Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лабораторно-практическая работа № 2




Класс

Критерии оценивания за полугодие.

  Баллы за одну работу Общее количество за вид работы
6 семинаров 10 баллов 60 баллов
5 эссе 10 баллов 50 баллов
4 лабораторных работ 10 баллов 40 баллов
Итого   150 баллов
130--150-------------------------------«отлично» 110-129 -------------------------------«хорошо» 90-109--------------------------«удовлетворительно»

Семинары

I полугодие.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 1 (28 сентября)

тема «Человек как философская проблема»

1.Представления о человеке в различные исторические эпохи:

- Древнеиндийская философия

- Древнекитайская философия.

- Философия Древней Греции.

- Философские искания Средневековья.

2.Проблема свободы личности во взглядах философов разных эпох.

3.Свобода и ответственность.

4.Границы свободы в отношениях человека и общества.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 2 (12 октября)

тема «Мировоззрение»

1.Мировоззрение как осознание человеком себя в мире.

2.Типы мировоззрения.

3.Мифологическое мировоззрение, его специфика.

4.Религиозное мировоззрение, его специфика.

5.Философское мировоззрение, его специфика.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 3 (26 октября)

тема «Человек в мире»

1.Теории происхождения человека.

- Эволюционная теория (научная теория)

- Теория творения (религиозная концепция)

- Теория внешнего вмешательства (паранаучная теория)

2.Происхождение человека и становление общества.

3.Сущность человека как проблема философии.

4.Проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 4 (16 ноября)

тема «Исторический процесс»

1.Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории.

2.Типология цивилизаций.

3.Восток и Запад в диалоге культур.

4. Роль народных масс в истории.

5. Роль личности истории и ее оценка различными философскими направлениями.

6. Исторические личности.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5 (23 ноября)

Тема: Формации и цивилизации.

1. Линейная периодизация истории в работах К. Маркса. Теория общественно-экономической формации.

2.Периодизация истории в работах Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби, Л.Н.Гумилева.

3.Понятие цивилизации. Типы и особенности цивилизаций.

4.Особенности информационной цивилизации.

ПЛАН СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6 (14 декабря)

тема «Общественный прогресс»

1. Обществен­ный прогресс, его противо­речивость

2. Современное об­щество: процес­сы глобализации.

3. Общество и че­ловек перед ли­цом угроз и вы­зовов XXI в.

Лабораторно-практические работы

I полугодие

Лабораторно-практическая работа № 1.

Тема: Социально-гуманитарные знания.

Текст 1

«Известный немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 — 1936) в начале XX века попытался разобраться в сущности под­ходов к пониманию цивилизации. В своей работе «Закат Евро­пы», вышедшей в свет в 1918 году, он противопоставил понятия цивилизация и культура, хотя до этого многие мыслители их отождествляли. Цивилизация казалась ему высшей стадией культуры, на которой происходит ее упадок. Все существующие культуры, по его мнению, изолированы друг от друга. Так мож­но выделить вавилонскую, индийскую, китайскую, арабо-ви-зантийскую, египетскую, греко-римскую, западную культуру и культуру инков».

1. Как понимал цивилизацию О. Шпенглер? Как вы думаете, почему возникло такое понимание цивилизации?

2. Какие факторы, на ваш взгляд, при таком подходе к пони­манию цивилизации определяют ее сущность?

3. Согласны ли вы с тезисом О. Шпенглера об изолированно­сти и самостоятельности выделенных им культур?

Текст 2

«Русский мыслитель Николай Данилевский (1822—1885) выдвинул теорию культурно-исторических типов, подразумевая под ними цивилизации, которые развиваются как живые орга­низмы. Отдельные исторические общности людей имеют сходные социальные условия жизни. У многих людей, живущих на опре­деленной территории, складываются одинаковые психические особенности. Цивилизации различаются между собой разным со­четанием религиозных, культурных, политических и экономи­ческих элементов. В России отмечается весьма гармоничное со­четание всех этих элементов. Он выделял 13 типов цивилизаций. Среди них есть «первичные» без ведущего элемента (египетская, китайская и др.), «одноосновные», где один из элементов выступает как преобладающий (еврейская, в которой основополагающим началом является религия; древнегреческая, где доминирует культура; древнеримская, где ведущее начало отводится по­литике). В «двуосновных» доминируют два начала (например, в европейской такими началами выступает политика и культура), в «объединительной» все элементы гармонично развиваются между собой. Последний исторический тип он относил к России, подчеркивая ее самобытность».

1. Какие факторы, на ваш взгляд, сыграли ведущую роль при формировании теории Н. Я. Данилевского?

2. Назовите любую цивилизацию согласно теории автора и попытайтесь охарактеризовать ее, вспомнив известный вам материал.

3. Дайте собственную оценку воззрениям автора, с чем вы со­гласны, а что, на ваш взгляд, неприемлемо?

Текст 3

«Известный английский философ Арнольд Тойнби (1889 — 1975) выделил 6 типов цивилизаций, которые когда-либо существовали на земном шаре. К ним он относил первичные — то есть те, которые быстро возникали и быстро погибали, не достигнув высокого уровня развития. Любое вмешательство приводило к их закату. Те, кто оказывался сильнее, умея приспосабливаться к жизни в любых условиях, образовали «вторичные» цивилизации. Из последних вырастали «третичные» на основе объедине­ния их религиозных воззрений. Религия и церковь объединяет людей, она поддерживает их существование, в противном случае цивилизация неизбежно погибнет».

Прогресс человечества — в духовном совершенствовании, эволюции от примитивных верований через универсальные ре­лигии к единой религии будущего. Выход из противоречий и конфликтов — в духовном обновлении. Движущей силой кру­говорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций вы­ступает «творческая элита», которая увлекает за собой инерт­ное большинство.

1. К какому виду цивилизаций, по мнению автора, можно от­нести исламскую или христианскую цивилизацию? Почему?

2. Согласны ли вы с позицией автора? Что, на ваш взгляд, звучит весьма убедительно?

3. Какие тенденции в развитии общества подмечены авто­ром? Как вы относитесь к идее о необходимости создания еди­ной высшей религии и вселенского государства, которые спо­собны будут предотвратить гибель цивилизаций?

Текст 4

Известный американский ученый У. Ростоу полагал, что ци­вилизации в своем развитии проходят определенные этапы «рос­та». К таким этапам он относил: период формирования «тради­ционного общества», «переходное общество», «стадию сдвига», «индустриальное общество» и, наконец, «общество высокого массового потребления».

Таким образом, цивилизация представляет собой единую эволюцию в развитии человечества.

1. Объясните сущность теоретических воззрений У. Ростоу, выразив ее графически.

2. Какие особенности современной цивилизации вы могли бы выделить?

3. Выскажите свое собственное суждение на концепцию ста­диального развития цивилизации.

Лабораторно-практическая работа № 2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-02; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 783 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.