Святой Августин серьёзно сомневается, могла ли фессалийская колдунья
превратить в осла Апулея. Теологи пространно разглагольствовали о превращении
Навуходоносора в дикое животное. Это доказывает только, что красноречивый
гиппонский отец был совершенно незнаком с магическими тайнами, и теологи, о
которых идет речь, были не слишком сильны в экзегетике. В этой главе нам
предстоит исследовать другие, совершенно в другом роде невероятные, но однако
неоспоримые чудеса. Я буду говорить о ликантропии, или о ночном превращении
людей в волков, о столь любимой теме наших деревенских посиделок, рассказах об
оборотнях, историях настолько доказанных, что неверующая наука, чтобы
объяснить их, вынуждена была прибегнуть к неистовому помешательству и
переодеваниям в животных. Но подобные гипотезы слишком ребячьи и ровно ничего
не объясняют. Нам придется в другом месте искать объяснения наблюдаемых
явлений; пока же мы можем констатировать:
1) Никто никогда не был убит оборотнем, и, если кто-нибудь умирал, и смерть
его приписывалась оборотню, - умирал он от удушья, без пролития крови и без ран;
2) Когда настигали, преследовали и даже ранили оборотней, - ни один из них
никогда не был убит во время преследования;
3) Когда после охоты на оборотня, приходили к лицам, заподозренным в
Подобных превращениях, - их находили более или менее сильно раненными, иногда
даже умирающими, но всегда они имели свой естественный вид.
Упомяну теперь о явлениях совершенно другого рода.
Редко что-нибудь было так бесспорно удостоверено, как видимое и вполне
реальное присутствие святого Альфонса де Лигуори около умиравшего папы, и в то
же время многие видели святого у себя дома, на большом расстоянии от Рима,
стоящим на молитве и в экстазе.
Не менее строго доказано также и одновременное присутствие во многих местах
миссионера Франциска Ксавье.
Быть может, кто-нибудь скажет, что это чудеса; я же отвечу, что чудеса, если
они реальны, для науки - простые факты.
Явления дорогих нам лиц, совпадающие с моментом их смерти, - феномены того
же рода, и должны быть приписываемы той же причине.
Я говорил уже о звездном теле, посреднике между душой и материальным
телом. Это тело часто бодрствует, когда другое спит, и вместе с мыслью переносится
на громадные расстояния. Тогда оно, не разрывая, удлиняет симпатическую цепь,
соединяющую его с сердцем и мозгом; поэтому-то чрезвычайно опасно будить
внезапно лиц, видящих сны. Действительно, слишком сильное потрясение может
разорвать цепь я внезапно вызвать смерть.
Форма нашего сидерального тела соответствует обычному состоянию наших
мыслей, и постепенно изменяет черты материального тела. Поэтому-то Сведенборг в
своих сомнамбулистических интуициях часто видел духов в виде различных
животных.
Я утверждаю, что оборотень - сидеральное тело человека, дикие и кровожадные
инстинкты которого изображает волк; в то время как тень его блуждает по полям,
этот человек спит в своей постели, и ему снится, что он волк.
Оборотень становится видим благодаря чрезмерному почто-сомнамбулическому
возбуждению, обусловливаемому испугом видящих его лиц, или присущей простым
деревенским людям способности приходить в сношение с астральным светом, общей
средой видений и снов. Удары, наносимые оборотню, действительно ранят спящего
посредством одического и симпатического прилива астрального света и сообщения
тела нематериального с телом материальным. Многим покажется, что они бредят,
- 70 -
читая подобные вещи, и они спросят не галлюцинирую ли я; я же, со своей стороны,
попрошу только людей науки подумать о явлениях беременности и о влиянии
воображения женщин на форму их плода. Одна женщина, присутствовавшая при
казни человека, которого колесовали живым, родила ребенка с совершенно
изломанными членами. Пусть объяснят мне, каким образом впечатление,
произведенное на мать ужасным зрелищем, могло дойти до ребенка и изломать все
его члены, и я, в свою очередь, объясню, каким образом удары, нанесенные и
полученные во время сна, могут тяжело ранить тело лица, получающего эти удары в
воображении, в особенности, если тело этого человека больно и подчинено нервным
и магнетическим влияниям,
К области этих же самых явлений и управляющих ими законов надо отнести
также колдовство и порчу, о которой я буду еще говорить. Одержание бесом и
большинство нервных болезней, повреждающих мозг, - раны, нанесенные нервному
аппарату извращенным астральным светом, т. е. светом, поглощенным или
выброшенным в анормальном количестве. Все необычайные и неестественные
напряжения воли располагают к одержимости и нервным болезням; вынужденное
безбрачье, аскетизм, ненависть, честолюбие, отвергнутая любовь, - все это -
генераторы адских влияний. Парацельс говорит, что женские менструации
производят фантомов; с этой точки, зрения, монастыри-рассадники кошмаров, и
дьяволов можно сравнить с головами Лернейской гидры, которые бесконечно
возрождались и размножались из крови собственных ран.
Отрицают явления столь фатального для Урбана Грандье беснования Луденских
Урсулинок; между тем, монахини действительно были одержимы истерией и
фанатическим подражанием секретным мыслям своих заклинателей, которые
передавались их нервной системе посредством астрального света. Им передавалась
ненависть, которую питали заклинатели и многие другие к этому несчастному
священнику, и это чисто внутреннее сообщение казалось им чудесным и
дьявольским наваждением. Поэтому в этом несчастном деле все были искренни, в
том числе и сам Лобардемон, который слепо выполняя заранее предрешенный
Ришелье приговор, в то же время воображал, что он выполняет обязанности
настоящего судьи, и совершенно не подозревает, что в действительности является
слугой Понтия Пилата, так как не мог смотреть на этого кюре, вольнодумца и
распутника, как на ученика Христа и мученика.
Беснование лувверских монахинь - простая копия с такого же одержания
луденских Урсулинок: дьяволы не изобретательны и заимствуют друг у друга.
Процесс Гофриди и Магдалины де Палюд имеет несколько более странный характер.
Здесь обвиняют себя сами жертвы. Гофриди признает себя виновным в том, что
посредством простого дуновения он лишил многих женщин способности
сопротивляться его обольщениям. Молодая, красивая девушка из благородной
семьи, на которую он подул, рассказывает с мельчайшими деталями сцены, в
которых разврат смешивается с чудовищным и смешным. Таковы обычные
галлюцинации ложного мистицизма и плохо выполняемого обета целомудрия.
Гофриди и его любовница были одержимы обоюдными химерами, и голова одного
отражала кошмары другой. Разве даже маркиз де Сад не был заразителен для
некоторых слабых и больных натур?
Скандальный процесс священника Жирара - новое доказательство сумасбродств
мистицизма и являющихся его следствием нервных болезней. Обмороки девицы
Кадиер, ее экстазы, стигматы - все это было столь же реально, как и безрассудный
и, быть может, непроизвольный разврат ее духовного отца, Когда он хотел ее
бросить, - она донесла на него, и обращение этой девушки было только местью, ибо
нет ничего бессердечнее развратной любви. Могущественное общество,
вмешавшееся в процесс Грандье, чтобы погубить в лице его возможного сектанта,
спасло отца Жирара ради спасения чести всего общества. Впрочем, Грандье и
Жирар, хотя и совершенно различными путями, достигли одних и тех же
результатов, рассмотрением которых я специально займусь в шестнадцатой главе.
