Одним из наиболее острых этических вопросов является вопрос о том, что следует делать или рекомендовать сделать, когда рождается младенец с серьезными отклонениями от нормы.
Вопрос о том, как правильно или неправильно с моральной точки зренияпоступать в этом случае, отличается от вопроса, как правильно или неправильно поступать с юридической точки зрения.
Главные проблемы
Ожидаемое (предполагаемое) качество жизни дефективных новорожденных.
Согласие.
Психологические и материальные затраты и их относительность.
Суррогатное материнство
Первый ребенок, выношенный суррогатной матерью, родился в 1989 году.
В нашей стране против суррогатного материнства настроена только православная церковь.
Юридический порядок суррогатного материнства
Юридический порядок суррогатного материнства прописан в Семейном Кодексе от 8.12.1995 года.
В сделке участвуют две стороны — суррогатная мать и генетические родители.
Стать суррогатной мамой может только женщина в возрасте от 20 до 35 лет, психически и соматически здоровая и обязательно уже имеющая собственного здорового ребенка.
Если кандидатка на роль суррогатной мамы замужем, разрешение на ее участие в программе должен, кроме нее самой, дать еще и муж.
Генетические родители на момент заключения сделки должны состоять в официальном браке.
ВЫВОДЫ
Исходя из того, что человеческий эмбрион - а тем более плод - имеет человеческую индивидуальную и личностную сущность, становится совершенно ясным, что искусственно спровоцированный аборт является грубым нарушением основных прав человека и его личного достоинства, уголовным посягательством на вполне человеческую жизнь.
Даже если бы и существовало хоть малейшее сомнение о взаимосвязи между оплодотворенной яйцеклеткой и личностью, которая образуется из него, то сама совесть заставляет нас воздержаться от всякой агрессии против этого зачатого ребенка.
Таким образом, им позволяют умереть не ради них самих, а для того, чтобы не доставлять неприятности другим.
С одной стороны, новорожденному будет безразлично, прекратят ли его жизнь, даже если бы он полностью понимал, в какой он ситуации; а с другой стороны, представляется, что существуют разные причины, подвергающие сомнению моральное значение выраженного согласия.
Подобная задача установления критериев, безусловно, может решаться только совместными усилиями думающих медиков, философов, юристов, религиозных деятелей.
Лекция 4. Проблемы жизни и смерти в биомедицинской этике. (Часть 2).
План
1. Трансплантация органов
2. Эвтаназия
3. Клонирование
4. Генная инженерия
Трансплантация
Благодаря пересадке органов и тканей в мире были спасены сотни тысяч жизней. Однако успех операции и дальнейшего восстановления организма во многом зависит от «свежести» трансплантируемого органа: чем меньше времени проходит с момента смерти донора, тем выше вероятность того, что трансплантация окажется успешной. Поэтому остро стоит вопрос: как определить, жив человек или уже мертв?
В последние десятилетия был разработан новый критерий смерти – полная мозговая смерть, или смерть всего мозга, – который узаконен в большинстве стран мира, включая Россию. Между тем после того, как констатирована смерть мозга, в организме еще на протяжении нескольких дней может поддерживаться дыхание, кровообращение и пр., поэтому некоторые люди не могут согласиться с тем, чтобы такой организм считался мертвым. Кроме того, подчас остается место для сомнений в том, а действительно ли врачи делали все возможное для спасения жизни пациента, не поспешили ли они признать его умершим. Такие подозрения могут быть нейтрализованы только неукоснительным соблюдением самых строгих этических и юридических норм. Одна из них состоит в том, что бригада медиков, осуществляющих реанимационные мероприятия, не должна быть связана с той бригадой, которая будет производить трансплантацию.
Серьезные опасения вызывает и коммерциализация данной отрасли. Как известно, состоятельные пациенты готовы платить огромные деньги за необходимый им орган. С другой стороны, в некоторых странах мира (например, в Индии) буквально на поток поставлено получение органов (чаще всего – почки) от неимущих, тех, кто готов, рискуя здоровьем, продать часть собственного тела.
Чтобы по возможности оградить доноров от финансового, криминального и иного давления, принят ряд международных документов, таких как Конвенция о биоэтике Совета Европы и дополнительный протокол к ней, специально посвященный трансплантологии, запрещающих торговлю органами и тканями человеческого происхождения. Согласно Закону РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» живым донором может быть только лицо, находящееся в генетическом родстве с реципиентом. (Это, помимо всего прочего, уменьшает вероятность отторжения пересаженного органа.) Естественно, у живого донора можно извлекать только те органы и ткани, отсутствие которых не вызывает угрозы для жизни (чаще всего почку – парный орган). В целом же, учитывая, что изъятие органов у живого донора так или иначе сказывается на его здоровье, более предпочтительным считается использование органов умерших доноров.
КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ТРАДИЦИИ ПЕРЕСАДКА ОРГАНОВ: Буддизм – только от живого донора, если он добровольно принес такой дар больному и не получал денег. Иудаизм – от живого донора, если он добровольно жертвует органом и пересадка не приводит к ухудшению состояния здоровья реципиента; от умершего донора, если соблюдена презумпция согласия; ортодоксальные иудеи могут отказаться от пересадки органов, если процедура не освящена раввином; в любом случае тело донора не должно быть изуродовано. Католицизм – если нет альтернативных вариантов лечения. Мусульманство – только от живого донора, исповедующего ислам и давшего добровольное согласие; допускается использование органов умершего донора, если он был мусульманин, а после смерти мозга искусственно поддерживались дыхание и кровообращение. Православие – от живого донора, если трансплантация не угрожает его жизни; допускается посмертный забор органов для трансплантации, если было получено предварительное согласие пациента или его родственников. |
Согласно Закону РФ, необходима «презумпция согласия»: если сам человек при жизни, либо родственники после его смерти не высказываются против использования его органов и тканей для трансплантации, предполагается, что можно считать согласие полученным. Однако закон не предусматривает какой бы то ни было процедуры для юридического оформления подобного волеизъявления. И это порождает немало проблем.
Следует сказать о том, что донорство и пересадка человеческих органов вызывают повышенный интерес со стороны СМИ, который выражается в нередких сенсационных публикациях. К сожалению, порой это наносит тяжелый удар по престижу и репутации всей отрасли трансплантологии, а это, в свою очередь, оборачивается тем, что теряются жизни потенциальных реципиентов, для спасения которых не хватает донорских органов. После ряда скандалов, вспыхнувших в последнее время, количество пересадок органов резко сократилось – можно только гадать, сколько людей, годами ожидавших донорского органа, ушло из жизни. «Вот и доказывай после этого, что ты не людоед», – с горечью шутил академик Валерий Иванович Шумаков, директор НИИ трансплантологии и искусственных органов. Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что подобные проблемы возникают во многих странах мира.
Собачье сердце
Вероятно, решить проблемы трансплантологии мог бы переход от пересадки человеческих органов и тканей (аллотрансплантации) к использованию в качестве доноров животных (ксенотрансплантация). Однако и тут не все просто. В ряде случаев с точки зрения обычаев, принятых в той или иной культуре, пересадка в тело человека органа, изъятого у животного, может вызывать не только биологическое, но психологическое отторжение.
Для многих ксенотрансплантация имеет и религиозные ограничения. Так, наиболее близкой к человеку по некоторым анатомическим характеристикам оказалась свинья, однако у многих народов она считается нечистой и даже не употребляется в пищу. Трудно предположить, что крепкий в вере мусульманин согласится принять орган этого животного. В Индии, где корова почитается как воплощение божества, для многих верующих неприемлемо даже использование препаратов, созданных на основе телячьей сыворотки (некоторые вакцины, эпителизирующие или регенерирующие лекарственные средства и др.), не говоря уже о возможности использования для трансплантации ее органов и тканей.
С позиции наиболее радикальных защитников прав животных изъятие у них органов недопустимо, поскольку животное в отличие от человека не может дать добровольного согласия на это. Еще одна серьезная проблема, обсуждаемая в связи с ксенотрансплантацией, состоит в том, что в организме животных существуют разного рода вирусы, к которым данный вид приспособился в ходе эволюции. Попав в организм человека, они могут вызвать незнакомые медицине заболевания
Эвтаназия
Введение
"Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом" (определение голландского законодательства).
Открытое обсуждение проблемы эвтаназии началось несколько позже - по сравнению с проблемой аборта - но, тем не менее, уже привело к освобождению от всякой юридической ответственности того, кто провоцирует "легкую смерть". Она была узаконена инструкцией от 14 апреля 1994 года, принятой Голландским парламентом. Его примеру последовали некоторые другие законодательные органы различных стран: Соединенных Штатов Америки (в частности, штата Ориган в 1994 г.), Северной провинции Австралии (25.05.1995). Известный врач Jack Kevorkian из США открыто признал, что, начиная с 1991 года, помог умереть более чем 50 больным, и при этом никогда не привлекался к уголовной ответственности.
Оставить умирать или помочь умереть?
Термин "эвтаназия" впервые употреблен Ф.Бейконом в XVII столетии для определения "легкой смерти", и с XIX века стал означать "умертвить кого-либо из жалости". Здесь идет речь о преднамеренном убийстве с целью облегчить ненужные страдания. В таком случае, не существует более двусмысленного слова, чем "эвтаназия".