Скульптура.
Статуэтка жреца их Мохенджо — дару. Голова сохранилась не полностью - возможно. Выл головной убор. Образ близок к Шумерским статуэткам. Одеяние перекинуто на одно плечо. На плаще - изображение трилистника — символ жреческого сана, он олицетворял триаду — небо -земля -человек. У этого жреца были инкрустированные глаза. Полоски перламутра с изображениями зрачков.
Нет единой стилистической скульптурной группы.
Мужской торс из красного песчаника. Натуроподобие - напоминает античную скульптуру. Пазухи для присоединения рук.
Изображение танцующей мужской фигуры из Хараппы. Из серого шивера. Древнейший прием классического индийского танца — трипхарда- 3 поворота -поворот талии, плеч, шеи и головы. Фигура отклоняется и от вертикальной оси. Танец был одним из важных видов древнеиндийской культуры.
Юная танцовщица из бронзы. Аналогии с искусством Африки, негроидный тип. В трактовки фигуры — диспропорция. Эротический подтекст произведения.
Множество изделий из глины и бронзы, которые представляют собой детские игрушки. Возможно, они экспортировались в другие страны мира.
Упряжка с лошадьми и человек на колеснице. Маленького размера.
Ювелирные изделия.
Напоминают изделия искусства древнего Египта и Месопотамии.
Эта культура одномоментно погибла в древности. Возможно из-за природного катаклизма, потом они были засыпаны песком, что благоприятно сказалось на сохранности произведений искусства и культуры.
Искусство культуры Ганга
Арийское нашествие. Пришли в Индию как кочевники скотоводы. Кочевые и скотоводческие, потом земледельческие занятия. Главой их общины был жрец. Жреческое сословие считается самым главным. Существовали и военные вожди - раджи. Общий вождь - махараджа. Жрецы — брахманы. У ариев были социальные группы- касты (английское слово) — варны (цвет). Высшая варна брахманов — белый цвет, кшатрии(войны и цари) — красный цвет, вайшьи (земледельцы, ремесленники, торговцы) — зелёный и желтый цвета, шудры (маленький, все, кто не относился к первым 3 варнам) внутри их группы есть неприкасаемые.
Касты или варны должны были охранять свой состав. Унаследование принадлежности к кастам. Межкастовые браки не допускались. Семейное профессиональное воспитание и образование способствовало развитию ремесла.
Идея вечного перерождения души — джива. Считалось, что поле смерти, она переселялась в другое тело. Идея сансая — перерождение души.
Ахимса — неприченение вреда живым существам.
Человека есть наследственная судьба — карма, то что его душа совершила в предыдущей жизни. Система каст была связана со всем мировоззрением. Идея перерождения позволяет жить размеренно.
В это время арии и представители других индийских племен пользовались сенскритом - является праотцем всех языков индоевропейской группы. Первоначально был устным языком. Носителями были брахмы. Текст состоит из отдельных слогов, пишется с лева направо. Выстраивание букв по верхней ячейке.
Деванагори — божественное письмо.
Особенности. Нет паузы на письме между отдельными словами. Только в средние века стали делать знаки препинания. В 1 тыс. до н.э. Санскрит был в полном расцвете.
Само название «санскрит» - сделанное.
На нем было создано множество источников и трактатов. Созданы сначала устные предания, а потом и записаны руководства по ремеслу — шильпа-шастра(архитектура, скульптура, живопись). Отдельные трактаты по созданию картин -читра -лакшана, трактат по театру — натия- шастра., трактат -артха -шастра (искусство управления и организации дворцовой жизни, как планировать помещение). Был создан огромный комплекс мифологических сюжетов, где свормировались представления о божествах. Появились литературные описания божеств. Литературные произведения образуют 2 группы: 4 веды -гимны божествам, эпические поэмы.
Маха Пхарата -сказание о великой битве потомках Пхараты.
Рамаяна — повесть о царевиче Раме.
Градостроительства в эпоху арийского завоевания.
Сложение традиций боевого лагеря. Имели сетку улиц. Архитектура на скорую руку из дерева. Ворота на стороны света. Стражники охраняли города. Сложение обряда поклонения святыни - обход по часовой стрелки. Связывание обхода с темой времени. Были и временные и пространственные категории.
Мифология
Веды. В них описываются божества, которым поклонялись и в которых верили в это время.
Ведическая троица. Бог воды -Варуна. Бог огня — Агни. Бог солнца — Сурья. У каждого их них есть семья, дети, наложницы и незаконные дети, есть ездовые животные.
У Сурьи ездовое животное -конь.
Брахманическая троица. Брахма — созидатель мира. Вишну — охранитель мира. Шива - разрушитель мира.
В первой троице -стихия, вторая троица — этапы создания мира. Идея цикличности мира. Стадии существования. Кальпа — цикл существования мира.
Все божество обладают огромными семьями.
Аватар — перевоплощение.
Статуэтка богини-матери. Из глины и камня. Напоминание о древнейшей культуре Инда. Тип палеолитической Венеры. Прическа украшена цветами и плодами. Растительные мотивы потом проникают в образы буддизма.