Своим воображением мы действуем на воображение других, нашим сидеральным
телом - на их тело, нашими органами - на их органы, так что посредством симпатии,
- 71 -
как очарования, так и одержания, - мы завладеваем друг другом и отождествляемся
с теми, на кого хотим подействовать. Часто резко выраженная антипатия, являясь
результатом сопротивления подобной власти, заменяет собой самую сильную
симпатию. Любовь стремится отождествить любящих; отождествляя же, она часто
делает их соперниками и, следовательно, врагами, если в основе обоих имеется
какое-нибудь противообщественное свойство, например, гордость: одинаково
насытить гордостью две соединившихся души - значит разъединить их, сделав
соперниками. Антагонизм - необходимый результат множества богов.
Когда мы видим во сне кого-нибудь, - наше сидеральное тело видит его тело
или, по крайней мере, его отражение в астральном свете и по производимому им на
нас при этой встрече впечатлению мы часто узнаем тайные намерения этого лица
относительно нас. Любовь обрабатывает сидеральное тело одного по образу и
подобию другого, так что астральное тело женщины становится похожим на такое
же тело мужчины и наоборот. Каббалисты, желая скрытым образом выразить этот
обмен, говорят, объясняя темное место Бытия: "Бог создал любовь, вложив ребро
Адама в грудь женщины и тело Евы в грудь Адама, так что основа сердца женщины -
кость мужчины, и основа сердца мужчины - тело женщины". - Глубокая и
прекрасная аллегория.
В предыдущей главе я уже упоминал о том, что каббалисты называют
"эмбрионатом" душ. Этот эмбрионат, становящийся полным после смерти лица,
посредством его завладевшего другим, часто начинается еще при жизни либо
посредством одержания, либо посредством любви. Я знал молодую женщину,
страшно боявшуюся своих родственников; вдруг она начала совершать против
личности, никогда ничем ее не обидевшей, именно то враждебные поступки,
которых она так боялась со стороны своих родственников. Я знал также другую,
которая, однажды приняв участие в вызывании женщины, виновной в некоторых
эксцентричных поступках, и вследствие этого страдавшей на том свете, без всякого
основания стала подражать ее поступкам.
На счет этой же тайной силы надо отнести страшное действие родительского
проклятия, которого так боятся все народы, и серьезную опасность магических
операций для производящего их лица, если оно не достигло изолирования
настоящих адептов.
Этим свойством сидерального превращения, реально существующего в любви,
объясняются аллегорические чудеса палочки Цирцеи. Апулей рассказывает об
одной фессалиянке, превращавшейся в птицу; он сделался любовником служанки
этой женщины, чтобы выведать секреты ее госпожи, и достиг только того, что
превратился в осла. Эта аллегория объясняет самые скрытые тайны любви.
Каббалисты говорят, что тот, кто любит элементарную женщину, ундину, сильфиду
или гномиду, либо делает ее бессмертной, подобно себе, либо умирает вместе с ней.
Я уже говорил, что элементарные существа - несовершенные и еще смертные люди.
Откровение, о котором я говорю и на которое смотрели, как на басню, - учение о
моральной солидарности, составляющей самую основу любви и объясняющей всю ее
святость и силу.
Что же представляет собой эта чародейка, превращающая своих обожателей в
свиней и потерявшая все свои чары, как только сама полюбила? Это - античная
куртизанка, мраморная дева всех времен. Женщина без любви поглощает и унижает
все, приближающееся к ней; любящая же женщина распространяет вокруг себя
энтузиазм, благородство и жизнь.
В прошлом столетии много говорили об адепте, которого обвиняли в
шарлатанстве, а при жизни называли божественным Калиостро. Известно, что он
занимался вызываниями, и в этом искусстве превзошел его только иллюминат
Шреперер15. Известно, что он хвалился способностью возбуждать симпатии и
говорил, что обладает секретом великого дела; но знаменитым делал его жизненный
эликсир, моментально возвращавший старикам энергию и силу юности. В состав его
входило вино мальвазии, и получался он перегонкой семени некоторых животных и
сока многих растений. Я обладаю его рецептом, и, думаю, вполне понятно, почему я
не могу его обнародовать.
- 72 -
Самех. О.
Чёрная магия
Samael Auxiliator
Приступаю к черной магии. Мы нападем в самом его святилище на черного бога
Шабаша, на страшного козла Мендеса, Здесь боязливый читатель должен закрыть
книгу, и лица нервно впечатлительные поступят хорошо, воздержавшись от чтения;
но я должен выполнить возложенную на себя обязанность.
Прежде всего смело и прямо подойдем к следующему вопросу:
- Существует ли дьявол?
- Что такое дьявол?
На первый вопрос наука не отвечает, философия наобум отрицает, и только
религия отвечает утвердительно.
На второй - религия говорит, что дьявол - падший ангел; оккультная философия
принимает и объясняет это определение.
Я не буду повторять раньше сказанного, но добавлю здесь новое откровение:
"В черной магии дьявол - великий магический агент, употребляемый для дурных
целей злой волей".
Я говорил уже, что астральный свет вместилище форм. Вызванные разумом эти
образы являются гармоничными; вызванные же безумием, они приходят
расстроенными и уродливыми; такова колыбель кошмаров святого Антония и
призраков Шабаша.
Древний змей легенды - универсальный агент, вечный огонь земной жизни,
душа земли живой очаг ада.
Сопровождаются ли результатом вызывания гётии и демономании?
- Да, несомненно, - и результатом бесспорным и более ужасным, чем все то, что
рассказывают об этом легенды.
Когда вызывают дьявола с соответствующими церемониями, - он является и
становится видимым.
Чтобы не умереть пораженным громом при этом виде, не сделаться
каталептиком или идиотом, - надо заранее быть сумасшедшим.
Грандье был распутником вследствие отсутствия набожности, а, может быть, и
скептицизма; Жирар же был развращен и сам с энтузиазмом развращал других
вследствие заблуждений аскетизма и ослепления веры.
В пятнадцатой главе Ритуала я изложу все способы вызывания дьявола и
практику черной магии; конечно, не для того, чтобы кто-нибудь ими
воспользовался, но, - чтобы все ее узнали и осудили и таким образом навсегда
предохранили себя от подобных заблуждений.
Евд де Мирвилль, книга которого о вращающихся столах недавно наделала
столько шума, может быть и доволен и недоволен даваемым мною здесь решением
проблем черной магии. Действительно, подобно ему, я подтверждаю ее реальность и
чудесные результаты; также как и он, причиной их я считаю древнего змея, князя
мира сего; мы не сходимся только в определении природы этого слепого агента,
который одновременно, смотря по тому, кто им управляет, является инструментом
всякого добра и зла, слугой пророков и вдохновителем колдуний. Словом, для меня
дьявол - сила, временно служащая заблуждению, так же как смертный грех, по
моему мнению, - упорство воли в абсурдном. Следовательно, де Мирвилль тысячу
раз прав, но в то же время один раз и сильно не прав.
