Исковая давность на требования о признании права собственности не распространяется.
Исходя из этих особенностей, фактически иск о признании субъективного вещного права может быть удовлетворен только в том случае, если его предъявляет истец - обладатель субъективного вещного права - к ответчику, который оспаривает это субъективное вещное право истца.
Такая ситуация возможна, например, в случае когда право собственности на имущество, которое может находиться только в федеральной собственности, зарегистрировано за невладеющим ответчиком на праве муниципальной собственности <1>.
--------------------------------
<1> См.: Алексеев С.С., Аюшеева И.З., Васильев А.С. и др. Указ. соч.
Следует отметить, что иски о признании субъективного гражданского права весьма часты в судебно-арбитражной практике, но большинство из них носит обязательственно-правовой характер, ибо вытекает из относительных правоотношений сторон. Подобные споры разрешаются на основе соответствующих норм договорного права, норм о наследовании, общем имуществе супругов и т.п. Встречаются, однако, и такие требования о признании права собственности, которые обращены к третьим лицам, никак не связанным с истцом какими-либо относительными правовыми узами. В качестве примера можно сослаться на требование владельца строения о признании за ним права собственности, обращенное к органу местной администрации, который отказывается выдать правоустанавливающие документы ввиду того, что они не сохранились или не были своевременно оформлены <1>.
--------------------------------
<1> Гражданское право: Учебник: В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. М.: РГ Пресс, 2010. Т. 1; СПС "Гарант".
Судебно-арбитражная практика выработала также еще один иск, производный от иска о признании субъективного права, - иск о признании права отсутствующим. В качестве примера можно привести Постановление Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. N 4372/10. Суть дела в том, что, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Иск о признании права собственности ответчика прекращенным заявлен ответчиком с целью изменения данных, содержащихся в системе учета на недвижимое имущество, приведения их в соответствие с фактическими обстоятельствами (объект разрушен и не восстановлен), с которыми закон связывает прекращение прав, несоответствие формулировки заявленного иска способу защиты не может влиять на существо требований (вместо признания права отсутствующим было заявлено о признании права собственности прекращенным).
Юридическая природа этого и подобных ему исков оценивается в литературе по-разному. Большинство авторов считают, что российское гражданское право никакого самостоятельного иска о признании права собственности не знает; требование же о признании права собственности, по их мнению, входит в качестве одного из притязаний в состав виндикационного или негаторного исков. Другие авторы вполне обоснованно рассматривают иск о признании права собственности в качестве самостоятельного вещно-правового требования <1>.
--------------------------------
<1> Советское гражданское право: В 2 т. / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1986. Т. 1. С. 416; Ерошенко А.А. Личная собственность в гражданском праве. М., 1973. С. 189 и др.
Проектом изменений в ГК РФ иск о признании вещного права выделяется как самостоятельный способ защиты субъективных гражданских прав (ст. 232 ГК РФ в редакции проекта изменений в ГК РФ). Причем особенностью данного иска является обязанность суда принять меры, направленные на выявление всех возможных ответчиков по данному иску, что опять же говорит об абсолютном характере вещно-правовых отношений, лежащих в основе иска о признании вещного права.
Иск о признании субъективного вещного права может быть заявлен собственником индивидуально-определенной вещи, как владеющим, так и не владеющим ею (если при этом не ставится вопрос о ее возврате), права которого оспариваются, отрицаются или не признаются третьим лицом, не находящимся с собственником в обязательственных или иных относительных отношениях по поводу спорной вещи. Правом на подобный иск обладает и титульный владелец имущества, в частности субъект права хозяйственного ведения или права оперативного управления.
В качестве ответчика выступает третье лицо, как заявляющее о своих правах на вещь, так и не предъявляющее таких прав, но не признающее за истцом вещного права на имущество, что выражается в совершении действий, явно свидетельствующих о притязании этого лица на имущество (например, несогласие с границами земельного участка, определяемыми при межевании).
Особенностью иска о признании права собственности на недвижимое имущество с точки зрения его целевого назначения является то, что в ряде случаев этот иск не может выступать эффективным средством защиты субъективного права собственности на недвижимость. Иски о признании права, по их общепризнанному смыслу, должны предъявляться в ситуации, когда имеются все основания возникновения права. Покупатель по договору продажи недвижимости, переход права собственности по которому не зарегистрирован, заведомо не является собственником имущества, поэтому должен пользоваться специальным средством защиты, предусмотренным п. 3 ст. 551 ГК <1> (т.е. способом защиты будет выступать понуждение должника к государственной регистрации перехода права собственности). Но эта ситуация скорее относится к обязательственно-правовым способам защиты субъективных гражданских прав, о которых речь пойдет в следующем параграфе.
