Народная медицина
Народная медицина – это древнейшая ветвь медицины в истории России. По сути, корнями ее было язычество, которое исповедовали славянские племена до объединения и создания государства и до принятия христианства. Таким образом, момент зарождения народной медицины можно отнести к тому времени, с которого начинается историческое описание жизни русского народа, т. е. ко временам доисторическим. С принятием христианства она не искоренилась, пережила более чем тысячелетие уже исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.
В наше время известно изрядное количество случаев, когда научная медицина оказывалась бессильной перед каким-нибудь случаем заболевания, даже несмотря на то что достигла наивысшего теоретического и практического развития и технического оснащения. И были случаи, когда буквально «из гроба вытаскивали» человека и возвращали ему здоровье люди, владеющие навыками народной медицины. С развитием и ростом Русского государства народная медицина вплоть до второй половины XIX в. оставалась единственным способом лечения болезней и поддержания здоровья простых людей, так как не существовало более доступной врачебной помощи. Ситуация изменилась во второй половине XIX в., когда появились первые земские учреждения и собственно земская медицина.
Никто не может объяснить, почему, но забота о здоровье всего народа русского мало интересовала правителей Русской земли очень долгое время. Существовали вплоть до конца XVII в. лишь «государевы врачи», которые лечили государя, семью его и особо приближенных лиц. Петр I пытался изменить ситуацию, но радикальных преобразований не добился, сделав медицину доступной для привилегированных слоев населения.
Лишь Александр II, отменивший в 1861 г. крепостное право и проведший большое количество преобразований во всех сферах жизни россиян, стал автором первых шагов к доступности медицинской помощи, провел земскую реформу и ввел земскую медицину.
Врачевание со времен его зарождения отличалось от других видов медицины тем, что сочетало в себе и знание целебных свойств природных средств, и веру в чудодейственные силы.
Народные лекари умели делать кровопускания, трепанации черепа, а также лечить травмы (накладывать лубки), раны с помощью различных мазей, прижиганием.
Народные врачеватели составляли трактаты об использовании целебных сил природы – травники и лечебники. Особенно широкое распространение это получило после принятия христианства и появления письменности. К сожалению, нам досталась в наследство лишь малая толика тех источников, так как большинство из них погибло или было украдено во время войн. Интересно то, что в дошедших до нас книгах есть средства, которые применялись не только после принятия христианства, но и задолго до него.
Монастырская медицина
Появление монастырских больниц можно отнести ко временам принятия христианства на Руси. Монахи, верившие в то, что всем на земле ведает Бог, воспринимали болезни как кару за прегрешения человеческие, а иной раз и как вселение бесов в человеческую душу и тело. Следовательно, исцеление от болезни рассматривалось как прощение Божие и отпущение грехов.
Наиболее известными из них стали лечебница в Пе-реславле, основанная в 1091 г. митрополитом киевским Ефремом, и Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г монахами Антонием и Феодосием в предместьях Киева. Название она свое получила от слова «печеры», т. е. пещеры, в которых монахи жили и творили свое благородное дело. Киево-Печерская лавра оставила свои еле-ды в развитии медицины и культуры на Руси. Там было написано множество летописей: от Нестора, Никона, Сельвестра.
Оттуда пошла и житийная литература. В XIII в. там был создан «Киево-Печерский патерик» – сборник рассказов и историй об этом известнейшем монастыре. Множество известных зодчих и живописцев принимали участие в создании интерьера лавры. О них, быте и деятельности монахов, укладах и нравах Киева рассказывалось в патерике. В 1661 г. он впервые был напечатан и издан в типографии той же Киево-Пе-черской лавры.
В пещерах монастыря похоронены люди, вошедшие в историю России: основатель Лавры Антоний, летописец Нестор, врачеватели Дамиан и Агапий и даже основатель Москвы – Юрий Долгорукий.
Как ни странно, в лавре находили способы лечения самых различных болезней – от инфекционных до психических. В стенах монастыря даже было что-то вроде изоляторов, куда помещались тяжелобольные, им обеспечивался индивидуальный уход. Люди, которые не имели уже надежды на выздоровление, нередко исцелялись монахами, после чего уверовали в Бога и молитвы и постригались в монахи.