В царстве бытия произвол должен быть совершенно устранен. Ничто не
совершается ни случайно, ни по прихоти доброй или злой воли. На небе две палаты,
и палата Сатаны удерживается от заблуждений сенатом божественной мудрости.
- 73 -
Аин. П.
Колдовство
Fons Oculus Fulgur
Человек, смотрящий с нечистым желанием на женщину, оскверняет ее, - сказал
великий Учитель. Мы выполняем все то, чего настойчиво желаем. Каждое реальное
желание подтверждается актами; всякое желание, подтвержденное поступком, -
действие. Каждое действие подчинено суду, и суд этот вечен. - Все это - догматы и
принципы.
На основании этих принципов и догматов, добро или зло, которые вы желаете,
как самим себе, так и другим, непременно исполнится, если вы подтверждаете свою
волю и проявляете действиями свое решение.
Действия должны быть аналогичны желанию. Желание повредить кому-нибудь
или заставить полюбить себя, чтобы быть действительным, должно быть
подтверждено актами ненависти или любви.
Все, носящее на себе отпечаток человеческой души, принадлежит этой душе;
все, что каким бы то ни было образом, человек присвоил себе, становится его
телом, в самом широком значении этого слова; а все то, что делают с телом
человека, посредственно или непосредственно ощущается его душой.
Поэтому-то моральная теология смотрит на всякое враждебное действие против
ближнего как на начало человекоубийства.
Колдовство - человекоубийство, и человекоубийство тем более подлое, что оно
ускользает от преследования закона, и жертва не может защищаться.
Установив этот принцип для успокоения собственной совести и предостережения
слабых, - я смело утверждаю, что колдовство возможно. Более того, я утверждаю,
что оно не только возможно, но, до некоторой степени, необходимо и фатально. Оно
беспрестанно совершается без ведома лиц, производящих его и подвергающихся
ему. Невольное колдовство одна из ужаснейших опасностей человеческой жизни.
Страстная симпатия необходимо подчиняет пламенное желание сильной воле.
Моральные болезни заразительней болезней физических, и иной успех увлечения и
моды можно сравнить с проказой или холерой.
От дурного знакомства умирают также, как и от заразной болезни; ужасная
болезнь, которая в Европе всего только несколько столетий наказывает за
профанацию таинств любви, - откровение аналогичных законов природы и только
слабое изображение морального извращения, ежедневно являющегося результатом
подозрительной симпатии.
Рассказывают о ревнивом и подлом человеке, который, чтобы отомстить своему
сопернику, заразил себя неизлечимой болезнью. Такова ужасная история каждого
магиста или, вернее, колдуна, занимающегося колдовством. Он отравляет себя,
чтобы отравлять других; он осуждает себя, чтобы мучить: он вдыхает ад, чтоб потом
его выдохнуть; он смертельно ранит себя, чтоб умерщвлять других; обладая
подобной печальной храбростью, он может быть вполне уверен, что отравит и убьет
одним только стремлением своей развращенной воли.
Существуют страсти, убивающие так же как ненависть, и доброжелательность
мучить злых. Молитвы, с которыми обращаются к Богу, чтобы обратить кого-нибудь,
приносят несчастье этому человеку, если он не хочет обратиться. Как я уже
говорил, утомительно и опасно бороться против флюидических токов, производимых
цепями объединенных волей.
Следовательно, существует два рода колдовства: колдовство невольное и
колдовство произвольное. Можно также различать колдовство физическое от
колдовства морального.
Сила притягивает силу, жизнь привлекает жизнь, здоровье притягивает
здоровье; таков закон природы.
- 74 -
Если два ребенка живут вместе, а в особенности спят в одной комнате, - и один
из них слаб, а другой силен, - сильный поглощает слабого, и тот погибнет. Поэтому-
то необходимо, чтобы дети всегда спали одни.
В пансионах некоторые ученики поглощают ум других, и в каждом собрании
скоро находится индивидуум, завладевающий волей других.
Как я уже заметил, колдовство посредством токов - самая обыкновенная вещь;
толпа увлекает не только физически, но и морально. Но в этой главе мне предстоит
главным образом констатировать почти абсолютную власть человеческой воли над
определением своих поступков и влияние всякого внешнего проявления воли даже и
на наружные вещи.
Произвольное колдовство еще и теперь часто наблюдается в наших деревнях,
так как у невежественных и уединенно живущих лиц природные силы действуют
совершенно не ослабляясь сомнением и не отклоняясь в сторону. Ненависть,
откровенная, абсолютная и без всякой примеси отвергнутой страсти или личной
жадности, - в известных обстоятельствах, смертный приговор для предмета этой
ненависти. Я говорю "без примеси любовной страсти или жадности", потому что
всякое желание, будучи в то же время притяжением, усовершенствует и уничтожает
силу выбрасывания. Так, например, ревнивец никогда действительно не околдует
своего соперника, и жадный наследник силой своей воли не сократит жизни скупого
и живучего дядюшки.
Колдовство, производимое в подобных условиях, падает на того, кто его
производит, и скорее полезно, чем вредно для лица, против которого оно
направлено, так как освобождает его от злобы, которая чрезмерно возбуждаясь,
сама себя уничтожает.
Слово "колдовство" (envoutement) очень энергичное в своей галльской
простоте, удивительно точно выражает обозначаемое им понятие: "околдовать"
(envoulter) - значит взять и окутать кого-нибудь желанием, твердо выраженной
волей.
Орудие колдовства - сам великий магический агент, который, повинуясь злой
воле, становится тогда действительно и положительно демоном.
Так называемое колдовство, т. е. совершаемая с обрядами операция с целью
повредить кому-нибудь, - действует только на самого оператора, и цель его
колдовства - укрепить и подтвердить волю оператора, настойчиво и с силой ее
формируя; эти два условия делают волю действительной.
Чем трудней и ужасней операция - тем она действительней, так как тем сильнее
действует на воображение и подтверждает волю прямо пропорционально
преодоленному ею сопротивлению.
Этим объясняются причудливость и даже жестокость черной магии в древности и
в средние века, черные мессы, причащение гадов, пролитие крови, человеческие
жертвы и другие чудовищности, являющиеся самой сущностью гётии, или
нигромантии. Подобные действия во все времена навлекали на колдунов
справедливую кару законов, В самой основе своей черная магия-сочетание
святотатства и убийства с целью навсегда развратить человеческую волю и в живом
человеке создать омерзительный призрак дьявола. Следовательно, это, собственно
говоря, - религия дьявола, культ мрака, ненависть к добру, доведенная до высшей
степени, воплощение смерти и создание ада.
Каббалист Боден, которого никоим образом нельзя считать слабым и суеверным
умом, написал свою "Демономанию" специально для того, чтобы предостеречь
против слишком опасного неверия. Изучением каббалы посвященный в секреты
магии он приходил в ужас, думая об опасности, которой подвергнется общество,
если людской злобе будет позволено пользоваться этой силой.
Поэтому он пытался сделать то же, что пробует сделать в паше время Евд де
Мирвилль: он собрал массу фактов, не объясняя их, и указал невнимательной или
занятой другими вещами науке на существование тайных влияний и преступных
действий злой магии. На Бодена не обратили внимания, также как не обратят его в
наше время и на Евд де Мирвилля. так как для того, чтобы повлиять на серьезных
людей недостаточно указать на явления и предугадать их причину; нужно изучить
- 75 -
эту причину, объяснить ее, доказать ее существование а это то и пытаюсь я сделать.