Чернофигурная керамика. Сочетание круга и квадрата — космогонический узор. Изображение трилистников, гуси-лебеди(ханса). Гусь-олицетворение души. Хамсахамсахамсахамса — я есть.
Система пропорций. Рисование по квадратам. Воздание мира из тела первочеловека Пуруша. Антропологическая концепция. Считается, из тела Пуруши возникли касты: из уст -Брахмы, из рук — кшатрии, из торса и из ног — вайшьи. Картина общества, связанная с архитектурно -геометрическими представлениями.
Ведический алтарь
Основной формой жертвоприношения стал гимн.
Гимн богине Утренней Зари — Ушас. Постоянное перевоплощение образа. Сведения богах неполные.
Эпос Маха Пхарата.
Божество Кришна.
Битва на поле Кшетра.
Священная песня — изложение проблем Кришне
Эпос Рамаяна.
Был женат на Сите. Бог похитил Ситу. Город Алютке — был бога постоянно украшался и благоустраивался. Полный торговцами украшенный драгоценностями. Сады и рощи окружён рвом. Разнообразные музыкальные инструменты, вооружение. Украшена величественными дворцами, походившими на горы. Дома имели одинаковую высоту и были наполнены музыкой маленьких барабанов.
Храмы и священные колесницы, которые использовались для перевозки фигур божеств. Священная колесница уподоблялась храму.
Здания в это время были деревянными, с оштукатуренными стенками с плоскими перекрытиями, использовались гнутые деревья. В дальнейшем традиции этой архитектуры нашли свое распространение и в буддистский период.
29.09.2012
Господство буддизма в Индии 4в до н.э — 6в. н.э.
·4в до н.э. - эпоха Мауриев. Становление буддистского искусства и аниконика.
·1в. до н.э. -3 н.э. - Искусство Пушанского царства. Связи с античностью
·4-6вв н.э. - искусство Гупту. Классическое.
При Мауриях Индия достигает расцвета и становится Империей. Их правитель Чандрагупта сражался с Македонским — связи с греками. Он основал могучую империю, которая достигает своего могущества при его внуке — Ашуке 273-232г до н.э. Развивал торговые и дипломатические связи с Грецией и Римом. Анедрение идеи централизации. - Буддизм. Первая из мировых религий. Возникает Буддизм в период жизни своего основателя Будды, которого при жизни звали Ситхарта Гаутама из рода Шакиев. Живет на рубеже 6 -5 вв. до н.э. В последствие он был назван Буддой, что означает пробуждённый. До времени Акоки прошло много времени и буддизм обходился без искусства, а вот Ашоки уже внедрил религию в жизнь и искусство. Сложение буддистской мифологии. Эти сюжеты связаны с жизнью Будды. Важнейшие события становятся каноническими сюжетами. Началось все с божественного зачатия. Мать Будды — Мая увидела во сне белого слона, который проник внутрь через бок, таким образом и произошло зачатие Будды. На момент рождения она поехала в Непал, где и родился Будда. Она родила его стоя, и появился он из бока. Родился он 8 мая под знаком быка. И с тех пор — бык символ рождения Будды. Он сделал 7 шагов, на ткани, положенной брахманами. Отпечатки ступней — символ просветления. Он появился с нимбов вокруг головы и с выростом на темени -ушниже. Между бровями у него был знак — урма. Мочки ушей были длинными. И на ладонях и на ступнях у него были символы колеса. Царь стал воспитывать Будду, как будущего царя. Столица его была светлым городом, и он рос в счастье. Потом он женился у него родился сын. Но однажды он поехал на охоту. Навстречу им попались носители страданий, увидел похоронную процессию, увидел нищих. И он принял решение уйти от мира и предаться размышлениям и странствиям. В это время множество отшельников и мудрецов ходило по стране и встречались они в лесах. Будда захотел к ним присоединиться. Ушёл он тайком, чтобы никто его не видел и сел на своего любимого белого коня, который стал символом ухода Будды от мира. Но, вскоре он отпустил коня, снял с себя все украшения. Он участвовал в дискуссиях, читал древние тексты. Его не устраивали те истины, о которых говорили отшельники. И он ушел в Гималаи, там он сидел в пещере, ничего не ел. Появляется образ Будды аскета. Но эти практики ему не помогли и он решил вернуться к обычной жизни, он спустился с Севера и его возвращение символизирует Лев — символ севера. Он уединился для размышлений в лесу под деревом Бодхи (в Сарнатхе), оно тоже становится символом просветления. Он вспомнил все предшествующие рождения. И как был соловьем, и как был обезьяной, и рыбой, и москитом. 33 раза был богом Вишну.
