На современном этапе развития гражданского общества уровень правового регулирования отношений, возникающих между различными субъектами права, зачастую еще не соответствует предъявляемым к нему требованиям. Это выражается, в частности, в допустимости различного рода вольных трактовок правоприменительными органами тех или иных положений, изложенных в законе. Чтобы избежать этого, при принятии решений по сложным, неурегулированным законом ситуациям правоприменительные органы должны руководствоваться соответствующими принципами права. Под правовыми принципами (от лат. priuzipium – начало, первоначало) в правовой науке понимаются стабильные нормативно‑руководящие положения, отражающие объективную экономическую и социально‑политическую реальность и выражающие закономерности развития имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, в соответствии с которыми строятся нормативная база гражданско‑правового регулирования, регламентация поведения субъектов гражданского права и правоприменение. Таким образом, важнейшей функцией принципов права является обеспечение единства норм права в целом, а также в рамках отдельной отрасли. Система принципов гражданского права представлена на рис. 1.
Рис. 1. Воздействие гражданско‑правовых принципов на основные составляющие гражданского права
В цивилистической литературе по вопросу системы гражданско‑правовых принципов нет однозначной позиции. Так, одна группа ученых дифференцирует все гражданско‑правовые принципы на общеправовые, отраслевые и подотраслевые. К общеправовым принципам относятся равноправие субъектов; законность; оптимальное сочетание коллективных, общественных и частных интересов; реальность и гарантированность прав и обязанностей субъектов права. Отраслевые принципы включают в себя свободу договора; неприкосновенность собственности; недопустимость произвольного вмешательства в частные дела; всемерную защиту гражданских прав; восстановление нарушенных прав; свободу, инициативность и добросовестность в реализации прав и обязанностей субъектов гражданского права. Подотраслевые принципы представлены: а) принципами права собственности (равенство форм собственности; недопустимость лишения имущества иначе, чем по решению суда; и др.); б) принципами жилищного права (неприкосновенность жилища; соблюдение санитарных, технических и бытовых требований, которым должны соответствовать жилые помещения; и др.); в) принципами обязательственного права (договорные и внедоговорные); г) принципами творческого права (свобода творчества и свобода использования объектов творчества).
Вместе с тем, другие авторы не видят необходимости в таком различении и вслед за законодателем под системой гражданско‑правовых принципов понимают семь основных принципов, названых в п. 1 ст. 1 ГК, в основном базирующихся на положениях Конституции и выражающих особенности гражданского законодательства.
Принцип равенства участников гражданских отношений главным образом выражается в недопустимости наделения одного из участников гражданских правоотношений властными полномочиями в отношении другого их участника. В отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают на равных началах с другими участниками гражданских правоотношений – гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). При этом равенство участников гражданских правоотношений не предполагает одинаковый объем и содержание принадлежащих участникам субъективных гражданских прав, так как в силу различных факторов (в частности таких, как имущественные возможности участников, их жизненные и хозяйственные интересы) последние всегда будут различны.
Неприкосновенность собственности как принцип гражданского права базируется прежде всего на норме ч. 3 ст. 35 Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных целей может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. В своих статях ГК расширил эту норму, установив, помимо возмещения стоимости имущества, правило возмещения убытков (ст. 16, п. 2 ст. 235). Наряду с этим в гл. 15 ГК «Прекращение права собственности» предусмотрены случаи, допускающие прекращение права собственности по решению суда (подп. 1 п. 2 ст. 235), а также случаи принудительного изъятия у собственника имущества с выплатой возмещения по решению суда, а при совершении преступления или тяжкого правонарушения – без выплаты (конфискация – ст. 243).
Принцип свободы договора является ключевым в понимании сущности договорного права Российской Федерации. Свобода договора выражает идею диспозитивности нормативно‑правового регулирования. Суть ее заключается в том, что закон предоставляет субъектам гражданского права свободу в определении и осуществлении их прав, прежде всего имущественных, преобладающих в гражданском праве. Наиболее полная характеристика принципа свободы договора содержится в ст. 421 ГК. Данный принцип означает:
– во‑первых, что субъекты гражданского оборота свободны в решении вступления в договорные отношения или воздержания от заключения гражданско‑правовых договоров. При этом по общему правилу понуждение к заключению договоров не допускается, за исключением случаев прямо предусмотренных законом;
– во‑вторых, субъекты гражданского оборота свободны в выборе партнеров по договору (контрагентов);
– в‑третьих, стороны договора вправе выбирать любую из предусмотренных нормативными правовыми актами моделей договоров или заключать договор, форма которого нормативно не предусмотрена, в том числе и модель, состоящую из элементов различных договоров (смешанный договор);
– в‑четвертых, стороны договора вправе самостоятельно, по своему усмотрению, определять условия договора, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК).
Таким образом, договор должен соответствовать императивным нормам. Иное дело нормы, носящие диспозитивный характер. Они применяются постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное. При этом стороны могут своим соглашением исключить применение диспозитивной нормы либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (п. 4 ст. 421 ГК). Однако в гражданском праве есть договоры, которые обладают определенной спецификой. Прежде всего это публичный договор (ст. 426 ГК) и договор присоединения (ст. 428 ГК). Здесь важно понимать, что целью названных договоров никоим образом не является установление специфического правового режима, направленного на ограничение свободы договора, их цель – усиление гарантий прав социально более слабой стороны (потребителя).
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела выражается в недопустимости для органов государственной власти и местного самоуправления вмешиваться в частные дела субъектов гражданского оборота, за исключением случаев их неправомерного поведения, а также в недопустимости вмешательства в частные дела субъектов гражданского оборота третьих лиц, если только последние не связаны с ними договорными отношениями.
Принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав в первую очередь основывается на Конституции. Так, в ч. 1 ст. 34 Конституции провозглашается, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В соответствии с этой гарантией в ст. 9 ГК устанавливается, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, и по общему правилу отказ от осуществления права не ведет к прекращению этого права. Таким образом, принцип беспрепятственного осуществления гражданских прав означает, что субъекты гражданского оборота осуществляют свои гражданские права не по воле других лиц, а по собственному усмотрению, т. е. они свободны в установлении своих прав и обязанностей.
Принцип обеспечения восстановления нарушенных прав достигается при помощи различных способов защиты прав, закрепленных в ст. 12 ГК. Среди указанных способов законодатель особо выделяет и возводит в ранг принципа гражданского права восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Восстановление прав представляет собой их возвращение титульному владельцу. При этом возврат имущественных прав не обязательно выступает мерой защиты права; он может быть и действием, завершающим договорные отношения. Например, согласно п. 1 ст. 622 ГК при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю его имущество.
Принцип судебной защиты гражданских прав носит общегражданский конституционный характер. В частности, в ст. 11 ГК предусмотрено, что судебной защите подлежат права, нарушенные или хотя и не нарушенные, но оспоренные (например, два лица оспаривают одно и то же имущественное право на определенный правоохраняемый объект – право собственности на квартиру и т. п.). При этом защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.