Буду ли я иметь больший успех?
От любви некоторых людей можно умереть также, как и от их ненависти:
существуют страсти настолько поглощающие, что предмет подобной страсти
умирает, подобно невестам вампиров. не только злые мучат добрых, но и добрые,
сами того не сознавая, мучат злых. Кротость Авеля была долгим и мучительным
колдовством для свирепости Каина. У дурных людей ненависть к добру происходит
от инстинкта самосохранения; впрочем, они не согласны признавать добром то, что
их мучит, и чтобы быть спокойными, стараются обожествить и оправдать зло. По
мнению Каина, Авель был лицемером и трусом, бесчестившим человеческую
гордость своей постыдной покорностью божеству. Сколько должен был выстрадать
этот первый убийца, прежде чем решиться на ужасное преступление против брата?
Авель пришел бы в ужас, если бы мог его понять.
Антипатия-предчувствие возможного колдовства, - как любви, так и ненависти,
- ибо часто антипатия заменяется любовью. Астральный свет предупреждает нас о
будущих влияниях, действуя на более или менее восприимчивую и живую нервную
систему. Внезапная симпатия и любовь - вспышки астрального света, вполне точно,
мотивированные и их можно объяснить и доказать так же точно, как и разряды
сильных электрических батарей. Из этого можно видеть, сколько непредвиденных
опасностей угрожает профану беспрестанно играющему с огнем на пороховых
погребах, которых он не видит.
Мы насыщены астральным светом, и постоянно выбрасываем его и заменяем
новым. Глаза и руки - нервные аппараты, назначение которых притягивать и
выбрасывать. Полярность рук сосредоточивается в большом пальце; поэтому,
следуя магическому преданию, еще сохранившемуся в наших деревнях, если вы
находитесь в подозрительном обществе, надо держать большой палец согнутым и
спрятанным в руке и, избегая пристально смотреть на тех, кого вы имеете
основание бояться, в то же время - постараться первому взглянуть на них, чтобы
избежать неожиданных флюидических выбрасывании и околдованных взглядов.
Существуют также некоторые животные, обладающие свойством прерывать токи
астрального света, так как они его поглощают. Все эти животные сильно нам
антипатичны, и взгляд их производит очаровывающее действие; таковы - жаба и
ящерица. Эти животные, если их приручить и носить с собой или держать в
комнатах, гарантируют от галлюцинаций и обольщений астрального опьянения;
"астральное опьянение", слово в первый раз употребляемое мной здесь и
объясняющее все явления необузданных страстей, исступления ума и безумия.
Воспитывайте ящериц и жаб, носите их с собой, но только, ради Бога, не
пишите, скажет мне ученик Вольтера. На это я могу ответить, что серьезно об этом
подумаю, когда почувствую расположение смеяться над тем, чего я не знаю, и
считать безумными людей, ни науку, ни мудрость которых не понимаю.
Парацельс, величайший из христианских магов, противопоставляет колдовству
действия противоположного колдовства. Он составлял симпатические лекарства и
прикладывал их не к больным органам, но к их изображению. Такое лечение
сопровождалось чудесным успехом, и ни один врач никогда не достигал чудесных
излечении Парацельса.
Но Парацельс открыл магнетизм задолго до Месмера и дошел до последних
выводов из этого чудного открытия или, скорее посвящения в магию древних,
которые гораздо лучше нас понимали природу великого магического агента, и не
считали астральный свет, азот, универсальную магнезию мудрецов, особенным
животным флюидом, исходящим только из некоторых особенных существ.
В своей оккультной философии Парацельс восстает против церемониальной
магии; конечно, он знал ее страшную силу, но без сомнения, хотел опорочить ее
деяния, чтобы дискредитировать черную магию. Он считает, что всемогущество мага
заключается во внутреннем и тайном "magnes". - Самый опытный из современных
магнетизеров не мог бы лучше выразиться. - Однако, для лечения болезней он
рекомендует употребление магических знаков и, в особенности, талисманов. В
восемнадцатой главе мне придется еще вернуться к талисманам Парацельса,
- 76 -
излагая, по Гаффарелю, очень важный вопрос об оккультных иконографии и
нумизматике.
От колдовства лечат также заменой, если она возможна, и разрывом или
отвращением астрального тока. Деревенские традиции обо всем этом прямо
удивительные, и, конечно, существуют много веков - это - остатки учения друидов,
посвященных в мистерии Египта и Индии путешествующими иерофантами. В
народной магии известно, что колдовство, т. е. определенное и подтвержденное
поступками желание творить зло, всегда достигает своей цели, и колдун не может
отказаться от своего злодеяния, не подвергая себя смертельной опасности. Колдун,
освобождающий кого-нибудь от своих чар, должен иметь какой-нибудь другой
предмет для своей злобы, иначе он уверен, что сам будет поражен и погибнет
жертвой своего собственного колдовства. Так как астральное движение совершается
по кругу, то всякое азотическое или магнетическое испускание, не встречающее
своего "медиума", с силой возвращается к своей точке отправления; этим
объясняется одна из самых странных историй священной книги - о демонах,
посланных в свиней, которые бросились в море. Целью этого дела высшего
посвящения было разорвать магнетический ток, зараженный злыми волями. - Имя
мое легион, - говорил инстинктивный голос больного, - ибо нас много.
Одержание бесом - колдовство, и в наше время существует неисчислимое
множество одержимых. Святому монаху, посвятившему себя служению помешанным,
Илариону Тиссо, благодаря долгому опыту и практике христианских добродетелей,
удалось излечить много больных, и, сам того не зная, он употребляет магнетизм
Парацельса. Он приписывает большинство болезней либо расстройству воли самого
больного, либо злому влиянию посторонней воли; все преступления он считает
поступками безумных и хотел бы, чтобы злых лечили, как больных, а не раздражали
их еще больше и делали неизлечимыми под предлогом наказания. Сколько пройдет
времени, прежде чем монах Иларион будет признан гениальным человеком, и
сколько серьезных людей, прочтя эту главу, скажет, что я и Иларион Тиссо должны
лечить друг друга, следуя общим нам идеям и остерегаясь публиковать свои теории,
если не хотим, чтобы нас приняли за врачей, которых нужно поместить в лечебницу
для неизлечимо больных.
- И все таки она вращается! - воскликнул Галилей, топнув ногой. - Вы познаете
истину, и она сделает вас свободными, - сказал Спаситель человечества. Можно
было бы добавить: Вы полюбите справедливость, и она сделает вас здоровыми. -
Порок - яд даже для тела, и истинная добродетель залог долгой жизни.
Методы, сопровождаемого обрядами колдовства, меняются сообразно времени и
лицам; и все люди, коварные и господствующие над другими, сами открывают его
секреты. Поступая таким образом, они инстинктивно следуют внушениям великого
агента, который как я уже говорил, превосходно приспособляется к нашим порокам
и добродетелям; вообще, можно сказать, что мы подчиняемся воле других по
аналогии с нашими склонностями и, в особенности, недостатками.