Каждое существо, ищущее спасение, должно избавиться от желаний. Будда предложил срединный путь. Прежде чем его постигло размышление, он долго размышлял, его пытается развратить демон. Демон Мара пытался свести его с истинного пути он подсылал к нему страшных существ, он посылал к нему дочерей своих, чтобы они соблазнили его, но Будда не поддался. Далее последовало просветление и после этого у него возникает поделится своим открытием. Все живое нуждается в помощи, и Будда дает клятву освободить от страданий всех живых существ. Он захотел проповедовать. Он обратился с проповедью к оленям — они являются символам первой проповеди Будды. Потом к ним подошли люди и он изложил основы своего учения. Колесо закона — Бхарма. И символом закона является колесо. Считается, что Будда запустил колесо в движение. Существует жест запускания колеса. Также это и символ первой проповеди. Вокруг него образовалась община. Буддизм начал победоносно завоевывать все большее количество последователей. Среди последователей также были и цари. Первым таким царем был Ашока.
Переход Будды в нирвану. Он умер в глубокой старости, окружённый его учениками, и животными. Паринирвана Будды- переход к смерти. Он был кремирован и в прахе го были обнаружены 8 шариков из смальты, которые раздали его 8 любимым ученикам. Они основали 8 монастырей и для шариков они построили сокровищницы-реликварии. Форма такого реликвария была символической и получила название Ступа. Представляет собой насыпь над ларцом со святыней. Насыпь облицевали камнем и обнесли оградой. Форма реликвария стала символом паринирваной Будды.
Ашока 3 в. до н.э. - первый император, который сам принял буддизм и всячески его распространял. Он приказывал строить храмы из камня, именно в этот период и появляются каменные архитектура и скульптура.
Мемориальные стелы — стамбхи или обелиски. Ерты скульптуры и архитектуры сливаются.
Ступа - архитектура и скульптура слиты воедино. Это не помещение и не здание. Это скульптурная форма но по наличию плана и оград это архитектура.
Пещерные монастыри — высечение из скал, и в своем роде это скульптура, высеченная из цельного куска камня. Появляется подобие арочного завершения. Синкритизм.
Стамбха. При Ашоки их было поставлено около 30 тыс. такие памятные сооружение были связаны с местами из жизни Будды. На стволах каменных столбов высекались тексты, которые писал сам царь Ашока.
Для устойчивости его на ¼ высоты зарывали в землю. Наверху имеет капитель, а на ней изображение священных животных, связанных с событиями из жизни Будды. Львы на перевернутом лотосе. У лотоса 4 лепестка, которые имеют симметрию и соответствуют сторонам света. У лотосовой капители есть подушка, которая украшена изображениями гусей - мандра Ахамса. На всем этом возвышается фигура льва — символ возвращения Будды к людям. Лев — символ царственности.
На других капителях есть изображения быков, но в основном львы.
Капитель из Сарнака, там до сих пор есть парк с оленями, также есть то самое дерево Бодхи.
И на месте первой проповеди была установлена колонна с 4 львами. Ствол разрушился, осталась капитель. -3м.4 см. на основании — 4 колеса. И 4 льва символизируют распространение буддизма на 4 стороны Света. Эта капитель сделалась гербом Индии. На подушке капители изображены священные животные, связанные с сюжетами из жизни Будды. Это бык, напоминает печати с Мохенджо -Дару. Передача пластики. Также есть слон, лев в прыжке и конь.
Слон | Бык | Лев | Конь |
Восток | Запад | Север | Юг |
Божественное зачатие Будды | Рождение Будды под созвездием тельца | Приход Будды с Севера | Уход Будды в отшельники |
Ездовое животное Индры | Связан с именами Индры и Шивы | Спутник Парвати — супруги Шивы | Спутник Сурьи |
Ступа. Около 8 тыс. построено при Ашоки. Космогоническая схема. Полусфера, насыпана из земли - традиция кургана. Имеется несколько уровней обхода. Внешняя оргада с 4 воротами, точно ориентированы по 4 сторонам Света
Ступа № 1 в Санчи. Шест украшен зонтиками — символ уровней небесных сфер. 3-5-7 и до 33 - геометрическая ось всего памятника и ось мира. Также в ступе присутствует квадратная форма, ограда ориентированная на ворота. Ворота соотносятся с темой квадрата, как с темой Земли. Ступа — символ Мандолы — круга, вписанного в квадрат. Будда не занимался вопросами устройства мира. Ступа не имеет декора. Зрение не отвлекается от восприятия объёма. Ограда ступы — как правило решена орнаментальных украшений. Ступа №2 - ограда из каменных деталей, напоминает деревенскую ограду. Имитирует традицию плетеной изгороди. Традиция до буддистской архитектуры. Самая знаменитая — ступа №1. Сходное явление видно и в воротах — средоточие декора восточные ворота украшены фигурами слона, которые выполняют роль опор. Каждое из ворот украшено символическим животным. Высота ворот 8м, верхняя часть 4,5м. Иллюзия ювелирности. Для изготовления врат были приглашены резчики по слоновой кости. Контрастирует с основной формой ступы. Мелко изображенные сюжеты расположены на балках. На стойках изображения крупнее. Нарастанее объёмности. Вся несомая часть опирается на несущую. Изображение и размер связаны руг с другом. Образы Будды в облике священных животных — львы, слоны, кони его также представляют геометрические символы. Его представляют изображения дерева Будхи, также его символизирует пустой трон. Изображение людей есть. Но сам Будда не изображается. Так как считается. Что он распрощался с человеческой сущностью. Он выше, и его можно представить только иносказательно. На конце балки — завитки — пришли от деревянной архитектуры — символ годичных колец.