--------------------------------
<1> Практика применения Гражданского кодекса РФ, частей второй и третьей / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт, 2010; СПС "Гарант".
Судебно-арбитражная практика выявила еще одну проблему применения иска о понуждении к регистрации права собственности на недвижимое имущество. Речь идет о возможности государственной регистрации прав на недвижимое имущество в условиях, когда ответчик выбывает без правопреемства.
В качестве примера можно привести Постановления Президиума ВАС РФ от 27 мая 2003 г. N 1069/03, от 1 сентября 2009 г. N 1395/09, от 12 января 2010 г. N 10885/09. Суть дела в том, что отсутствие государственной регистрации права собственности за продавцом на недвижимость на дату заключения договора купли-продажи само по себе не влияет на действительность договора, стороны вправе одновременно обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией перехода после оформления права за продавцом. Правила п. 3 ст. 551 ГК РФ применяются по аналогии и к тем случаям, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) к участию в государственной регистрации перехода не может быть исполнена по причине его ликвидации, следовательно, решение о государственной регистрации перехода права по сделке при ликвидации продавца на момент совершения регистрационных действий может быть принято как по делу об оспаривании покупателем отказа регистрирующего органа, так и по иску, заявленному к регистрирующему органу.
Таким образом, если продавец объекта недвижимости ликвидирован, покупатель вправе обратиться в судебные органы с требованием о регистрации перехода права собственности при отсутствии притязания третьих лиц.
В то же время в случае ликвидации продавца право собственности покупателя на объект недвижимости может быть установлено при обжаловании отказа органа Росреестра в регистрации перехода по правилам гл. 24 АПК РФ.
Неправильно избранный истцом способ защиты не исключает право суда определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы применимы; таким образом, если требования заявлены на основании п. 3 ст. 551 ГК РФ, этот факт не исключает обязанность суда рассмотреть спор как оспаривание отказа госрегистратора, поскольку покупатель преследовал одну цель - зарегистрировать право, приобретенное у покупателя, который ликвидирован и лишен возможности подать заявление о регистрации перехода права собственности одновременно с покупателем (Постановление Президиума ВАС РФ от 3 апреля 2012 г. N 14397/11).
Соотношение указанных способов защиты субъективных гражданских прав состоит в том, что они применяются для защиты различных предметов гражданского оборота недвижимого имущества. Виндикационный иск применяется для истребования имущества из чужого незаконного владения, негаторный иск - для устранения препятствий в осуществлении нормальной хозяйственной эксплуатации объекта недвижимого имущества, иск о признании направлен на устранение неопределенности в принадлежности права собственности или иного вещного права конкретному лицу.
В то же время спецификой оборота недвижимого имущества является то, что виндикационный иск выступает иском о признании с точки зрения его исполнимости в отношении недвижимого имущества. В отношении движимого имущества это будет иском о присуждении.
В целом эти три иска составляют систему процессуальных форм и способов защиты субъективных вещных прав на недвижимое имущество. Применяются они для защиты основных правомочий при осуществлении права собственности на недвижимое имущество: виндикационный иск направлен на защиту владения, негаторный - на защиту пользования, иск о признании - на защиту права собственности вообще. Направленность этих исков также одинакова с точки зрения целевого назначения способов защиты субъективных гражданских прав: они все направлены на восстановление нарушенного субъективного права или состояния, но никак не на компенсацию этого права в денежной форме.
Также сходство вышеуказанных способов защиты субъективных гражданских прав на недвижимое имущество проявляется в том, что при применении негаторного иска и иска о признании права истцу необходимо представить доказательства принадлежности ему имущества. При применении виндикационного иска требуется доказать легальный титул владения (он может вытекать из вещного права или из права, основанного на гражданско-правовом обязательстве).
В соответствии с содержанием параграфа можно сделать определенные выводы:
Виндикационный иск, негаторный иск и иск о признании права в сфере оборота недвижимого имущества составляют систему процессуальных форм и способов защиты субъективных гражданских прав на недвижимое имущество.
Специфика этих исков в том, что в них заранее определяются форма и способ защиты, различных вариаций этих исков быть не может. Форма иска - процессуальная, способ защиты субъективного гражданского права устанавливается законодательством. Поэтому усмотрение субъекта по выбору форм и способов защиты субъективных гражданских прав несколько ограничено. Ограничение определяется мерой необходимой защиты.
Целевая направленность этих исков также едина - восстановление нарушенного субъективного права или состояния. Применение этих исков не направлено на компенсацию нарушенного субъективного права.
Основным и единым условием эффективной защиты субъективных гражданских прав на недвижимое имущество посредством применения указанных исков является наличие легального титула обладания недвижимым имуществом, который может вытекать из вещного или обязательственного права.