Поощрять чьи-нибудь слабости, - значит, завладеть этим человеком и сделать
его своим орудием. Когда две аналогичных по своим недостаткам натуры
подчиняются друг другу, происходит род замены слабого более сильным и
настоящее одержание одного духа другим. Часто слабый сопротивляется, хочет
возмутиться, и в результате становится еще более рабом. Так, Людовик XIV
составлял заговоры против Ришелье, а потом получал прощение, выдавая своих
соучастников.
Все мы имеем какой-нибудь преобладающий недостаток, и, влияя на него, враг
всегда может завладеть нами; тщеславие для одних, лень для других, эгоизм для
большинства. Если коварный и злой дух завладеет этим рычагом, - вы погибли. Вы
становитесь тогда не помешанным, не идиотом, но отчужденным (aliene), в точном
значении этого слова, т. е. подчиненным постороннему импульсу. В этом состоянии
вы испытываете инстинктивный ужас ко всему тому, что может вернуть вам разум, и
не хотите даже слышать увещаний, противоречащих вашему безумию. Это одна из
опаснейших болезней, могущих повредить человеческую нравственность.
- 77 -
Единственное лекарство от этого колдовства - воспользоваться этим безумием,
чтобы излечить его и заставить больного найти воображаемое удовлетворение в
делах, противоположных тем, благодаря которым он погубил себя. Так, например,
вылечить честолюбца, заставить его желать небесной славы, - лекарство
мистическое; излечить распутника настоящей любовью - лекарство естественное;
доставить тщеславному почетный успех; учить скупцов бескорыстию и доставить им
справедливую выгоду посредством почетного участия в благородных предприятиях
и т. д.
Реагируя таким образом на мораль, удается излечить большинство физических
болезней, ибо нравственность влияет на телосложение, в силу магической аксиомы:
"То, что находится вверху, подобно тому, что находится внизу". Поэтому же Учитель,
говоря о паралитичкой женщине, сказал: "сатана связал ее". Болезнь всегда
происходит от недостатка или излишества, и в основе физической болезни вы
всегда найдете моральное расстройство; это - неизменный закон природы.
- 78 -
Пхе. Р.
Астрология
Stella Os Inflexus
Из всех искусств, происшедших из магизма древних, в настоящее время менее
всего известна астрология. Не верят более в мировые гармонии природы и
необходимую связь всех следствий со всеми причинами. Впрочем, настоящая
астрология, соединенная с единственным универсальным учением каббалы, была
уже профанирована греками и римлянами времен упадка; учение о семи небесах и
трех движущих силах, происшедшее сначала из сефиротической декады, характер
планет, управляемых ангелами, имена которых были заменены именами языческих
божеств, взаимное влияние сфер друг на друга, фатальность, соединенная с
числами, лестница пропорции между небесными иерархиями, соответствовавшими
иерархиям человеческим, - все это было материализовано и обращено в суеверие
толкователями и составителями гороскопов времен падения римской империи и в
средние века. Вернуть астрологию к ее первобытной чистоте - значило бы,
некоторым образом, создать совершенно новую науку; я попытаюсь только указать
первые ее принципы с их самыми непосредственными и ближайшими следствиями.
Я говорил уже, что астральный свет получает и сохраняет отпечатки видимых
вещей; из этого следует, что ежедневное расположение неба отражается в этом
свете, который, будучи главным деятелем жизни, посредством целой серии
аппаратов, назначенных для этого природой, производит зачатие, развитие
зародыша и рождение детей. Если же этот свет настолько богат образами, что
придает плоду беременности видимый отпечаток, фантазию или наслаждения
матери, - то с тем большим основанием должен он передать пока еще изменчивому и
непостоянному темпераменту новорожденного атмосферные впечатления и
различные влияния, являющиеся в данный момент, во всей планетной системе,
результатом того или иного особенного расположения светил.
В природе нет ничего безразличного: лишний булыжник на дороге может
разбить или глубоко изменить судьбу величайших людей и даже империй; тем более
место, занимаемое на небе тем или иным светилом, не может быть безразлично для
судьбы родящегося ребенка, который самим своим рождением вступает в мировую
гармонию звездного мира. Светила соединены между собой притяжениями,
удерживающими их в равновесии и заставляющими правильно двигаться в
пространстве; эти сети света идут ото всех сфер и ко всем сферам, и на каждой
планете нет такой точки, с которой не соединялась бы одна из этих неразрушимых
нитей. Точное место и час рождения должны быть вычислены истинным адептом
астрологии; затем, когда он сделает точный расчет астральных влияний, ему
остается сосчитать шансы состояния, т. е. те удачи или препятствия, которые со
временем ребенок должен будет найти в своем общественном положении, в своих
родителях, в полученном от них характере, а следовательно, и в своих природных
способностях, нужных для выполнения своего назначения. Кроме того, нужно
принимать в расчет человеческую свободу и инициативу, если ребенку со временем
удастся стать настоящим человеком и мужественной волей освободиться от роковых
влияний и цепей судьбы. Как видите, я не слишком много приписываю астрологии;
но то, что я ей оставляю, неоспоримо; научное и магическое вычисление
вероятностей.
Астрология так же стара и даже древнее астрономии, и все мудрецы
ясновидящей древности относились к ней с полным доверием; не следует осуждать
и легкомысленно отвергать то, что дошло до нас окруженное и поддерживаемое
столь внушительным авторитетом.
Долгие и терпеливые наблюдения, убедительные сравнения, часто
повторявшиеся опыты должны были привести древних мудрецов к их выводам, и,
чтобы их опровергнуть, нужно было бы возобновить в обратном направлении ту же
- 79 -
работу. Быть может, Парацельс был последним великим практическим астрологом;
он излечивал больных талисманами, сделанными по астральным влияниям, и
распознавал на всех телах знаки господствующей звезды; таково было, по его
мнению, истинное всеобъемлющее врачебное искусство, абсолютное знание
природы, потерянное по вине людей и найденное только небольшим числом
посвященных. Узнавать знак каждого светила на людях, животных и растениях -
истинное естествознание Соломона, наука, которую считают потерянной, однако ее
принципы, подобно многим другим секретам, сохранились в символизме Каббалы.
Понятно, что для того, чтобы читать письмо звезд, нужно знать сами звезды; знание
это достигается каббалистическим "домостроительством" (domification) неба и
пониманием каббалистической планисферы, найденной и объясненной Гаффарелем.
На этой планисфере созвездия образуют еврейские буквы, и мифологические
фигуры могут быть заменены символами Таро. К этой же планисфере Гаффарель
относит происхождение письма патриархов, и в цепях притяжения светил можно
найти первые начертания примитивных букв; следовательно, небесная книга
послужила моделью для книги Еноха, и каббалистическая азбука-сокращение всего
неба. Здесь нет недостатка в поэзии и, в особенности, в вероятии; чтобы убедиться
в этом, нам достаточно будет изучить Таро, примитивную и иероглифическую книгу
Еноха, как это понял ученый Вильгельм Постель.