Якши- богиня растительного царства — символ блага.
Изображения раджей, царей, священные змеи и их царь, донаторы — пара — метхуна — встреча.
Будда представлен в виде колеса закона - на постаменте в виде трезубца., атланты, которые держат трон с диском - символ отсутствующего Будды. Пара геральдических львов - напоминают Месопотамское искусство - крылатый лев. Грифон - из Греции.
Полировка камня из Персии.
Симметричность, силуэтность, ориентация по 4 сторонам света., восприятие на просвет, симметрия и читаемость, чёткость всех черт.
·Традиция деревянных сооружений.
·Персы с их технологией скульптуры.
·Греки.
Монах должен иметь сандалии — из дерева. Из сандала. Может быть чаша для подаяния из половинки кокосового ореха. Также могут быть зонтики. Династии финансировали монастыри. Пещера -естественное укрытие. Монахам разрешалось находится там в сезон дождей.
Бхаджа. Вымытые впадины в скале 2-1в.до н.э.
Чайтья — храм.
Вихара - помещение, где находились монахи, там же проходили трапезы. Занимают 2 или 3 яруса. Низкие потолки. 1.80-максимальная высота помещения. Небольшой внутренний дворик. Освещение через проем.
Монастырь в Карли.
В Бхаджа- на одной линии располагается и храм и вихары. Чайтья со ступом. Укрыта от дождя для сохранения обряда. Вдвинута глубоко внутрь помещения. Вихара состоит из общей площадки. Зал и отдельные помещения.
Келья на одного монаха или кельи на 2 монахов — ученик и учитель.
Трапезная, место для диспутов, и место для учебного класса.
Чайтьи — элементы архитектурной изощрённости. Ряд колонн. Напоминает базилику. Высечены из монолитной скалы, имеют базу. Частично предохраняют от обрушения. Также играют ритуальную роль в обходе.
Бхаджа 2 в до н.э. Каменный портик. В интерьере гранёные столбы, поддерживающие полуциркульный объём. Килевидная арочка - монолитная. (Стропила деревянные).
В Бахдже — древнейшие изображения индийских богов. - Индра, Сурья, вниз поверженные гиганты. 2-1 вв д н.э.
Карли. Более крупное сооружение. Длина чатьи 41м. Сохранилась часть портика. Монолитный камень. Стамбха со львами. Солнечное окно со стропилами, гнутая деревянная решетка из гнутых деревянных балок. Полусферическая конха. На нижнем ярусе уже начали формироваться колонны. Парные фигуры донаторов. Горшки надевали на столбы. Маленький интерколумний.
Портик в Карли. Слоны несут всю конструкцию на себе. Появление антропоморфных образов Будды. Фигуры предстоящих пар. 1 в.до н.э. Если женщина справа то, это значит, что они не женаты, а если слева, то женаты. Много геометризма.
Хинаяна — узкий путь к спасению. Махаяна- широкий путь спасения.
06.10.2010.
расцвет государства Кушанов связан с императором Камишкой 1-2века д н.э. Включала территории нынешнего Узбекистана и Китая. В 78 году н.э. Состоялся 4 Буддистский собор, на котором победу одержала махаяна — широкий путь спасению.
Бодисапы - сострадание к людям. Наставляют верующих к истине, наставляют их и совершают чудеса. Самостоятельная инициатива каждого индивида. Были привлечены весьма широкие влияния. Буддизм стал распространяться ещё шире.
·Бодисапа в облике царевича.
Учение о трёх тела Будды- тело закона, тело сверхъестественности, тело нирваны. Ситхартха Гаутама — будда в теле нирваны. Махаяна отвергла идею реального бытия души и в следствие провозгласила единство сансары и нирваны (жизни и смерти). Большое значение получила категория пустоты. Махаяна признала, что объективно мир не существует, а состоит из пустоты. Учение о высокой сущности пустоты оказало высокое влияние на искусство. В Индии это учение было связано с интересом с иносказательным формам описани Будды. Повышенное внимание к фону изображения. Иконография Будд и Бодисап.
Будде присущи черты совершенного человека, этот образ давно разрабатывался в индийской традиции, особенно в течении Дайнизма.
В Пушанское время распространяется трактат о живописи — чидралакшена - наука о построении пропорций и описания идеального человека.
Существует 32 перечня признаков человеческого совершенства Будды.
·Ноги и руки имеют знаки колеса
·пальцы рук и ног соединены перепонками
·7 частей тела выпуклы
·пальцы длинные
·пятки широкие
·голени как у антилопы
·кажа золотистая
·лицо с пучком волос между бровями — урна
·туловище как у льва
·плечи округлые
·плечи широкие
·невкусное во рту становится вкусным
·осанка напоминает величественное дерево
·ушниша -завершение на темени.
