодействием шести классов интересов, но интересов, имеющих субъективный и объективный аспекты.

Самнер, Уильям Грэм (1840-1910) - американский социолог, находящийся под влиянием дарвинизма. Самнер - один из отцов американской социологии, представивший студентам систематизированный курс лекций по социологии "Наука об обществе". Основные принципы его социологических воззрений, которые во многом устарели, впитали идеи Ч.Дарвина: естественный отбор и борьба за существование, имеющие решающее и универсальное значение; неотвратимость и неуклонность социальной эволюции; нормальность и необходимость социального неравенства; стихийность социального развития, не подлежащего реформированию. Сохранили свое значение идеи Самнера, изложенные им в "Народных обычаях" (1906 г.): механизмы формирования обычаев, их роль в развитии общества как условие этого развития и как код связи между поколениями; разработка понятий "мы-группа" и "они-группа", "этноцентризм" как основа межгруппового отношения.

Фулье, Альфред (1838-1912) - представитель школы органицизма во Франции. Фулье был член-корреспондентом Академии моральных наук Франции, премии которой он получил за книги "Философия Платона" и "Философия Сократа". Социальные концепции он изложил в работах "Психология заезженных идей" и "Мораль заезженных идей", где он отстаивал идею об аналогии общества и организма, подчеркивая при этом психические черты общества, обусловленные коллективной ответственностью.

Эспинас, Альфред (1844-1922) - представитель органической школы в социологии Франции, предшественник праксиологии и этологии. Социальная концепция Эспинаса содержит идеи о том, что рождение социологии было подготовлено изучением связей между животными, а общество - это живое существо, подверженное естественным законам.

Вормс, Рене (1862-1926) - организатор социологической науки во Франции, активный пропагандист новой науки, заложенной О.Контом. Вормс - основатель "Международного социологического журнала", организатор Международного института социологии, создатель Парижского социологического общества, организатор первого обществоведческого конгресса (именно, социологического), учредитель Международной социологической библиотеки. Вормс читал лекции по истории социологии и по социологии. В 1893 г. он выпустил книгу "Организм и общество", в которой проводил аналогию между обществом и организмом, подчеркивая, однако, и различия между ними. Вормс подошел к пониманию надындивидуальной сущности социальной реальности, все части которой связаны общим сознанием (потом эту мысль проводил Э.Дюркгейм). Высшим проявлением этого сознания, утверждал Вормс, является национальное чувство, а главным в обществе - не конфликт, а солидарность, не борьба, а жизненное усилие.

Лилиенфельд П.Ф. (1829-1903) - русский чиновник, публиковавший свои труды на немецком языке, на основании чего он относится к немецкому течению органицизма. Суть социологических воззрений Лилиенфельда заключается в том, что социология основана на биологии и должна применять ее законы для изучения общества. Общество же выполняет сходные с организмом функции, но является высшим классом организмов.

Шеффле, Альберт (1831-1903) - крупный немецкий и австрийский экономист, социолог, государственный деятель, основатель "Журнала общего государствоведения". Свою социальную концепцию Шеффле сформулировал в развитие идей О.Конта, Г.Спенсера в одно время, но независимо от Лилиенфельда, Эспинаса, Вормса. Суть его концепции в том, что общество это единый организм и изучать его надо методами естествознания. Органическое единство общества является результатом превращения взаимодействующих воль и оценок в коллективное сознание, в дух народа. По Шеффле, основой развития общества является универсальный закон борьбы за существование, но главным признаком социальности является наличие ментальной, духовной связи, которая реализуется с помощью символических и технических действий. Главный труд Шеффле "Строение и жизнь социальных тел" (1875-1887гг.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 767 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2487 - | 2350 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.