Следовательно, знаки, запечатлевшиеся в астральном свете вследствие
отражения и притяжения светил, воспроизводятся, как это открыли мудрецы, на
всех телах, образующихся при содействии этого света. Знак звезды помещается у
людей, главным образом, на лбу и на руках; животные отражают его всей своей
формой и особенными признаками; на растениях он виден в листьях и зерне, в
минералах - в прожилках и в фигуре излома. Парацельс посвятил всю свою жизнь
изучению этих признаков, и изображения его талисманов - результат его
изысканий; к сожалению, он не дал ключа к ним, и предстоит еще создать
астральную каббалистическую азбуку. Наука не условного магического письма, для
гласности, остановилась на планисфере Гаффареля.
Серьезное искусство прорицания всецело основано на знании этих знаков.
Хиромантия-искусство читать по линиям руки письмо звезд, и метопоскопия ищет
таких же или аналогичных им знаков на лбу лиц, советующихся с ней.
Действительно. Действительно, складки, образованные на человеческом лице
нервными сокращениями, фатально произведены, и излучение нервной ткани
абсолютно аналогично сетям, образуемым между мирами цепями притяжения
светил. Следовательно, фатальности жизни необходимо записываются в наших
морщинах, и часто, по первому взгляду, мы распознаем на лице неизвестного нам
человека одну или много таинственных букв каббалистической планисферы. Эта
буква--целая мысль; и мысль эта должна господствовать над всем существованием
этого человека. Если буква выражена с трудом, - в этом человеке происходит
борьба между роком и волей, и в его эмоциях и наиболее сильных наклонностях все
его прошлое открывается магу; тогда легко уже предугадать будущее, а если
события иногда и обманывают прозорливость гадателя, - все таки спрашивающий
совета приходит в изумление и остается убежденным в сверхчеловеческом знании
адепта.
Голова человека устроена по образцу небесных сфер; она притягивает и
излучает, она же при зачатии ребенка прежде всего проявляется и образуется.
Следовательно, она абсолютно подчиняется астральному влиянию. и различными
своими выпуклостями свидетельствует о таких же его притяжениях. Следовательно,
френология должна найти свое выражение в научной и усовершенствованной
астрологии, проблемы которой я и указываю терпению и доброй вере ученых.
По учению Птоломея, солнце сушит, и луна увлажняет; по мнению каббалистов,
солнце изображает строгую справедливость, а луна сочувствует милосердию.
Солнце производит бурю, а луна посредством плавного атмосферного давления
заставляет море прибывать, убывать и как бы дышать. В "Зогаре", одной из великих
священных книг каббалы, рассказывается, что "магический змей, сын Солнца,
собирался пожрать мир, когда море, дочь луны, поставило ногу ему на голову и
- 80 -
укротило его". Поэтому же у древних Венера считалась дочерью моря, а Диана
отождествлялась с Луной; поэтому же имя Мария обозначает морскую звезду или
соль. Чтобы сделать священным для народных верований этот каббалистический
догмат, сказано на пророческом языке: "женщина должна раздавить голову змея".
Иероним Кардан, один из самых отважных искателей и бесспорно самый
искусный астролог своего времени; Иероним Кардан, если верить легенде о его
смерти, ставший мучеником своей веры в астрологию, оставил после себя способ
вычисления, посредством которого каждый может предвидеть счастье или несчастье
на каждый год своей жизни, Он основывает свою теорию на собственных опытах и
уверяет, что это вычисление никогда его не обманывало. Чтобы узнать, какова
будет судьба какого-нибудь года, он резюмирует события, предшествовавших ему
годов по 4, 8, 12, 19 и 30; 4 - число реализаций; 8 - Венеры или вещей
естественных; 12 - число цикла Юпитера, соответствует успехам; числу 19
соответствуют циклы Луны и Марса; 30 - число Сатурна, или фатальности. Так,
например, если я хочу знать, что случится со мной в этом, 1855-м году, - я
восстановлю в своей памяти все, что случилось со мной решительного и реального,
в отношении прогресса и жизни, четыре года тому назад, счастливые и несчастные
происшествия восемь лет тому назад, то, что я смог считать успехом или неудачей
12 лет тому назад, превратности, несчастий и болезни, случившиеся со мной 19 лет,
- и то, что я испытал печального и фатального 30 лет тому назад; затем, принимая в
расчет дела, безвозвратно законченные, и прогресс века, я рассчитываю на
случайности, аналогичные тем, которыми я уже был обязан влиянию тех же планет,
- и говорю: в 1851 году у меня были умеренно, но достаточно прибыльные занятия с
некоторыми затруднениями; в 1847 я был насильственно разлучен с семьей; и это
разлучение причинило много страдания мне и моим близким, в 1843 я
путешествовал в качестве проповедника, говорил народу, и меня преследовали
злонамеренные люди, - короче говоря, меня чествовали и осуждали; наконец, в
1825 для меня прекратилась семейная жизнь, и я окончательно вступил на роковой
путь, приведший меня к науке и несчастию.
Следовательно, я могу рассчитывать, что в этом году у меня будут работа,
бедность, денежные затруднения, сердечное горе, перемена места, выступления
перед публикой, ссоры и решительное для всей остальной моей жизни событие; и
уже в настоящем достаточно оснований, чтобы верить в это будущее. Из этого я
заключаю, что для меня на этот год опыт вполне подтверждает справедливость
астрологического вычисления Кардана.
Впрочем, это вычисление относится к вычислению климатерических, вернее,
климактерических годов древних астрологов. "Климактерические" - значит,
расположенные по лестницам или вычисленные по ступеням лестницы. Иоанн
Тритем, в своем сочинении "О второпричинах" (Des causes secondes) очень
тщательно вычислил возврат счастливых или несчастных лет для всех империй
мира; в 21-й главе Ритуала я дам точный и более понятный, чем само сочинение,
анализ этой книги с продолжением работы Тритема до нашего времени и
применением его магической лестницы к современным событиям, чтобы вывести из
них наиболее поразительные вероятности ближайшего будущего Франции, Европы и
мира.
По учению всех великих учителей астрологии, кометы - звезды исключительных
героев, и посещают землю, чтобы возвестить ей о великих переменах; планеты
управляют собраниями существ и изменяют судьбу человеческих обществ, звезды,
более далекие и более слабые по своему действию, притягивают отдельные
личности и располагают их влечениями: иногда целая группа звезд влияет на
судьбу одного человека, и часто большое число душ притягивается отдаленными
лучами одного и того же солнца. Когда мы умираем, наш внутренний свет уходит,
следуя притяжению своей звезды, и таким образом мы оживаем в других вселенных,
где душа создаст себе новое одеяние, аналогичное прогрессу или уменьшению
своей красоты, - так как наши души, отделившись от своих тел, походят на
падающие звезды; это - шарики одушевленного света, всегда стремящиеся к своему
центру, чтобы вернуть себе равновесие и движение; но прежде всего они должны
- 81 -
освободиться от объятий змея, т. е. неочищенного астрального света, который
окружает их и держит в плену, пока не подымет их вверх сила воли. Погружение
живой звезды в мертвый свет - ужасная пытка, которую можно сравнить с муками
Мезенция.
Там душа одновременно мерзнет и горит, и единственный способ освободиться
от него, вернуться в ток внешних форм и войти в телесную оболочку, затем
энергично бороться с инстинктом, чтобы укрепить моральную свободу, которая
позволит ей в момент смерти разорвать земные цепи и с торжеством улететь к
утешительнице-звезде, свет которой ей улыбается.