·Язык длинный
·челюсти как у льва
·зубы белые
·зубы без промежутков
·глаза темно-синие
·ресницы длинные
·ногти цвета меди
·ногти выпуклые
· пальцы широкие
·вены незаметные
·походка слона
·походка красивая
·идет прямо
·тело чистое
·тело совершенное
·глаза- лепестки лотоса
·уши продолговатые
·уши ровные
·слух безупречный
·волосу густые
·волосы мягкие
·свастика
·трезубец
·лотос
·узел счастья
искусство стало пользоваться символическими жестами рук — мудра
позами — асаны
поза лотоса, свидетельствует о созерцании и сосредоточении. Ступни наверх — возможность видеть ступни со знаками. Будда имеет нимб вокруг всего тела или вокруг головы. В живописи часто имеется круг вокруг головы. Вокруг тела - диаметр 1.5 метра. Пряди волос на голове завиты в завитки по часовой стрелке. Длинные мочки ещё до буддистский признак красоты. Вырост на голове- традиционные прически монахов. Одеяния — Будда всегда формально одет. Монашеский плащ, перекинутый через левое плечо - старинный брахманский обычай. Цвета шафрана — лимонный желтый. Красный бордовый- в Тибете. Желтый- цвет дорог и странствий. У Будды есть священный шнур из растительных волокон, перекидывается через левое плечо. Не имеет ни одного украшения. А бодисапы- обильно украшены- несколько ожерелий, диадема. Сложная прическа и усики. У Будды- симметричные черты лица, глаза прикрыты. Длинные брови- дуги.
Будда с чашей из Гандхары
Пропорции тела коротконоги. Тяготение к народному искусству и к детскому искусству.
Строгое определение пропорций, при этом они приземисты- ранний эта восприятия искусства махаяны. Толщина большого пальца -109 раз должен уложиться в высоту тела.
Бодисатва из Гандхары
Формально обращаться к Буддет с просьбами бесполезно, так как он там, где он нас не слышит. А вот Бодисатвы- как раз нужны для того, чтобы помогать людям в этом мире. Изображают из виде правителей.
Бодисатва из Гандхары - напоминает облик греческой статуи. Ассиметричны наклонголовы. Естественные волнистые волосы. Заимствуются изображения украшений из Греции. Некоторые скульптуры получают прозвища, например- гений с цветами. Он высыпает цветы. Иконография ликования, по поводу того, что Будда сообщил своё учение человечеству. Трактовка рук неумелая — возможно, результат работы подмастерья с мастером.
Ника из Таксилы. Наивное обращение к античной скульптуре.
Голова Будды. В Пушанское время распространена круглая скульптура. Из Гандхары.
Голова Боисарпы.некоторые заимствования из античной скульптуры. Временное явление Пушанского времени.
Голова. Широкие приплюснутые черты лица. Черты школы Матхуры.
Голова из Матхуры. Из скульптуры уходит идеальная полировка в Пушанское время. Тонкие брови, широкие ноздри — намек на связь с негроидным типом. Характерная трактовка анатомии в индийской скульптуре.
Винобитие. Образ вакханки. Опят же видим греческое влияние. Грудь потемнела, так её все трогали.
Якши с веткой дерева. Приветствует своим танцем рождение Будды. Набедренная повязка, которая ничего не скрывает. Идеально геометричная фигура. Две сферы с божественной энергией!. S образный изгиб.
Кубера. В добуддистсвкой мифологии — бог богатства. Повелитель Юга. Участвует в буддистском комплексе. Персонаж с бородой. В трактовке образа прослеживается античная традиция. Напряженные ребра, впадина над пупком. Полное несоответствие с индийским идеалом.
Раздача реликвий Будды-шарики. (Гадхара)
дворцовое сооружение. Деревянное и стоично- балочное. Элементы ордерности. Колонны с капителями и с базами. Сложение представлений об архитектуре.
Ученики над гробом Будды. Выдергивание волос из головы- характерный жест скорби. Пропорции получились детскими. Эпоха первичного распространения Буддизма махаяны. Первичность и наивность восприятия.
Рельеф и канонически изображением Будды. Под деревом Годхи. (гадхара). На верхнем регистре- показана сцена рождения Будды. В центре — мать Будды- Мая, она стоит под деревом в позе Яшвы. Это родни её с образами богинь. Появление Будды — из ребёр. У него ушниша на голове- ним к плоская тарелка поворачивается вместе с головой.
Царь Удая приходит к Будде, который находится в состоянии проповеди, он приносит ему деревянную статую самого Будды. Изображение ордера. Дворцовое сооружение. Стойки с базами.
Сожет об искушении Будды демоном Марой. Толпа демонов вооружена трезубцами и другими видами оружия, они готовы напасть на Будду. Он не стал сражаться с ними.
Рельеф. Сцена поклонения Будде, который находится в позе лотоса? Он сидит в пещере. Рядом предстоящие, которые ему поклоняются. Решетчатая балюстрада. Наверху мы видим 2 парящих небесных существ, которые посыпают цветы. Персонажи, обитающие на небесах. Актуализация образа небесных сфер. Небесные персонажи в царском одеянии. Поклонение добуддистских божеств.
