Оно продолжается с момента вступления нормативного правового акта в силу и до момента утраты им силы.
Существует следующий порядок вступления нормативных правовых актов в силу (введения в действие).
I. Можно выделить несколько вариантов ВСТУПЛЕНИЕ нормативно-правовых актов в действие:
1) являются истечение определенного срока после его официального опубликования. Так, федеральные законы и нормативные акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на территории РФ по истечении десяти дней после дня их опубликования, а акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, - по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Также по истечении семи дней после опубликования вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания.
2) начало действия некоторых актов определяется моментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты глав местной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное не определено самим актом.
3) время вступления нормативного акта в действие может быть указано в нем самом в специально принятом по этому поводу акте. Например, ныне действующий ГК РФ или принятый Госдумой УКРФ, который вступил в силу с 1 января 1997 г.
4) те нормативные акты, которые не публикуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают в действие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указан иной срок введения их в действие.
II. ПРЕКРАЩЕНИЕ действия нормативных актов связываетсясо следующими обстоятельствами:
1) истечением срока действия, на который был принят тот или иной акт;
2) в связи с прямой отменой нормативного акта уполномоченным на то органом;
3) в связи с фактической заменой нормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений. Этот вариант прекращения действия нормативного акта менее желателен, так как зачастую порождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов и коллизий правовых норм.
Вновь принятый нормативный акт, как правило, распространяет свое действие на те общественные отношения, которые возникли после его принятия. Закон обратной силы не имеет. Однако из этого правила есть исключение:
1) когда в самом нормативном акте указано, что его предписания распространяются на общественные отношения, возникшие до его принятия;
2) когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;
3) когда нормативный акт отменяет уголовную ответственность.
Исключение составляет и «переживание» старого нормативного акта, при котором утративший юридическую силу нормативный акт по специальному указанию правотворческого органа продолжает регулировать некоторые отношения, возникшие или существовавшие во время действия этого акта.
Действие нормативных актов в пространстве осуществляется на основе территориального и экстерриториального принципов.
Территориальный принцип предполагает действие нормативного правового акта в пределах государственных или административных территориальных границ деятельности правотворческого органа.
Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство над ними, территории посольств, военных и иных кораблей в открытом море, летательные аппараты.
В федеративных государствах регулирование отношений осуществляется на основе приоритета общефедерального законодательства. Акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом. Акты субъектов федерации регулируют отношения в рамках их территориальных границ. Нормативные акты органов местного самоуправления действуют в пределах административных границ каждого из этих органов.
Экстерриториальность действия нормативных актов означает распространение правовых актов данного субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства.
Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должны применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.
Таким образом, по действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть общегосударственными (действующими на всей территории государства); региональными (действующими на территории субъекта); местными (действующими на территории муниципального образования); локальными (действующими в пределах учреждения - ИТУ, воинской части и т.д.).
Действие нормативных актов по кругу лиц тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Существует общее правило, в соответствии с которым нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:
1) действующее уголовное законодательство Российской Федерации распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;
2) адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера, и т.д.).
Всоответствии с данным критериемдействие нормативно-правовых актов распространяется на субъектов в зависим ости от таких факторов, как:
1) характер политико-правовой связи субъекта с государством.
По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на:
- акты, действующие в отношении всех лиц, находящихся на территории государства (Конституция РФ);
- акты, действующие только в отношении граждан (подданных) данного государства (Закон «О выборах Президента РФ»);
- акты, действующие в отношении иностранцев и лиц без гражданства (Закон «О правовом положении иностранцев и лиц без гражданства»);
2) профессиональное положение. По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении субъектов, обладающих различным специальным (профессиональным) правовым статусом: военнослужащих, сотрудников ОВД, врачей работников сферы образования и т.д.;
3) социальное положение. В соответствии с данным критерием, действие соответствующих нормативно-правовых актов распространяется на субъектов, обладающих особым социальным статусом: пенсионеров, инвалидов, сирот и т.д.;
4) домицилий (место жительства). По этому критерию нормативно-правовые акты делятся на акты, действующие в отношении лиц, постоянно проживающих на данной территории; лиц, временно проживающих на данной территории (вынужденных переселенцев, беженцев, командированных и т.д.).
3) свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:
- им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность службы в Вооруженных Силах России и т.д.);
- представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем.
Рассматривая вопрос о действии нормативно-правовых актов по кругу лиц, в ряде случаев необходимо учитывать такой фактор, как наличие у субъекта права юридического иммунитета.
В юридической науке термин «иммунитет» означает привилегию, связанную с полным или частичным освобождением носителя иммунитета от юридической ответственности, предусмотренной санкциями норм различных отраслей права.
Видами юридического иммунитета являются: 1) абсолютный; 2) дипломатический; 3) профессиональный; 4) функциональный.
Абсолютным иммунитетом обладает лишь царствующий монарх, юридическая безответственность которого в абсолютной монархии объясняется божественным благословлением на царствование и, в силу этого, ответственности за свои действия только перед Богом. Что же касается иммунитета монарха в условиях парламентской монархии, то наличие данной льготы объясняется символичностью королевской власти. Будучи фактически отстраненным от участия в процессе выработки и принятия властных решений, монарх, естественно, не несет юридической ответственности за их последствия.