Из этих данных можно понять, что такое адский огонь, тождественный с
демоном или древним змеем; в чем состоит спасение и осуждение людей, которые
все призваны и постепенно все становятся избранными, но только в небольшом
числе, после того, как по собственной вине, подвергались опасности попасть в
вечный огонь.
Таково великое и прекрасное откровение магов, откровение-мать всех символов
учений и культов.
Из этого можно уже видеть, насколько ошибался Дюппи, считая, что все религии
произошли из одной астрономии. Наоборот, астрономия произошла из астрологии, а
примитивная астрология - одна из ветвей святой Каббалы, науки наук и религии
религий.
На семнадцатой странице Таро мы видим удивительную аллегорию: голая
женщина, без покрывала, одновременно изображающая Истину, Природу и
Мудрость, наклоняет к земле две урны и льет на нее огонь и воду; над ее головой
сверкает звездное семерное вокруг восьмиконечной звезды, звезды Венеры,
символа мира и любви; вокруг женщины зеленеют земные растения, и на одном из
них сидит бабочка Психеи, эмблема души, замененная на некоторых копиях
священной книги птицей, символом более египетским и, вероятно, более древним.
Это изображение, носящее в современном Таро название блестящей звезды,
аналогично многим герметическим символам и не без аналогии со сверкающей
звездой посвященных масонства, выражающей большинство тайн секретного учения
Розенкрейцеров.
- 82 -
Цад. С.
Любовные напитки и порча
Jnstita Mysterium Canes
Теперь я нападаю на самое преступное из всех возможных злоупотреблений
магическими науками: магию, или вернее колдовство, отравительницу. Думаю,
должно быть понятно, что я пишу не для того, чтобы научить, но чтобы
предупредить.
Если бы человеческое правосудие, свирепствуя против адептов, настигало
только негромантов и колдунов-отравителей, то конечно, как я уже замечал, эти
строгости были бы справедливы, и самые строгие устрашения не были бы
чрезмерными против подобных преступников.
Однако, не следует думать, что власть над жизнью и смертью, секретно
принадлежащая магу, всегда проявлялась только для удовлетворения подлой мести
или еще более подлой алчности. В средние века, также как и в античном мире,
магические ассоциации часто поражали как громом или заставляли медленно
гибнуть лиц, открывавших или профанировавших тайны; и когда нужно было
воздержаться от поражения магическим мечом, когда приходилось бояться пролития
крови - тоффанская вода (opua. Poffana), нарушенные букеты, рубахи Несса и
другие, менее известные и более странные инструменты смерти, рано или поздно
служили для выполнения страшного приговора вольных судей.
Я говорил уже, что в магии существует великая и не могущая быть открытой
тайна, которую никогда не сообщают адептам и которую, в особенности, надо
помешать угадать профанам: некогда, если кто-нибудь открывал или позволял
другим найти ее, неразумно открывал ключ к этой высшей тайне, его тотчас же
присуждали к смерти и часто заставляли самого быть исполнителем приговора.
Знаменитый пророческий обед Казотта, описанный Лагарпом, до сих пор не был
понятен, и Лагарп, рассказывая о нем, поддался довольно естественному желанию
изумить своих читателей, преувеличив детали. Все, присутствовавшие на этом
обеде, за исключением Лагарпа, были посвященные и открыватели или, по малой
мере, профанаторы тайн. Казотт, выше всех их стоявший на лестнице посвящения,
произнес всем смертный приговор от имени иллюминизма; и этот приговор
различно, но строго был выполнен, подобно многим другим приговорам, за много
лет и столетий перед тем произнесенным против аббата де Виллар, Урбана Грандье
и многих других; и философы-революционеры погибли, как должны были так же
погибнуть Калиостро, покинутый в темницах инквизиции, мистическая банда
Екатерины Теос, неразумный Шеперер, вынужденный убить себя в самый разгар
своих магических триумфов и всеобщего увлечения, дезертир Коцебу, убитый
Карлом Санд, и столько других, трупы которых находили, не зная причины их
внезапной и кровавой смерти.
Припомните странную речь, с которой обратился к самому Казоту, присуждая
его к смертной казни, президент революционного суда, его сотоварищ и
сопосвященный. Страшный узел драмы 93-го года до сих пор еще скрыт в самом
темном святилище тайных обществ; чистосердечным адептом, хотевшим освободить
народы, другие адепты противоположной секты, ведшие свое начало от более
древних преданий, оказали страшное сопротивление, воспользовавшись
аналогичными средствами: они сделали невозможным практическое употребление
великой тайны, открыв ее теорию. Толпа ничего не поняла, но стала всем не
доверять и, пав духом, пала ниже того состояния, из которого ее хотели поднять.
Великая тайна осталась более тайной, чем когда бы то ни было раньше; адепты же,
взаимно нейтрализуя, не могли проявлять ее могущества ни для того, чтобы
господствовать над другими, ни для того, чтобы освободить самих себя; поэтому они
взаимно осуждали друг друга, как изменников, и присуждали одни других к
изгнанию, самоубийству, кинжалу и эшафоту.
- 83 -
Может быть, меня спросят, угрожают ли и в наше время столь странные
опасности как лицам, хитростью вторгшимся в тайное святилище, так и тем, кто
открывает тайну.
С какой стати отвечать буду я неверию любопытных? Если, ради того, чтобы
научить их, я подвергаю себя опасности насильственной смерти, - конечно, они
меня не спасут; если же они боятся за самих себя, - пусть воздержатся от
неразумных поисков; вот все, что я могу им ответить. Возвращаюсь к магии-
отравительнице. Александр Дюма в своем романе "Монтекристо" открыл некоторые
приемы этой мрачной науки. Я не стану повторять за ним печальные теории
преступления, - как отравляют растения, как мясо животных, которых кормят
отравленными растениями, становится вредным для здоровья и может, становясь, в
свою очередь, пищей людей, причинить им смерть, причем не останется никакого
следа яда; я не буду объяснять, каким образом ядовитыми мазями отравляют стены
домов и воздух, которым дышат, курениями, для употребления которых оператор
должен надевать стеклянную маску Сант-Круа; оставим древней Канидии ее
гнусные тайны и не будем стараться узнать, насколько усовершенствовали адские
обряды Сатаны искусство Локусты. Достаточно сказать, что эти злодеи самого
худшего сорта одновременно перегоняли болезнетворные яды заразных болезней,
яд гадов и ядовитый сок растений; у грибовидных опухолей они заимствовали их
ядовитую и наркотическую жидкость, от дурмана - его удушающее начало, от
персикового дерева и лавровишни - яд, одна капля которого, принятая внутрь или
влитая в ухо, поражает как ударом грома и убивает самое сильное существо. Они
кипятили с белым соком молочая молоко, в котором топили гадов и аспидов; они
старательно собирали и привозили с собой из своих путешествий, - или покупали,
тратя на это крупные суммы, - сок манценилло или смертоносные яванские плоды,
сок маниака и другие яды превращали в порошок кремень, смешивали с нечистым
пеплом высушенную слюну гадов; составляли омерзительные напитки, примешивая
туда болезнетворный яд разгоряченных кобыл или выделения сук во время течки.