Будда на лотосовом троне (гадхара). Всемирный трон или трон духовный в позе асана. Он проповедует. Здесь предстоящими являются бодисатвы. - Майтрея (божество будущего, надежд и всего такого), Авалокитешвара, Манджушри -охранитель веры с мечом и книгой,
Образ будды. Рядом с ним четверо представителей стран Света с дарами.
Образ Будды отшельника.. крестьянка преподнесла ему молочно-рисовую кашу.
Голова Будды из Китайского Туркистана. Вылепленная из люсовой глины. Покрыта слоем адгоба??? - делает поверхность скульптуры гладкой и белой. расписана. Образ приближается к китайским этническим чертам.
Аниконическая традиция
Поклонение проповеди Будды. Ситуация в дворцовых покоях. Килевидные окна. В интерьере - стоят сложив молитвенной позе двое предстоящих. Образ трона, над ним в воздухе висит колесо закона, над ним зон в профиль, с него свисают гирлянды. На оси этого колеса висит цветочная гирлянда.
Проповедь в виде дерева с 3 ветвями. На верзу дерева переплетаются 3 колеса закона. 2 атланта. Предстоящие монахи. Колонны- версия коринфской капители.
Изображение как Мара искушает Будду.
Архаическая традиция. Будда представлен в виде отпечатков пальцев. Восхождение Будды на небо связано с одним из мифологических сюжетов.
Будда в виде солнечного диска
Саркофаг Будды.
Будда в виде отпечатков. Ступа 20 века- композиция со ступнями Будды.
13.10.2012
Буддийское искусство 4-6вв.
320-485гг н.э. - правление династии Гупту. Расцвет городов. Со светской культурой. Религиозная жизнь - в это время происходит стабилизация. Сближение с пантеоном добуддийских верований. Каждая религия со своей стороны делает уступки. Происходит новая волна популярности эпосов — Махапхарата с Кришной и Рамаяна с Рамой. В литературе появляются изысканные литературные стили. Карья- украшеный и махакарья- сильноукрашеный. Аналоги есть и в живописи 4-6вв. Отличаются роскошью, украшенностью, в которой сильны дворцовые и придворные мотивы. Дома живописи не сохранились.
Живопись выполнялась на стенах жилых помещений. Вся живопись и светская, и религиозная — стенописи по сухой штукатурке. Разрабатываются жесты. Иконография Будды приобретает законченность. Ничем не дополняется и не развивается. Искусство идёт по пути формального совершенствования.
Скульптура Будды из Калькуттского музея 5 века. Будда из Динджанкара. Выполнена из песчаника. Зрелое техническое завершение. Монашеское одеяние прилегает к телу, что дает возможность показать красоту идеального тела. Одежда формально присутствует, она обозначена двумя кромками, заключающими в себе тело. Расстояние между ними не соответствует реальному объёму ноги. Растворение в материале — полное отсутствие контура.
В 4-6вв из скульптуры уходят попытки ассиметричности тела. Теперь нет никаких признаков эллинизма. Лицо, фигура, форма тела, форма прически приобретают абсолютно симметричные формы. Лица яйцевидные, нимбы. Разнообразные растительные и геометрические нимбы. Мотивы растительной плетенки. Дань роскоши, которая царствует в стиле эпохе Гуптов. Скульптуры этого времени схожи, так как идет строгое соблюдение канона.
Скульптура Будды из Делийского музея 5 в. Более явственно виден нимб. Отсутствуют естественные волны волос. Каноническое изображение. Вокруг ушниши -лепестки лотоса, ругие растительные мотивы и спиралевидная S образная плетенка которая в кушанское время проникает из западных регионов. Тело покрыто плащом, который закрывает 2 плеча. Драпировка существует для украшения ткани ритмическими линиями. Узкие плечи. Изнеженный идеал красоты.
Скульптура. Делийский музей. Решение тема фона и фигуры.
В эпоху Гуптов 4-6 вв. возобновляется строительство пещерных монастырей. Они отличаются от прежних заметным увеличением масштаба. Крупнейшие центры учености. Религиозные науки, священные источники(веды), изучение буддийских текстов, изучение логики,
Комплекс храмов Аджанта. Сохранились росписи. Внизу речка Якхра. Сохраняется план чатьи - базиликальный. Сохраняется и план вихары. Увеличивается количество келий в вихаре. Плоские потолки. При увеличении, размеры помещения гораздо надежней. При высекании оставляли столбы. Вихар становится больше. Они вырастают в объеме. Выростают пропорционально, при том что чатьи не растут.
Появляются учебные пособия.
Чатья №19. Солнечное окно с килевидной аркой. Портик обильно оформляется скульптурой. Многократно изображение Будды. Также имеются и анджанские изображения. Большую роль приобретает вход, который украшают столбы, портики. Колонны даровали дорогим тканями. Поверхность с обилием деталей. Живописная трактовка портика. Большую роль приобретает обрамление. Поверхность живописна. Скульптура соответствует канонам. Сочетание различных масштабов. Разновидность небесных существ из добуддийской иконографии - якши - небесные карлики. Это второстепенные персонажи, которые становятся более многочисленными.
