Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ностальгический комплекс» в литературе русского зарубежья (произведения по выбору)

Главным мотивом литературы старшего поколения стал мотив ностальгической памяти об утраченной родине.

Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное и поэтизированное прошедшее. Темы, к которым наиболее часто обращаются прозаики старшего поколения, ретроспективны: тоска по «вечной России», события революции и гражданской войны, русская история, воспоминания о детстве и юности. Смысл обращения к «вечной России» получили биографии писателей, композиторов, жизнеописания святых: Ив.Бунин пишет о Толстом (Освобождение Толстого), М.Цветаева – о Пушкине (Мой Пушкин), В.Ходасевич – о Державине (Державин), Б.Зайцев – о Жуковском, Тургеневе, Чехове, Сергии Радонежском (одноименные биографии). Создаются автобиографические книги, в которых мир детства и юности, еще не затронутый великой катастрофой, видится «с другого берега» идиллическим и просветленным: поэтизирует прошлое Ив.Шмелев (Богомолье, Лето Господне), события юности реконструирует Куприн (Юнкера), последнюю автобиографическую книгу русского писателя-дворянина пишет Бунин (Жизнь Арсеньева), путешествие к «истокам дней» запечатлевают Б.Зайцев (Путешествие Глеба) и Толстой (Детство Никиты).

В романе "Дом в Пасси" (1935) воссоздана жизнь русской эмиграции во Франции. Драматические судьбы русских изгнанников, выходцев из различных слоев общества, объединяет мотив "просветляющего страдания". Центральный персонаж романа — монах Мельхиседек, подвизающийся в миру. Он воплощает православный взгляд на мир, на происходящие вокруг события, на проблему зла и страдания: "Последние тайны справедливости Божьей, зла, судеб мира для нас закрыты. Скажем лишь так: любим Бога и верим, плохо Он не устроит". Тема веры очень важна для Зайцева-эмигранта.

Размышления о вере являются идейным ядром романа "Дом в Пасси" (1933), который можно отнести к жанровой разновидности религиозно-философского романа. Это единственное произведение писателя, целиком основанное на эмигрантских впечатлениях. Дом в парижском квартале Пасси – это своеобразный уголок России, оказавшийся на перекрестках европейской цивилизации и сохраняющий ее духовное ядро. Зайцев в какой-то мере явился в романе продолжателем традиций Ф.М.Достоевского, также выстраивавшего свои романы вокруг темы страдания и присутствия зла в мире, возможности переделки его или исправления на путях христианского веропостижения. Но в отличие от своего предшественника Зайцев не показывает "перестройки" людей вследствие соприкосновения с другой точкой зрения, его герои – какими были в начале произведения, такими и "уходят" из него. Изменения, если они и предполагаются, то уже за пределами художественного "пространства" произведения. В этом сказывается особенность представителей 1 волны эмиграции – пространство и время у них не реальное, а вымышленное, мифическое, в каждом пространстве виден прообраз оставленной родины, запечатленной в сердце и поэтому неизменной. Оно статично.

У представителей 3 волны был другой подход к теме России.

Насильственно высланные или уехавшие по разным причинам: личным, творческим, политическим, они так же болезненно, как и предшественники, переживали смену гражданства, но, тем не менее, в отличие от эмигрантов 1-й и 2-й волн, у них, по утверждению А. Синявского, было одно преимущество: «… Мы не воспринимаем, что современная Россия от нас отрезана, что она совершенно другая по сравнению с нами. Скажем от того, что я приехал сюда, а Даниэль остался там, ничего принципиально не изменилось. И наши взаимоотношения таковы же, и наши восприятия. И поэтому не было <…> той психологической стены, которая возникла между двумя разными мирами - миром эмиграции и миром метрополии.

В «Иностранке» полемическому переосмыслению подвергается тема «России».

В «Иностранке» слово-символ попадает в иные контексты. «Не я покидаю Россию! Это Россия покидает меня!..» - объявляет неуемный Зарецкий. И он же пытается охмурить героиню словами: «О, Маша! Ты - как сама Россия! Оскверненная монголами, изнасилованная большевиками, ты чудом сохранила девственность!.. О, пусти меня в свою зеленую долину!». «Марусь! Ты любишь Русь?!» - вопрошает в стихах другой диссидент, Караваев.

Но спасает довлатовскую Машу странный социалист из Латинской Америки, уверенный, что Октябрьскую революцию возглавлял партизан Толстой, в отдохновении от подвигов написавший потом «Архипелаг ГУЛАГ».

Довлатовская насмешка, так сказать, не онтологична, а гносеологична. Он вполне равнодушен к любым идеологам, любому фанатизму, хоть социальному, хоть эстетическому. «Короче, не люблю я восторженных созерцателей. И не очень доверяю их восторгам, - сказано еще в «Заповеднике». Я думаю, любовь к березам торжествует за счет любви к человеку. И развивается как суррогат патриотизма…»

Получается, что чем больше ностальгического чувства, «патриотизму» и любви к березам, тем меньше любви к человеку. Происходит деканонизация «ностальгического» комплекса. Если для писателей 1-й волны тема далекой, горячо любимой родины, ставшей в одно мгновение чужой актуальна, и воспоминания о ней, иногда нереалистически возвышенные, являются основной темой или мотивом практически в каждом произведении, то в «Иностранке» происходит разрушение такого представления, патетические высказывания о России сталкиваются с реальными земными проблемами, и тогда получается обратный эффект от глубоко патриотичных и ностальгических суждений.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
На десятой просто закрыл книгу | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 865 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2329 - | 2119 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.