Философия познания и наука.
1) Различные подходы к познаваемости мира.
2) Субъект и объект познания.
3) Чувственное и рациональное познание, проблема интуиции.
4) Истина, заблуждение и ложь.
5) Критерии истины.
6) Понятие науки, наука как система знаний, как деятельность и как социальный институт.
7) Эмпирический и теоретический уровень познания.
8) Основные методы научного познания.
9) Позитивизм и постпозитивизм как реформы философии.
1.
Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности.
В ходе познания выявляются разные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей и явлений окружающего мира, а так же человек познаёт человека.
В философии существуют 2 основные точки зрения на процесс познания:
1) Гностицизм (оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание, мир по их мнению познаваем, а человек обладает безграничными возможностями познания)
2) Агностицизм (не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира, или же допускают ограниченную возможность познания.)
В античной философии были сформулированы идеи о соотношении знания и мнения, истины и заблуждения. Протагор сказал, что человек есть мера всех вещей (объективного знания нет, любое знание субъективно ). Гераклит сказал, что все течет, все изменяется и все переходит в свою противоположность, но всё течет ни как попало, а повинуясь законам Единого Мудрого. Платон отличал мнения от достоверного знания, причем мнение в свою очередь делил на доверие и догадку и относил это к чувственным вещам. У Платона выделяется рассудок и разум. Рассудок направлен на конечное, а разум на бесконечное. Аристотель выделил 3 закона логики: 1) закон запрещения противоречий(вещь не может быть и не быть одновременно, она или есть или её нет). 2) Закон тождества (каждая вещь представляет саму себя) 3) Закон исключения третьего (всякая мысль или истинна или ложна, третьего не дано).
Таким образом для античности были характерны целостность взгляда на мир и отсутствие чисто аналитического/абстрактного разделения природы.
В средние века, в момент зарождения христианства, существовал один вопрос – познаваем ли Бог. Гностики пытались опровергнуть библейское изречение «неисповедимы пути Господни». Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философии 17-18 веков. Были созданы 2 течения:
1) Эмпиризм (опыт) – основоположник Ф. Бэкон. Главную задачу своей философии он видел в обосновании новой экспериментальной науки. Высшей задачей познания является завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни. Девиз Бэкона – «знание - сила». Главным методом познания выступает Индукция (метод восхождения от частного к общему). Бэкон различал три пути познания (1) путь паука (выведения истин из чистого сознания) 2) путь муравья (узкий эмпиризм, сбор фактов без их обобщения) 3 путь пчелы (соединение 2х путей)).
2) Рационализм – основоположник Рене Декарт. Его философию пронизывает убеждение в беспредельности человеческого разума. Он считал, чтобы построить «здание» новой рациональной культуры нужна чистая «строительная площадка» (чистое сознание). Эту работу выполняет сомнение. После того, как площадка расчищена в дело включается архитектор. Главным методом у Декарта является дедукция (путь от общего к частному). Метод – это совокупность точных и простых правил:
1) ясности и отчетливости
2) правило анализа (т.е. расчленять каждую проблему на составляющие её элементы)
3) правило синтеза (методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному)
4) правило контроля (т.е. не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования).
2.
Субъект познания – носитель предмета практической деятельности (источник познавательной активности). В качестве субъекта может выступать отдельный человек, социальная группа, Бог или общество в целом.
Объект познания – то, что противостоит субъекту или на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объектом могут быть как любые материальные образования, так и социальные явления (и общество и взаимоотношения людей) и результаты познания (итоги экспериментов, научные теории, наблюдения).
В объекте познания можно выделить предмет познания. Предметом познания является одна из сторон объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки.
Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации, с помощью органов чувств, которые напрямую связывают нас с внешним миром. Такое познание может осуществляться и с использованием специальных технических средств. Основными формами чувственного познания являются:
1) ощущение. Возникает в мозгу человека, в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Для ощущений характерен анализ окружающего.
2) Восприятие. Восприятие уже целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений. При чем непосредственно получаемых от этого предмета.
3) Представление. Складывается на основе ощущения и восприятий в мозгу человека. но если ощущение и восприятие существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом, то представление возникает без непосредственного воздействия на органы чувств. Через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти. Но представление связано не только с памятью, но и с воображением и фантазией.
Рациональное познание – это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющие их бытие.
Формами рационального познания являются:
1) Понятие
2) Суждение
3) Умозаключение
Образование понятий это сложный процесс, включающий в себя сравнение, обобщение, абстрагирование. Понятия выражают не только предметы но так же их свойства и отношения между ними.
Суждение включает понятия, но не сводится к нему, а представляет собой качественно особую форму мышления. Т.е. суждения это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-то связей и отношений между предметами.
Умозаключение содержит в себе суждение, но не сводится к ним, а предполагает связь.
Существует 2 вида знаний: непосредственные и опосредованные.
Непосредственные знания – это те, которые человек получает с помощью органов чувств.
Опосредованные знания – это те, которые получены путем выведения из других знаний.
Логической формой их приобретения и служит их умозаключение.
Интуиция представляет собой специфически-познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание. Интеллектуальная интуиция позволяет проникать в сущность вещей и важной чертой интуиции является непосредственность. Интуиция является непосредственным знанием только в том отношении, что в момент выдвижения нового положения оно не следует с логической необходимостью из какого то чувственного опыта или из теоретических построений. Интуитивной способности человека свойственны:
1. Неожиданность решения задач
2. Неосознанность путей и средств ее решения
Общим условием формирования и проявления интуиции являются:
1. Основательная профессиональная подготовка человека. глубокое знание проблемы
2. Поисковая ситуация
3. Наличие подсказок