В 50-80-е годы ХХ века во внешней политике Индии доминировал “курс Неру”, одним из главных направлений которого было выстраивание отношений со сверхдержавами, стремясь к равноудаленности и невовлеченности в возможный конфликт между СССР и США. Этот же курс, но с некоторыми поправками Дели продолжает проводить и в настоящее время.
Между РФ и Индией на данный момент развиваются экономически-торговые отношения, и в то же время растет удельный вес международно-политических вопросов и проблем, в первую очередь т.к. обе стороны одинаково отрицательно относятся к тенденциям превращения современного мира в однополярный.
Отношения с Индией являются знаковыми для России с момента ухудшения отношений СССР с Китаем. Тем не менее, дезинтеграция СССР крайне негативно сказалась на российско-индийских отношениях в сфере экономики. Индия приступила к переориентации на сотрудничество с Западом.
Сказывалось и то, что ориентация на Запад стала доминировать и во внешней политике России, она также уделяла преимущественное внимание развитию сотрудничества с государствами постсоветского пространства, а взаимодействие с государствами Востока отодвигалось на второй план. Свою роль сыграло и то, что в первой половине 90-х годов Москва предприняла шаги, направленные на сближение с Пакистаном.
Несмотря на обозначенные факторы, объективная основа и заинтересованность в восстановлении и дальнейшем развитии двустороннего сотрудничества сохранялась.
Вместе с тем, несмотря на все прилагавшиеся усилия, резкого рывка в развитии российско-индийских отношений до конца прошлого тысячелетия так и не произошло. Очередная попытка в данном направлении была предпринята Путиным. Благодаря ему в Нью-Дели был подписан основополагающий документ — Декларация о стратегическом партнерстве.
Поддерживая стратегическое партнерство, Россия и Индия следуют идентичным или схожим подходам по многим актуальным международным проблемам. Это касается концепции многополярного мира, поддержания международной безопасности, урегулирования региональных конфликтов, решения вопросов социального и экономического развития мира. Россия и Индия активно сотрудничают во многих международных организациях, в первую очередь в ООН. В регионе оба государства являются участниками Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Россия поддерживает Индию как достойного кандидата в постоянные члены Совета Безопасности ООН. Также нужно отметить совместные усилия по борьбе с терроризмом, противодействию наркопроизводству и наркотрафику.
Удается продвигаться вперед и в сфере экономики и торговли. Реализуются масштабные проекты долгосрочного характера, в декабре 2002 г. Россией и Индией была подписана Совместная декларация об укреплении и наращивании экономического и научно-технического сотрудничества.
Несмотря на отмеченные достижения, российско-индийские отношения сегодня не так значительны, как были при СССР. РФ удалось лишь отчасти восстановить былой уровень сотрудничества.
Имеются объективные ограничения двустороннего сотрудничества в сфере мирного атома, связанные с регулирующими нормами Группы ядерных поставщиков и негативной позицией Нью-Дели в отношении ДНЯО.
Широко развивается российско-индийское военно-техническое сотрудничество (ВТС). Однако, развивая ВТС с Индией, нельзя не принимать во внимание стремительный рост ее военных расходов, общую модернизацию и укрепление национальных вооруженных сил, постоянную пропаганду образа Индии как великой державы. Нью-Дели осуществляет курс на создание оружия массового уничтожения (ОМУ), занимает негативную позицию в отношении разоруженческих и нераспространенческих режимов. Несмотря на партнерские отношения, Нью-Дели не поставил Россию в известность о планируемых им ядерных испытаниях в мае 1998 г.
Россия – Пакистан. В рамках советской внешней политики отношения с Исламской Республикой Пакистан (ИРП)воспринимались в русле тезиса: враг моего друга — мой враг. Пакистан считался представителем «враждебного лагеря», возглавлявшегося Соединенными Штатами.
Хотя двустороннее экономическое сотрудничество осуществлялось в сфере электроэнергетики, металлургии, торговли, политические противоречия накладывали на него серьезные ограничения. Между тем за последние десятилетия Пакистан набирал все больший международный вес, что требовало внесения корректив во внешнюю политику Москвы. В 90х годах установить отношения не удалось.
Позитивные перемены обозначились в 2000-2001 гг., в особенности после того, как оба государства начали активно расширять свое взаимодействие в борьбе с международным терроризмом. Исламабад отказался от поддержки талибов, объявил о своей готовности уважать территориальную целостность и суверенитет России, рассматривать ситуацию в Чечне как сугубо внутреннее дело Российской Федерации, принял меры по недопущению антироссийских публикаций в прессе.
В феврале 2003 г. президент Пакистана П. Мушарраф посетил с визитом Москву, провел переговоры с президентом РФ В.В. Путиным. В качестве ведущих направлений торговли между странами были определены такие области, как энергетика, металлургия, телекоммуникации, использование космических технологий, добыча и транспортировка нефти и газа.
В ходе саммита обозначилась близость Москвы и Исламабада по некоторым региональным и глобальным проблемам:
- сокращению стратегических вооружений;
- недопущению гонки вооружений в космосе;
- борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом;
- незаконному обороту ядерных материалов и наркотиков;
- противодействию транснациональной организованной преступности.
В апреле 2007 Исламабад посетил глава правительства РФ М.Е. Фрадков. С обеих сторон подчеркивалось стремление к углублению сотрудничества, однако практическое наполнение визита оказалось весьма скромным. Это лишний раз напомнило о ключевой проблеме отношений Москвы и Исламабада — резком отставании «деклараций о намерениях» от конкретных шагов по сближению и двустороннему взаимодействию.
В настоящее время Пакистан заявляет о готовности к взаимовыгодному сотрудничеству с Россией, в том числе в таких областях, как энергетика и нефтегазовый сектор. Однако по-прежнему незавершенной остается проработка проектов по энергетической кооперации (поставка электричества из стран Центральной Азии через территорию Афганистана в Пакистан), по строительству в Пакистане новых железнодорожных путей, по сотрудничеству в аэрокосмической области. К успешным проектам можно отнести только лишь сборку грузовиков КамАЗ в г. Карачи и осуществляемые на регулярной основе поставки Пакистану российских транспортных вертолетов Ми-17.
Отсутствие реального прорыва в двустороннем сотрудничестве в определенной степени объясняется превалировавшим в российском обществе и бизнесе настороженным отношением к Пакистану в связи с политической нестабильностью и террористической активностью в этой стране.
Негативно сказывались на торгово-экономической сфере и традиционно сохраняющиеся расхождения между Москвой и Исламабадом по некоторым международным вопросам, особенно в отношении ситуации в Афганистане. Еще один камень преткновения - установка Исламабада на укрепление своего ядерного потенциала. Существенно препятствовал улучшению двусторонних отношений и тот факт, что Россия дает традиционно отрицательный ответ на просьбы Пакистана о поставках современных вооружений.
Тем не менее, с учетом всех трудностей и проблем, сохраняющихся в отношениях Москвы и Исламабада, их улучшение и интенсификация весьма существенны для восстановления и упрочения российского влияния в регионе Центральной и Южной Азии, а также на макрорегиональном пространстве.