Человеческая кровь смешивалась с омерзительными составами, и получалось масло,
убивавшее одним своим зловонием; это напоминает торт Панурга. Писали даже
рецепты отравления, скрывая их под техническими терминами алхимии, и во многих
старых книгах, считающихся герметическими, порошок для превращения металлов -
порошок для получения наследства.
В большой волшебной книге (Grimoire) мы находим один из таких рецептов,
скрытый менее других и только озаглавленный "Способ делать золото"; это -
ужасный декокт яри-медянки, купороса, мышьяка и древесных стружек; чтобы быть
годным для употребления, он должен тот час же уничтожить погруженную в него
ветку и быстро разъесть гвоздь. Жан-Баптист Порта, в своей естественной магии,
дает рецепт яда Боржиа, но, как и следовало ожидать, он смеется над своими
читателями и не открывает истины, слишком опасной в подобных вещах. Поэтому,
чтобы только удовлетворить любопытство читателей, я могу привести здесь рецепт
Порты.
Жаба сама по себе не ядовита, но она, как губка, впитывает в себя яды; это -
гриб животного царства. Итак, возьмите большую жабу, говорит Порта, и посадите
ее в банку вместе с гадюками и аспидами; в течение многих дней давайте им только
ядовитые грибы, наперстянку и цикуту; затем раздражайте их, ударяя, обжигая и
мучая всевозможными способами, до тех пор, пока они не издохнут от злости и
голода; потом, пересыпав их измельченными в порошок хрусталем и молочаем,
положите в хорошо закупоренную реторту и, медленно нагревая, удалите всю влагу;
дав остыть, отделите пепел трупов от несгоревшего порошка, оставшегося на дне
реторты; таким образом вы получите два яда: жидкость и порошок. Жидкость будет
также действительна, как и ужасная Тоффанская вода; порошок же иссушит в
несколько дней, а затем умертвит среди ужасных страданий или полного
расслабления того, кто примет щепотку его, подмешанную к какому-нибудь напитку.
Нужно признать, что этот рецепт имеет самый мерзкий и грязный вид и до тошноты
напоминает гнусную стряпню Канидии и Медеи.
- 84 -
Подобные порошки получали, по их словам, средневековые колдуны на шабаше
и затем за большие деньги продавали невежеству и ненависти; благодаря всеобщей
вере в подобные тайны, они распространяли ужас по деревням и наводили порчу.
Раз что воображение было поражено, и нервная система затронута, - жертва быстро
угасала, и самый ужас родителей и друзей ускорял ее гибель, Колдун или колдунья
почти всегда представляли собой род человеческой жабы, совершенно распухшей от
старой злобы; они были бедны, всеми отвергнуты и, следовательно, злобны. Страх,
внушаемый ими, являлся для них утешением и местью; сами отравленные
обществом, которого они знали только отбросы и пороки, они, в свою очередь,
отравляли лиц настолько слабых, чтобы их бояться, и мстили красоте и молодости
за свою проклятую дряхлость и непростительное безобразие.
Подобные гнусные действия и совершение этих отвратительных таинств
составляли и подтверждали существование того, что в то время называлось
договором со злым духом. Конечно, оператор должен был принадлежать злу душой
и телом и, по справедливости, заслуживал всеобщее осуждение, выраженное в
аллегории об аде. Без сомнения, нас должно удивлять и огорчать, что люди могут
доходить до такой степени злобы и безумия; но разве самая низкая глубина не
нужна, как основание, для высоты самых величественных добродетелей, и не
доказывает ли пропасть ада, как антитеза, бесконечных высоты и величия неба?
На севере, где инстинкты более обузданы и долговечны, и в Италии, где страсти
экспансивней и пламенней, до сих пор еще боятся порчи и дурного глаза. В Неаполе
нельзя с презрением относиться к "жеттатуре" (дурному глазу), и по некоторым
внешним признакам можно распознать лиц, одаренных этой несчастной
способностью. Чтобы гарантировать себя от них, надо носить на себе рога, говорят
сведущие люди, и толпа, буквально все понимающая, спешит украсить себя
маленькими рогами, не стараясь понять смысла этой аллегории. Рога, атрибут
Юпитера, Аммона, Вакха и Моисея, символ моральной силы или энтузиазма; и,
чтобы не бояться жеттатуры, нужно властвовать над фатальным током инстинктов
посредством великих смелости, энтузиазма или мысли. Таким же образом почти все
народные суеверия - невежественное толкование какой-нибудь великой аксиомы
или чудесной тайны оккультной мудрости. Разве Пифагор, написав свои
удивительные символы, не завещал мудрецам совершенную философию, а толпе
новую серию пустых обрядов и смешных обычаев? Так, разве не давал он под видом
крайне прозрачных аллегорий правил милосердия, как социального, так и частного,
говоря: "Не собирай того, что упало со стола, не руби деревьев на большой дороге,
не убивай змею, упавшую в твою ограду?" И, когда он говорит: "не смотрись в
зеркало при свете факела", - разве это не остроумный способ научить истинному
познанию самого себя, которое не совместимо с искусственным светом и
предрассудками систем. Также обстоит дело и с другими предписаниями Пифагора,
которым, как известно, буквально следовала толпа глупых учеников, так что очень
многие из суеверных обрядов наших деревень, очевидно, ведут свое начало от
первоначального непонимания символов Пифагора.
Суеверие (superstition) происходит от латинского слова, которое значит
переживать; это - знак, переживший мысль, это - труп религиозной практики.
Суеверие так же относится к посвящению, как понятие о дьяволе к идее Бога.
Именно поэтому и запрещен культ образов, и самый святой в своей первой
концепции догмат может сделаться суеверным и нечестивым, если потеряны его
значения. Тогда религия вечно единая, подобно высшему разуму, меняет свое
одеяние и оставляет старые обряды жадности и плутовству одряхлевших жрецов,
превратившихся благодаря своим бездельничеству и невежеству в шарлатанов и
обманщиков.
С суевериями можно сравнить магические эмблемы и знаки, которые люди, уже
не понимая их значения, продолжают наобум вырезать на амулетах и талисманах.
Магические изображения древних были пантаклями, т. е. каббалистическим
синтезом. Колесо Пифагора - пантакль, аналогичный колесу Езекииля; оба они
изображают одинаковые тайны и философию; это - ключ ко всем пантаклям, и я уже
говорил о нем. Четыре животных, или, вернее, четырехголовые сфинксы того же
- 85 -
порока, тождественны с удивительным индусским символом, изображение которого
я даю здесь и который относится к учению о великой тайне. Святой Иоанн, в своем
"Апокалипсисе" скопировал и расширил Езекииля, и все чудовищные изображения
этой чудесной книги представляют собой магические пантакли, ключ к которым
легко находят каббалисты.
Но христиане, отвергнув науку, чтобы усилить веру, позже захотели скрыть
происхождение своего учения и предали огню все сочинения по каббале и магии.
Уничтожить оригиналы - значит придать подобие оригинальности копиям, и, без
сомнения, святой Павел прекрасно понимал, это, когда, конечно, с самым
похвальным намерением, совершал в Эфесе свое научное аутодафе. Так само спустя
шесть столетий Омар