Чатья №26. Интерьер. В центре фриз. Ступа уподобляется зонту — становится домиком, в котором главное — содержимое — Будда.
Использование висящих деревянных ребер.
Вихара. Росписи. Поверхность покрыта росписями. Различные связующие волокна- рубленая солома, конский навоз и желток. Первоначальный рисунок наносили красной охрой. Для контуров — черная сажа. Использование самоцветов — лазурит, малахит и другие дорогие минеральные вещества. Краски напоминают темперу. Использовалась охра, белила. На монолитных столбах темы меандра, различные ювелирные украшения, различные растительные мотивы. Появляются большие площади плоских оштукатуреных потолков. Многие с росписям сохраняются до нашего времени. Решетчатые деревянные сетки и ячейки. Растительные мотивы. Иногда показана резьба по дереву. Балки и перекладины покрыты резьбой. Нет фиксированной точки зрения. Гуси, лебеди, небесные карлики, слон.
Все потолки имеют прорывы в иллюзорное небо. Меандр — вариант прочтения свастики.
Изображение Белого слона. Это священный слон, олицетворяющий зачатие Будды. Среди объектов на потолках есть и бык, и лев. В этой росписы выявлен объем. Делаются светлыми выпуклые участки, а темными, более дальние. Объем достаточно хороо передан.
Потолок. Дощечки с передачей объема. Объем каждого предмета в изолированной простоте.
Изображение обитателей неба. Гандхари и Абсары — древние персонажи Индийской мифологи. Ветроволосые. Летали по небу и отличались музыкальностью. Показаны во время полета. Метхуна. Белилами отмечены выступающие части тела и лица. Затемнение в отступающих частях.
Росписи Аджанты. Росписи в чатьях19, 26, 12
Росписи вихары №1. изображение 2 бодисатфа, один держит молнию, и симметричный ему держащий.... Фигура Будды. Образуют триаду. Фигура царевича меньше человеческой фигуры. Преобладание охристых тонов, белых тонов. Черные волосы. Золотая корона. - свидетельство о расцвете ремёсел. В трактатах описываются сложнейшие техники. Царевич имеет обнаженный торс. Повязка ниже талии. Множество ювелирных украшений. Серьги. Шнур из жемчуга. Освещение в пещерах естественное. Единственным источником является дверной проем. Лицо предполагает Будду нашей эпохи. Тонкие графические брови, огромные глаза, тонкий нос, утолщённая нижняя губа на которой лежит блик света. Объем тела ощутим за счет использования более темных оттенков краски. Рядом персонажи, возможно, отшельники и монахи. Изображение падающих с неба цветов.
Будда. Украшен драгоценностями, браслетами, корона. Держит в руке лотос. Отличие по цвету кожи. Что характерно для Аджанты. Вокруг персонажа имеются дополнительные фигуры предстоящих. Птица- символ духа. Лебедь. Небесные музыканты на куриных ножках, парочки небесных карликов.
Изображение счастливой пары -традиция сюжета Метхуна. Это Асура- демоны.
Джатаки — прежние жития Будды. Последнее жизнеописание Будды. Сцена о том, как царевич сообщает своей жене о том, что ох хочет покинуть этот мир и уйти в отшельники. У действующих лиц варьируется цвет тел.
Роскошная прическа, корона, которая напоминает об искусстве юго-восточной Азии. Изобилие жемчужных украшений и особые черты лица. Укрупненные глаза. Тонкие брови, тонкий нос. Ладони окрашены- символ первой проповеди. Символические жесты
сюжет о том, как Будда посещает проповедника.
Последнее пребывание Будды среди людей. Он на белом коне. Рядом с ним божества охранители стран Света.. Появляются изображения добуддийских божеств. - Индра. Красивые черные локоны, цвет волос не меняется, а меняется только цвет тела.
Омовение принца. Две антилопы по бокам композиции символизируют будущую проповедь. Показана деревянная архитектура дворцового типа. Инкрустация драгоценностями.
Пещера 1000 Будд. Одно из чудес Будды. Трафарет для создания изображений Будды.
Пещера №17. Вишвантара Джатака. Как отдалить одну тему от другой. Все темы соседствуют друг с другом, несколько раз повторяется один и тот же персонаж.
Сказание о купце Симхаре.
Надвратная роспись — 7 фигур Будд. Будды прежних рождений. Тело становится все светлее и светлее.
Явление Индры для поклонения Будде. Рядом небожительницы. Индра описывается как мощный старик, тут же он представлен прекрасным юношей.
Абсера.. ожерелья, подвески. Летит, томно прикрыв глаза. Инрает на музыкальном инструменте. Ладошки покрыты сандаловым маслом. Росписи Аджанты.
20.10.2012
Индийские пещерные комплексы 6-8 веков..
Индуизм выходит на первые позиции. Буддизм отходит на второй план. Стилевые собенности. Новая иконография. Индуистское искусство в основном представлено храмами.
Брахма
вишну
шива
Шивалингам и Ёни — символ Шивы и его супруги Парвати.
