Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Видные представители философии Просвещения




В XVIIIв. во Франции сформировалась «партия философов» - передовых мыслителей, учёных и писателей. Ведущая роль в ней наряду Д.Дидро принадлежала П.Гольбаху и Ж.-Ж.Руссо. Они создали довольно развитую форму материализма, оказавшую влияние на последующие поколения философов и философские школы.

Общие характеристики философии эпохи Просвещения: - рационализм трактуется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум, а ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение;
- в центре всех философских школ и систем находится активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир в соответствии со своим разумом;
- разум рассматривается в качестве всей субъективной деятельности человека;
- человек трактуется как разумное существо, призванное стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных началах;
- мир законообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся – это связано с внутренней активностью материи, её всеобщим движением;
- законы механики твёрдых тел, законы тяготения возводятся в ранг всеобщих и ими определяются все природные и общественные процессы.

Главой французского Просвещения был знаменитый писатель и философ Дени Дидро (1713-1784). Он родился в г.Лангре, в семье ремесленника. Отец думал сделать его священнослужителем. Но Д.Дидро отказался от карьеры священника, он окончил парижский колледж и посвятил себя литературной деятельности и изучению наук. Он внёс большой вклад в философию Просвещения, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». «Энциклопедия» была свободна от предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения.

Его основные работы «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы» и др.

Философские взгляды Дени Дидро: - признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;
- движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);
- отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи;
- в основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность воли короля и феодалов;
- идеалом государства считал «просвещённую монархию», а экономики – разделённую разумно, с учётом интересов большинства частную собственность.

 

Д.Дидро настаивал на изначально доброй природе человека и верил, что с помощью разума люди безо всякого насилия и принуждения могут идти путём добра.

Наиболее последовательным выразителем философских взглядов французского материализма стал Поль Анри Гольбах (1723-1789). Он родился в Германии. С 12 лет жил в Париже. Образование получил в Лейденском университете. Его творческая деятельность протекала в Париже, где он открыл салон, в деятельности которого принимали участие все ведущие умы того времени. Участвовал в работе «Энциклопедии».

Его основное сочинение «Система природы», также он является автором ярких атеистических памфлетов: «Разоблачённое христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др.

Философские взгляды Поля Анри Гольбаха: - природа есть причина всего, ибо она существует только благодаря самой себе, а не Богу: природа – причина движения, которое является необходимым следствием существования природы. Природа – совокупность веществ, действующих в силу собственной энергии;
- все тела состоят из атомов как неделимых и неизменных элементов. Атомы обладают непроницаемостью, протяжённостью, тяжестью, фигурой, движением.
- материя есть всё то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Сознание свойственно только определённым образом организованной материи;
- над всеми связями и действиями в природе господствует строжайшая необходимость. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий, непрерывно вытекающих друг из друга;
- фактически исключается случайность и из природы и из общественной жизни. В вихре пыли, поднятой ветром, нет ни одной молекулы, расположенной случайно, а поэтому порядок и беспорядок в природе существуют по необходимости. Человек тоже является рабом необходимости: он не свободен ни минуты в своей жизни, его поступки могут быть лишь такими, какими они проявляются.

Средствами достижения идеального состояния общества П.А.Гольбах считал возврат к «вечным законам» разума, понимание человеком своей общественной природы, отказ от всех суеверий и предрассудков, в первую очередь от религиозных, победа просвещения и воспитания над невежеством.

Ещё одним видным представителем французского Просвещения был Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он родился в Швейцарии, в Женеве в семье ремесленника-часовщика. В 16 лет он уехал из Женевы и скитался по городам Швейцарии, Италии и Южной Франции, выполняя различную работу ради заработка. Природные способности позволили ему в короткий срок приобрести основательные и разносторонние знания. В 1741г. он приехал в Париж, где познакомился с прогрессивными мыслителями того времени. Это расширило его философский кругозор.

Известность ему принесло произведение «Рассуждение о науках и искусствах», также ему принадлежит работы «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре» и другие.

Основные положения философии Ж.-Ж. Руссо: - видел в Боге мировую волю и мировой разум;
- считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;
- считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;
- был убеждён, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущность вещей и явлений);
- выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т.д.;
- был сторонником эмпирического (опытного) познания;
- считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;
- обосновал право народа на восстание (угнетённое, лишённое прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);
- в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);
- власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно – через собрания, сходы;
- политический идеал – непосредственное народовластие в форме демократической республики;
- в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.

 

Философское учение Ж.-Ж.Руссо явилось теоретическим обоснованием «гражданского общества», основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав, и оказало огромное влияние на демократические идеи якобинцев в эпоху Великой французской революции.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 581 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2427 - | 2304 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.