Количество символов в алфавите кодирования и длина кода - совершенно разные вещи. Например, в русском алфавите 33 буквы, а слова могут быть длиной в 1, 2, 3 и т.д. буквы.
Код может быть постоянной и непостоянной длины. Коды различной (непостоянной) длины в технике используются довольно редко. Исключением является лишь троичный код Морзе. В вычислительной технике в настоящее время широко используется двоичное кодирование с алфавитом (0, 1). Наиболее распространенными кодами являются ASCII (Americanstandartcodeforinformationinterchange - американский стандартный код для обмена информацией) и КОИ-8 (код обмена информации длиной 8 бит).
Стандартная часть кодировочной таблицы ASCII
Номер | Символ | Номер | Символ | Номер | Символ | Номер | Символ |
P | h | ||||||
! | Q | i | |||||
“ | : | R | j | ||||
# | ; | S | k | ||||
$ | < | T | l | ||||
% | = | U | m | ||||
& | > | V | n | ||||
‘ | ? | W | o | ||||
( | @ | X | p | ||||
) | A | Y | q | ||||
* | B | Z | r | ||||
+ | C | [ | s | ||||
, | D | \ | t | ||||
- | E | ] | u | ||||
. | F | ^ | v | ||||
/ | G | _ | w | ||||
H | ` | x | |||||
I | a | y | |||||
J | b | z | |||||
K | c | { | |||||
L | d | | | |||||
M | e | } | |||||
N | f | ~ | |||||
O | g |
Также разработан международный стандарт Unicode, в котором каждому символу отводится не один байт, а два. С его помощью можно закодировать все существующие алфавиты.
Кодировка изображений (цвета)
Изображения на экране компьютера разбиваются на маленькие квадратики – пикселы. Чем больше пикселов, тем качественнее изображение. На мониторах обычно бывает 800х600 или 1024х768 пикселов и выше.
Аддитивная модель RGB
Каждый пиксел имеет свой цвет, который складывается путем смешивания трех основных цветов: Красный Red R Зеленый Green G Синий BlueB.
Различаются 256 оттенков каждого цвета: по номерам от 0 до 255. Значит, всего из 256 оттенков трех основных цветов можно образовать 2 * 2 * 2 = 256 *256 *256 ≈16,7 млн. цветов.
Каждый оттенок основного цвета хранится в одном байте. Число 255 в двоичном виде представляется восемью единицами. Значит, цвет пиксела хранится в трех байтах. В графическом редакторе Paint цвет пиксела обычно задается тройкой чисел:
(0,0,0) - черный, в двоичном виде: 00000000, 00000000, 00000000
(255,255,255) - белый, в двоичном виде: 11111111, 11111111, 11111111
(255,0,0) - красный, в двоичном виде: 11111111, 00000000, 00000000
(0,128,128) - бирюзовый, в двоичном виде: 00000000, 10000000, 10000000
Кодировка чисел
Кодировка числовой информации в компьютере производится на основе представления привычных нам десятичных чисел в так называемой двоичной системе счисления. В компьютерах также используют шестнадцатеричную систему счисления.
Порядок выполнения работы:
Задание 1. Классификация информационных объектов.
Создайте документMSWordи сохраните в свою папку под названием ПР4Фамилия. Используя возможности программы (Лента/Вставка/иллюстрации), создайте классификацию информационных объектов.
Задание 2.Кодировка изображений (цвета)
Создайте рисунок в программе Paint, сохраните в свою папку под названием ПР4Фамилия и нарисуйте одну из картинок:
Инструментарий программы:
Выделение и Выделение произвольной области – выделяют весь рисунок или его фрагмент, для последующих операций.
Ластик/Цветной ластик – стирает либо все подряд (Ластик), либо только выбранный цвет.
Заливка – закрашивает выбранным цветом замкнутый участок рисунка.
Выбор цветов – позволяет уточнить тот или иной цвет в рисунке.
Масштаб – позволяет увеличить или уменьшить рисунок.
Карандаш – имитирует карандаш любого цвета.
Кисть – имитирует кисть любого цвета и формы.
Распылитель (аэрозольный балончик) – имитирует распылитель любого цвета.
Надпись – позволяет вводить текст, который затем становится рисунком.
Линия, Кривая линия – позволяет рисовать прямые линии (Линия), и кривые (Кривая линия).
Прямоугольник, Многоугольник, Эллипс, Скругленный прямоугольник – эти инструменты позволяют рисовать соответствующие фигуры любого цвета и размера.
Чтобы воспользоваться инструментом, необходимо щелкнуть мышкой по значку с инструментом, затем перевести курсор мышки на поле для рисования, нажать и удерживать левую кнопку мышки.
Инструмент выбирается щелчком левой кнопки мыши по изображению инструмента (значку). Признак выбранного инструмента — «утопленная» кнопка с его изображением.
Задание 3.Выполните кодирование текста
Запустите стандартное приложение Блокнот командой (Программы-Стандартные-Блокнот) и сохраните документ в свою папку под названием ПР4Фамилия.
Тренировочное упражнение. С помощью дополнительной цифровой клавиатуры при нажатой клавише {Alt} ввести число 0224, отпустить клавишу {Alt}, в документе появится символ «а». Повторить процедуру для числовых кодов от 0225 до 0233, в документе появится последовательность из 12 символов «абвгдежзий» в кодировке Windows.
Задание 3. Введите текст в кодировке ASCII
- 141 160 172 32 173 165 32 164 160 173 174 32 175 224 165 164 227 163 160 164 160 226 236 44
- 138 160 170 32 225 171 174 162 174 32 173 160 232 165 32 174 226 167 174 162 165 226 225 239 44 32 45
- 136 32 173 160 172 32 225 174 231 227 162 225 226 162 168 165 32 164 160 165 226 225 239 44
- 138 160 170 32 173 160 172 164 160 165 226 225 239 32 161 171 160 163 174 164 160 226 236 46 46 46
Сопоставьте коды и буквы алфавита:
Коды | Буквы алфавита |
Н | |
М | |
Задание 4. Изучив теоретический материал, ответьте на вопросы:
Вопрос | Ответ |
Перечислите достоинства дискретного (цифрового) представления информации. | |
С какой целью выполняется кодирование информации? | |
Как осуществляется кодировка изображений (цвета)? | |
На какой основе производится кодировка числовой информации? | |
Какие устройства относятся кдискретным? | |
Чем характеризуется аналоговая информация? | |
На каком принципе базируется дискретная информация? |
Форма и содержание отчета: выполненные задания и ответы на контрольные вопросы.