Среди известнейших целителей, практиковавших в лавре, были такие люди, как преподобный Алимпий, прославившийся тем, что лечил людей с тяжелейшими случаями лепры. Для лечения болезней кожи он использовал иконописные краски, содержавшие, по-видимому, различные лечебные вещества. Также святой и блаженный Агапий был монахом лавры. Он известен тем, что вылечил внука Ярослава Мудрого, который впоследствии стал князем Руси, а в историю вошел, как Владимир Мономах.
Лечили врачеватели монастыря бесплатно, к больным относились терпимо, с любовью вплоть до самопожертвования. Это отношение является азами врачебной этики, которой в наше время при обучении в вузах придается большое значение.
Монастырские лечебницы были также центрами обучения и просвещения: монахи собирали византийские и греческие рукописи, переводили с латинского и греческого, объединяли информацию в сборники, дополняли своими знаниями и знаниями предков и по этим источникам преподавали медицину.
2) При рассмотрении второго вопроса подчеркнуть, что начало государственной организации медицинского дела - это
основание Аптекарского приказа (1581 г.), своеобразного придворного медицинского учреждения, которое возглавляли
приближенные царя (не врачи), а персонал обеспечивал медицинской помощью царя, его семью и приближенных.
Обращая внимание на превращение с середины XVII в. Аптекарского приказа из придворного учреждения в6
общегосударственное, следует выделить его основные функции: наблюдение за всеми специалистами-медиками и
выплата им жалованья; приглашение на службу иностранных врачей; подготовка национальных медицинских кадров,
распределение их по должностям; медицинская экспертиза (врачебное обследование различных лиц); проверка "докторских
сказок" (историй болезней); архивная (хранение научных сочинений); руководство аптеками, аптекарскими городами и
организация сбора лекарственных растений в масштабе страны; медицинское обеспечение русской армии.
Структура и функции аптечного приказа
Аптекарский приказ был создан в 1620 г. Он включал в себя постоянный штат, который обеспечивался полностью за счет царской казны. С самого начала Аптекарский приказ включал в себя небольшое количество человек:
1) 2 докторов;
2) 5 лекарей;
3) 1 аптекаря;
4) 1 окулиста;
5) 2 переводчиков (толмачей);
6) 1 руководителя – подьячего.
Однако в дальнейшем (спустя 60 лет) в Аптекарском приказе служило уже 80 человек:
1) 6 докторов;
2) 4 аптекаря;
3) 3 алхимика;
4) 10 лекарей-иноземцев;
5) 21 русский лекарь;
6) 38 учеников лекарского и костоправного дела;
7) 12 подьячих, переводчиков, огородников, хозяйственников.
Руководство аптекой и Государевым аптекарским приказом доверялось только особо приближенным к царю боярам.
Вокруг Кремля стали разводить лекарские сады, аналогичные сады выращивали у Никитских ворот, а также в других местах. Именно поэтому в Аптекарском приказе были необходимы огородники. Они ведали этими лекарскими садами. Первый из государевых аптекарских огородов был создан у западной стены Московского Кремля.
Аптекарский приказ – первое государственной учреждение здравоохранения. Теперь необходимо обозначить основные функции Аптекарского приказа:
1) организация медицинской помощи членам царской семьи;
2) организация медицинской помощи стрельцам, боярам и другим людям, обращавшимся за ней;
3) организация обеспечения отечественными и импортными зельями;
4) строгий контроль земель;
5) принятие определенных мер профилактики и защиты при эпидемиях;
6) приглашение зарубежных лекарей и докторов;
7) подготовка лекарей в лекарской школе при Аптекарском приказе;
8) надзор за ученичеством в аптекарском приказе;
9) обеспечение стажировки будущих отечественных лекарей у известных докторов;
10) организация заготовки лекарств.
В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта школа, которая готовила русских лекарей. С самого начала в ней обучались около 30 человек. Обучение длилось от 4 до 6 лет. После того как лекарь заканчивал обучение в такой школе, он, как правило, направлялся в войска, причем не только в военное время.
3) По первому вопросу отмечается, что в ходе многочисленных преобразований в правление Петра I Аптекарский приказ,
в отличие от многих других органов государственного управления, не был ликвидирован. В Петербурге было создано
параллельное учреждение - Аптекарская канцелярия, которую с 1716 г. возглавлял "архиятер" (верховный врач). В 1721 г.
была образована Медицинская канцелярия, возглавляемая директором, который единолично управлял учреждением. П.З.
Кондоиди - первый директор Медицинской канцелярии. Основные функции сходны с функциями Аптекарского приказа.