Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Зарождение итальянского гуманизма и его распространение в Европе




ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения (Ренессанс), пришедшая на смену Средневековью, во времен­ном отношении охватывает интервал, равный примерно 3-м векам - с середины XIV по середину XVII вв.

Несмотря на значительные различия вышеназванных эпох, было бы неверным не­дооценивать преемственность их культур. Это касается не только естественно-научного знания (в позднем средневековье связующими звеньями были Р.Бэкон и У. Оккам). Ре­нессанс утверждал не только светскую культуру и мировоззрение, но и широко исполь­зовал идеи неоплатонизма, и даже религии.

Ренессанс означал возрождение античности. Однако тяга к языческой культуре не предполагала слепого подражания ей. Это был скорее эталон, на который следовало равняться в создании собственной культуры.

Родина Ренессанса - Италия, точнее Флоренция, где в середине XIV в. появилось новое культурное движение - гуманизм (humanus - лат. - человечный, человеческий). Носителями этой культуры были представители нарождающейся буржуазной интелли­генции - художники, поэты, ученые. Стиль жизни деятелей Возрождения характеризо­вался стремлением к практической деятельности, распространению своих идей путем публичных выступлений, бесед с друзьями, дискуссиями с противниками. Ими было написано огромное количество статей, памфлетов, трактатов, посланий.

Гуманисты Возрождения определили основные проблемы: утверждение нравст­венного идеала человека, критика средневековой схоластики, всей архаичной системы мышления.

Проблему человека можно считать центральной в итальянском Возрождении. Для первых его представителей (а ими были Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо и др.) важным бы­ло осмыслить суть человека, его духовный мир. Гуманистам Возрождения был близок идеал действия, активности человека, предполагавший не уход от мира. а полнокров­ную жизнь в нем.

Переход от теоцентрического к антропоценрическому пониманию мира - важная характеристика мировоззрения данной эпохи. В этом смысле две соседствующие эпохи довольно сильно отличаются друг от друга. Самое главное отличие состоит в появле­нии новых идей о человеке. На. смену алторитарному стилю церкви, утверждавшей гре­ховность человека, в противовес господству аскетических установок средневекового мировоззрения, пришло признание уникальности, неповторимости человеческой лич­ности. её права на земное счастье, гармоническое развитие.

Одним из первых гуманистов Возрождения был Франческо Петрарка (1304-1374). воспевший мир человеческих чувств и осознавший их огромную ценность. Его поэзия резко противостояла миру средневековой схоластики. В творчестве Петрарки, его за­мечательных сонетах о любви, обращении к Лауре, соседствует и переплетается духов­ное и светское, аскетическое и возвышенное. Здесь на первый план выступает свобод­ная человеческая индивидуальность.

По мнению Петрарки, философия должна исследовать жизнь, быть школой жиз­ни, размышлять над её проблемами. Самая же главная цель философии - исследование человеческой души, внутреннего мира человека, его природы.

Важной особенностью Ренессанса является взаимовлияние и взаимопроникнове­ние всех сфер культуры. Наиболее ярко эта. особенность выражена в творчестве Лео­нардо да Винчи (1452 - 1519) - великого художника Возрождения, автора всемирно из­вестных полотен, таких как "Джоконда", "Тайная вечеря", "Мадонна Литта", "Дама с горностаем" и др. Но интересы Леонардо распространялись на многие области челове­ческой деятельности. Он - ученый, художник, философ, изобретатель. Как настоящий мыслитель и универсал Леонардо искал ключ к пониманию смысла всего сущего, некое­го общего разумного принципа, лежащего в основе всего и запечатленного в человече­ском разуме.

И к живописи, и к её техническим средствам Леонардо подходил как исследова­тель. поскольку живопись, по его представлениям. - наука, являющаяся средством по­знания жизни. Для Леонардо поэтому наблюдения, эксперименты, исследования в об­ласти изготовления красок, новых способов производства фресок, мелиорация, военная инженерия были неотрывны от живописи, скульптуры, архитектуры.

Центральную тему гуманизма - тему человеческого достоинства наиболее ярко раскрыл в своем творчестве видный представитель итальянского Возрождения Пико делла Мирандола (1463-1494).

Согласно Пико. всякая сущность обладает своей природой, обусловливающей и ограничивающей её действия. Каждый вид животного живет своей собственной жиз­нью, иная жизнь для этого вида невозможна. Человек же не обладает природой, кото­рая бы сдерживала его, а значит, может творить себя в действии. Человек есть резуль­тат своих собственных усилий. Только ему дано право творить свою собственную лич­ность. В своем трактате " О достоинстве человека" Мирандола дал интересную разра­ботку проблемы свободы воли, отмечая, что специфика человека заключается именно в свободной воле, позволяющей ему превзойти ангелов и др. небесные создания. Это превосходство состоит в том, что человек может достичь высшего совершенства соб­ственными усилиями, напрягая волю, данную Богом.

Рассуждая о счастье, Мирандола видит его в очищении от страстей, в совершенст­вовании разума посредством философии, а также в познании божественного при по­мощи теологии. Для Мирандолы человек - существо мыслящее и свободное. И именно высшее духовное начало в человеке поднимает его до божественных высот.

К XV веку гуманистические идеи из Италии перемещаются в центральную Европу и находят своего сторонника в лице Мишеля Монтеня (1533-1592). Гуманистический идеал Монтеня таков: человек - часть природы, поэтому в своей жизни он должен ру­ководствоваться тем, чему она учит. В знаменитых "Опытах" Монтень отстаивает идею независимости, самостоятельности человеческой личности. Добродетельная жизнь, со­гласно его взглядам, несовместима со страхом, злобой, унижением человека. Бессмыс­лен. однако, и аскетический образ жизни. Монтень резко осуждает низкие человеческие качества, мешающие проявлению самостоятельного мышления: подлость, подобостра­стие, лицемерный конформизм.

Наиболее известным представителем центрально-европейского гуманизма был Эразм Роттердамский (1469-1536) - голландский мыслитель, философ, богослов, автор знаменитого произведения "Похвала глупости".

Общество, современное Эразму, было полно противоречий. Одно из наиболее кричащих - противоречие между официально провозглашенными духовными ценно­стями, формально рекомендуемыми правилами и нормами жизни, и поступками людей, прежде всего тех, кто эти нормы провозглашал. Эразм Роттердамский не хотел мирить­ся с фальшивой моралью церкви. Многочисленные случаи лицемерия и ханжества стали объектом его острой критики. Философ был убежден, что католическая церковь в сущ­ности полностью отошла от моральных идеалов первоначального христианства. Осо­бенно возмущала Эразма продажа индульгенций, получившая широкое распростране­ние. Стрелы острой сатиры Роттердамского были направлены также против схоластики как системы высшего оправдания практики католицизма. Он требовал отказа от схола­стической псевдоучености, называемой им "схоластической Дребеденью".

Однако взаимоотношения Эразма с христианством не столь однозначны. Конеч­но. философ не сомневался в существовании Бога. Однако это убеждение сочеталось у него с отрицательным отношением к жестокости иерархической организации церкви, к догматизму, порождающему ханжество. Эразму был чужд церковный аскетизм, отказ от земных благ, поэтому он настаивал на возврате к подлинной христианской морали. Не случайно основатель реформаторского движения в Европе М.Лютер упрекал Эраз­ма в том, что того больше интересует человеческое, чем божественное.

Критическая оценка Эразмом католического духовенства в теоретическом плане подготовила те религиозные реформы, которые произошли на рубеже ХУ-ХУ1 столе­тий в Германии.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1681 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2348 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.