Храм состоит из залы, и темного святилища Гарбхагрихи
Мамаллапурам. Штат Тамилнаду.
Храм, 5 ратх, нисхождение Ганги, пещерный храм
5 ратх.. миниатюрные модели святилищ.
Дхпрмараджа ратха. Правитель Мамалла. Подписи с именами правителей.
Ратха Драупади. Ратха(повозка). Монолитная архитектура. Носят названия в честь 5 братьев и их жены.. изначальные названия не сохранились.
3,4 х 3,4 м. Высота 5,5 м. Имитация тростниковой кровли. Повторение архитектуры живого строения
Бхива Ратха повторяет архитектуру чатьи
вытянутая в плане. Двускатная крыша.
Дхармараджа ратха. Влияние монастыря вихары.
Небольшие комнатки и башенки — некая имитация келий монахов. Дравидо — шитхара — башнеобразная надстройка над святилищем. Небольшой купол и двускатная крыша.
Ратха Арджуны.
Башнеобраные навершия.
Ратха Накулы и Сахадевы.
Круглые ратхи. Имитация колонного обхода.
Скульптура слона, льва и быка - связь с культом Шивы.
Пещеры. Внутреннее пространство отграничено 2 или 4 столбами. Святилище маленькое. Стены Мандапы украшены рельефами
Бараха Мандапа.
Прибрежный храм Шивы. Мамаллапурам. Около 700 года
Не высекался, а складывался из отдельных блоков. Из 2 святилищ. Башнеобразные перекрытия. Бычки по периметру.
Нисхождение Ганги (Тапас Арджуны).
Божественная река, наполненная удивительными существами. Котик с мышками. Множество божеств. Анималистическая скульптура.
Доение коровы Кришной. Пещера № 4
Рельефы из пещерных храмов. Мифы из Пуран
Махишасурамардини. Действующие лица — Будда и Махиша
Вишну на Ананте(змей)
Вахара аватара
человек вепрь.
Ратха Арджуны.
Вытянутость фигур. Массивные серьги. S образный изгиб.
Комплекс Элефанта. Сер 6 века.
76м. Над уровнем моря.
Храм Шивы.
В плане квадрат. Мандарпа с 3 входами с Севера. Запада и Востока. Противопоставление рельефов, находящихся друг напротив друга..
сильно пострадала нижняя часть рельефов.
Зал с колоннами вход с портиком.
Скульптура Шивы.
Выполнены в горельефе, часть представляют круглую скульптуру, Легкий изгиб, голова слегка наклонена, тип лица почти везде одинаковый. Выступающая нижняя губа. Большие глаза, широкий нос, длинные уши. Прическа - дреды с коронами.
Тримурти или Садашива.
За головам находится круг света с расходящимися лучами. Доминирует в интерьере храма. Высота 7 метров.
Дварапала Тримурти. Ганы- карлики -спутники Шивы.
Садашива- главный из богов и принцип представления вселенной. 3 лица Шивы.
Шива самый большой персонаж. Далее уменьшение по иерархии. Символика божеств через животных.
Шива Гандадхара(держащий Гангу)
Шива махайога
Танцующий Шива. 4 ликий Брахма.
Слоноголовый сын Шивы.
Ардханаришвара. Полуженщина -полумужчина. Опирается на бычка.
Шива Гангадхара.. рядом Парвати.
Кальянасундара. Свадьба Шивы и Парвати.
Андхакасуравадха. Шива, сражающий демона Андхаку. Сверху, божества, поклоняющиеся Шиве.
Шива и Парвати на горе Кайласа.
Равана, сотрясающий гору Кайласа.
Эллора
Комплекс, высеченный в базальтовых скалах. 13 век. Протяженность 2 км. Пронумерованы 34 храма, а так порядка 100 храмов.
Буддийска.
Индуийска. части
Джаинская.
Буддийская пещера Вишвакарман. Пещера №10. 2 пол. 7 века.
В центре ступа с фигурой Будды — в европейской позе.
Заметно влияние Элефанты. Так храм 29 повторяет структуру главного Храма Элефанты.
Храм Кайласанатха.
Высечение комплекса из отдельно стоящей скалы.
Входные ворота (Гопурама), далее мандарма нанди, храм из мандармы, святилище, венец капелл.
Цоколь-9 метров, заменяет 1 этаж. Нижняя часть в виде карниза. Борь ба животных.
В ансамбль входит 2 свободно стоящих столба и 2 изображения слонов в полный рост.
Джаинские храмы- строились самыми последними, многое заимствовали из индуистских храмов. Характер скульптурного декора. Обильное использование орнаментальных мотивов.
Второй период - драматизация.
Изображение раковины.
Круглая скульптура, включенная в короб.
Шива Гангадхара.
Храм Каласанатха — божество Натараджа.
Ямуна в святилище 3 рек. Кайласанатха.
Шива Трипурантака — Кайласанатха.
Бхайрава. Храм Кайласанатха.
Дурга Махишурамардини. Кайласанатха.
Нарасимха.
Характерная поза Джайского аскета- ситха атхара
Кайотсарга
Джайний
27.10.2012.