Формально возникновение внешних эффектов связано с различиями в уровнях частных и общественных издержек и выгод. Однако эти различия являются лишь следствием более глубоких причин.
В условиях ограниченности ресурсов внешние эффекты возникают вследствие конкуренции между различными способами использования ресурса. Причина такой конкуренции кроется в отсутствии установленных прав собственности на данный ресурс, что позволяет использовать его бесплатно. Если бы права собственности на ресурс были установлены, например, право населения на чистый воздух, то они могли бы быть проданы металлургическому предприятию (отрицательный внешний эффект). В этом случае получивший стоимостную оценку ресурс использовался бы уже в качестве внутреннего (вмененного) фактора производства, что привело бы к росту предельных частных издержек производства до уровня предельных общественных издержек.
Схожая ситуация возникает и в отношении положительных внешних эффектов. Если бы лица, деятельность которых приносит дополнительную выгоду, обладали правами собственности на эту выгоду, они потребовали бы плату за приносимую полезность, что означало бы уравнивание предельных частных и предельных общественных выгод. Таким образом, причиной возникновения внешних эффектов является отсутствие установленных прав собственности на ресурсы. Другими словами, внешние эффекты обусловлены «отсутствующими рынками», т.е. имеют внерыночный характер. Так, не существует рынков чистого воздуха, солнечного света, поэтому за их использование производителям ничего не надо платить. В некоторых случаях возникают трудности с определением хозяйствующих субъектов, ответственных за отрицательный внешний эффект. Кого, например, можно считать ответственным за кислотные дожди?
Суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективном распределении ресурсов. Оно проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ и приводит к потерям общественной полезности.
Проблема эффективности – это вопрос об альтернативных способах использования ресурсов. В случае с внешними эффектами она возникает в связи с тем, что из-за отсутствия установленных прав собственности альтернативная стоимость одних ресурсов занижается, а других – завышается. Любой ресурс или благо используются эффективно в той степени, в какой предельные издержки их применения уравновешиваются предельными выгодами от него. Решением проблемы внешних эффектов является обеспечение равенства предельных общественных издержек предельным общественным выгодам, т.е. MSC = MSB. Другими словами, решение сводится к корректировке частных предельных издержек и выгод таким образом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выгоды. А это можно сделать путем трансформации внешних эффектов (экстерналий) во внутренние эффекты (интерналии).
В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимального уровня.
В отношении положительных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. Такие корректировки будут способствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффективного их применения, что приведет к устранению неэффективности.
Если права собственности на ресурсы установлены и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могли бы договориться о таком распределении этих прав, при котором их издержки и выгоды были бы равны. Однако установление прав собственности и переговоры об их обмене связаны со значительными трансакционными издержками, что затрудняет, а иногда делает и невозможным решение этой задачи. Но в том случае, когда издержки по установлению прав собственности и обмену ими отсутствуют или незначительны, то установленные права собственности будут перераспределяться таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно. А так как обмен правами будет осуществляться на основе учета затрат и выгод сторон, то будет обеспечиваться трансформация внешних эффектов во внутренние, что приведет к оптимальному распределению ресурсов. Например, если будет создан рынок прав собственности на воздух, то владелец промышленного предприятия (производитель внешнего эффекта) или фермер (получатель внешнего эффекта) смогут выкупить это право друг у друга (на чистый воздух или на его загрязнение) в зависимости от того, кто из них двоих сможет извлечь из обладания этим правом большую пользу. Тот, для кого оно представляет меньшую ценность, продаст это право другому.
Рассмотренный выше принцип известен как теорема Коуза–Стиглера. Она утверждает, что при четко установленных правах собственности и почти нулевых трансакционных издержках, независимо от того, как права собственности распределены между экономическими субъектами, частные и общественные издержки будут равны. Иными словами, рыночный механизм способен обеспечить эффективное распределение ресурсов в условиях четко установленных прав собственности, свободного обмена ими и отсутствия издержек по осуществлению трансакций. На практике условия интернализации внешних эффектов посредством рыночного механизма оказываются невыполнимыми. К причинам этого можно отнести: трудности установления прав собственности; сложность определения источников внешних эффектов; множество производителей и получателей внешних эффектов; недостаточность информации об издержках и выгодах сторон; значительные издержки по установлению прав собственности и ведению переговоров. Следовательно, использование рыночного механизма для решения проблемы экстерналий не всегда эффективно и возможно. Поэтому возникает необходимость применения государственных методов регулирования внешних эффектов.