Урок – лаборатория с элементами творчества 7-м классе.
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Стилистическая окраска слов
I. Организационный момент. Слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжаем начатый разговор художественном стиле, о том, как из самых обычных слов, состоящих из звуков или букв (на письме), рождаются волшебные строки.
Любой развитой язык, будь то русский или китайский, испанский или английский, французский или немецкий, необычайно красив и богат. Хотелось бы привести строки М. В. Ломоносова о русском языке: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелями, итальянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка».
Великий ученый, конечно, прав: прекрасен, могуч, красив русский язык.
Но прав будет и любой другой народ, восхищаясь своим языком. Каждый язык по-своему прекрасен. Но особенно дорог родной язык.
В чем же заключается богатство, красота, сила, выразительность языка? Как слово становится царственным? На этот трудные вопрос и пытаемся ответить мы сегодня
II. Движение темы
1. Стадия рефлексии.
→ Приходилось ли вам создавать красоту?
Ø Составлять букет?
Ø Рисовать картину?
Ø Украшать комнату?
→ А приходилось ли вам видеть что-либо красивое или поразительное?
→ А рассказывали ли вы потом об этом кому-нибудь?
→ А получилось у вас увлечь слушателя своим рассказом так, чтобы он тоже удивился, восхитился?
→ Чем может привлечь нас текст?
Прежде всего, конечно, яркостью и сочностью красок, т. е. образами, которые остаются в душе.
Вывод: Образ – не сам предмет, а его след в душе.
2. Проведём небольшое исследование: вот два предложения: (записаны на доске)
1. Внизу находился Казбек, покрытый никогда не тающими снегами.
2. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М. Лермонтов)
→ Что общего между ними? (они содержат одну мысль).
Но, согласитесь, разница между ними громадная.
→ О чём сообщается в первой фразе? (некоторые сведения, информация)
→ А во второй? (Мы в и д и м живописную картину, нарисованную словами.)
→ Какие у вас возникают образы? (Высоко-высоко стоит человек. И он видит далеко внизу необычайное, красочное зрелище: покрытая вечными снегами слепящей белизны — гора в сиянии солнечных лучей переливается, как грань алмаза, всеми цветами радуги.)
Всего несколько слов — и перед нами удивительная картина. В этом и заключается прелесть художественной литературы — рисовать словами.
В русском языке много слов удивительных, останавливающих внимание. На первый взгляд ничего необычного — слово как слово. Но надо вслушаться в его звучание, и тогда откроется заключенное в этом слове чудо.
Всем знакомо, например, слово подсолнух.. Действительно самое обычное слово. Но вслушаемся в его звуки: под-солнух — под солнцем. Значит растущий под солнцем. Звуки не только называют растение, но и рисуют его. Услышишь подсолнух, и сразу перед глазами возникают эти красивые, стройные растения, несущие на высоких стеблях круглые золотистые лохматые шапки. И эти самые шапки всегда повернуты к солнцу, движутся вслед солнцу, впитывая в себя его лучи, энергию, силу. Подсолнух — тянущийся к солнцу. Не слово, а картина. В его названии народ выделил самую главную примету растения.
Вывод: Чтобы открылась красота звучания слова, надо уметь слушать, надо любить язык.
3. Стилистически окрашенные слова
Многие русские слова излучают поэзию. На языке стилистики, это значит, что они обладают стилистической окраской, т. е. не только называют, но и оценивают называемый предмет, выражают связанные с ним эмоции (чувства), экспрессию (усиливают значение), оценку - одобрение, неодобрение, ласку, осуждение, шутку и т. д.
Запись в тетрадь: стилистически окрашенные слова - это слова, обладающие эмоциональным, экспрессивным значением, которое как бы добавляется к основному значению.
Например, возьмём слово брат.
→Каково лексическое значение этого слова? (это сын в отношении к другим детям одних родителей.)
Братик — это то же, что брат. Но что ещё выражаемая этим словом? (ласка и уменьшительность) (о ребенке). Вот эта ласковость, звучащая в слове, и есть коннотация, или стилистическая окраска. Она как бы накладывается на основное значение, добавляется к нему.
В каждой разновидности речи используются характерные для нее слова, обладающие соответствующей стилистической окраской. И только нейтральные слова употребляются везде, во всех разновидностях, так как стилистическая окраска у них нулевая. И они составляют основу, фон любой речи. Если взять нейтральные слова за точку отсчета (а это вполне естественно), то книжные слова окажутся «выше» нейтральных — они возвышают стиль изложения, придают ему книжную и даже высокую окраску, — а разговорные (и просторечные) слова будут «ниже» нейтральных—они снижают сталь, придают речи сниженную и нередко грубоватую окраску. Схематически это можно представить так: (запись в тетрадь)
Контроль усвоения.
- Назовите к какой стилевой окраске принадлежат следующие слова:
небесный, обормот, лучезарный, картошка, водрузить, глаза, глазёнки, обман, враки, чело, рассеянный, раззява.
Вывод: Итак, многим словам русского языка свойственна стилистическая окраска. Однако далеко не всем. Гораздо больше слов, не обладающих оценкой. Это нейтральные в стилистическом отношении слова. Они только называют, определяют предметы, явления, признаки, действия. И именно такие слова составляют основу нашего лексикона: дом, лес, река и т.п.
Однако было бы не совсем верно сказать, что у этих слов полностью отсутствует стилистическая окраска, что они невыразительны. Нет, у них есть стилистическая окраска, но она находится как бы в скрытом состоянии. Это нулевая стилистическая окраска. Слово с нулевой стилистической окраской в определенных контекстах, под пером мастера, может «проявиться» и ярко зазвучать.
В качестве иллюстрации можно привести практически любой высокохудожественный текст, такой, например:
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Это начало одного из ранних стихотворений О. Мандельштама. В нем нет ни одного стилистически окрашенного слова. Все нейтральны. Но как выразительно каждое из них, как живописно! Как точно и тонко передают они настроение, чувства, выражаемые поэтом!
Вывод: И если встречаются нередко бледные, сухие, худосочные тексты с тусклыми словами, то виноват в этом не язык, а пишущие, говорящие на нем.
3. Вспомним некоторые изученные нами художественно-выразительные средства, которые придают создаваемому образу яркость, выразительность, красоту:
→ Узнайте по определению о каком художественно-выразительном средстве идёт речь:
художественное определение… (эпитет)
Проведём творческий практикум Подберите к данным словам эпитеты, указав на них стрелкой
Луч неприступный
Замок бледный
Луна роковой
Тайна страшный
Сон золотой