Дипломатическим (посольским) иммунитетом обладают полномочные представители государства в заграничных странах. Обладание дипломатическим иммунитетом, предполагает «выведение» соответствующего субъекта за рамки юрисдикции государства пребывания. При совершении правонарушения, не совместимого с режимом законности данного государства, дипломату может быть предписано в течение 24 часов покинуть его территорию.
Должностным иммунитетом обладают лица, занимающиеся определенное должностное положение (Президент, депутаты представительных органов государственной власти, судьи). В отличие от дипломатического иммунитета, носящего неотъемлемый характер (государство, на территории которого дипломат выполняет представительские полномочия, не может лишить данного дипломата иммунитета), должностной иммунитет предоставляется соответствующим должностным лицам в соответствии с национальным законодательством, при этом в законодательстве предусматривается процедура лишения иммунитета за совершение поступков, не совместимых со статусом должностного лица. К примеру, в ст. 93 Конституции России закрепляется, что «Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления».
Функциональным иммунитетом наделяются лица в процессе осуществления какой-либо специфической функции. Примером функционального иммунитета является иммунитет парламентеров в условиях перемирия воющих сторон.
ВЫВОДЫ
В заключение необходимо сказать о значении форм (источников) права для укрепления законности в правовом государстве.
Совершенство форм (источников) права напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовывать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы зависит прочность законности в государстве.
От системы форм права зависит такое важное свойство права, как его формальная определенность. Известно, что формальная определенность права - способ выражения его нормативности. Различные правовые системы обладают разной степенью формальной определенности. Несвойственна она, например, мусульманскому праву, слаба - в обычном праве. А вот нормативный правовой акт в силу своей природы, если можно так выразиться, «сгусток» нормативности.
Значимость форм права во многом зависит от уровня и качества правопорядка в государстве. Зачастую упускается из виду, что в становлении и упрочении правопорядка участвуют не только нормативно-правовые акты, но и все другие формы права. В частности, поэтому правопорядок по содержанию и структуре оказывается более емким, более богатым, не совпадающим с содержанием и системой права. Формы выражения норм права зависят от государства. Оно определяет систему внешних форм выражения правовых норм, их соотношение друг с другом во времени, пространстве, по кругу лиц, юридическую силу. Одна и та же норма права может одновременно содержаться и функционировать в нескольких внешних формах выражения.
Каковы же основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном государстве России?
Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учитывать юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой системы.
Во-вторых, назрела необходимость в подготовке и издании специального закона об основных формах права. Он может стать своего рода общей частью к давно предлагаемому закону о правотворчестве. В этом акте целесообразно было бы подчеркнуть, что сведение форм права только к нормативно-правовым актам (или еще, что хуже, - к законам) неоправданно. В законе желательно с максимальной определенностью выразить отношение государства к прецедентному обычному и договорному праву. Речь идет о том, что требуется развернутое законодательное закрепление новых «социальных ролей» всех форм (источников) права. В нем полезно нормативно зафиксировать «фундамент» регулятивной системы государства, главную форму права. Можно даже настаивать на том, что в правовом государстве главной формой права должен быть признан не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства не может ограничиваться «цементированием» лишь правовых актов. Целесообразно зафиксировать конституционную норму примерно такой редакции: «Все правовые акты и иные формы действующего права Российской Федерации, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы».
Кроме всего прочего, предлагаемое законодательное решение проблемы позволит обеспечить реальную подвижность формы права. Конституция государства в этой сложной регулятивной системе образует твердое и стабильное «ядро», а все остальные формы права, «вращаясь» вокруг него, взаимопроникая в него и друг в друга, позволят быстро заполнять «пустоты» юридического общения. В теории права не вполне осознан тот факт, что Конституция представляет собой «кодексообразующий документ», «конституционный кодекс».
Соотношение названных источников права в определенном государстве в данный отрезок времени зависит от многих социально-политических, национальных, демографических причин и может быть самым различным. Проблема выбора внешней формы права, внешней формы законодательства является не только научной, но и практической. От той внешней формы, в которую воплощается государственная воля, нормативное предписание, зависит не только его действенность, юридическая сила, но и место в нормативной системе. Внешняя форма права не может быть безразлична к содержанию. Не найдены пока точные и безошибочные критерии того, какие отношения надо урегулировать правовым обычаем, какие договором нормативного содержания, какие нормативными актами (а в рамках этой формы - законом либо указом Президента).
Сфера действия права не терпит пустоты. Если вовремя не появляется адекватная регулируемой деятельности форма права, то появляются любые другие формы. Если, например, отсутствует закон, то эта сфера заполняется иными источниками права и защищается иными средствами, часто не признаваемыми государством.
Содержание права многолико и может «отливаться» в разные формы. Удачно найденная форма способна сделать правовое содержание эффективно действующим. Неадекватная конкретному правовому содержанию форма в состоянии сделать юридическую норму «мертвой». Системе форм действующего права присущ динамизм. Пробивают себе дорогу новые источники права, отмирают архаичные. Все это - часть процесса становления и развития российской национальной системы права.