Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лоренца Валла 1507-1557. «О наслаждении как об истинном благе»

Философские идеи Возрождения.

В эпоху Возрождения (13-16) вв в Европе формируется новое мировоззрение, благодаря творчеству выдающихся философов.

Николай Кузанский 1401-1464.

Джордано Бруно 1548-1600

Николо Макиавелли 1467-1527

Эразм Роттердамский 1466-1536

Томас Мор 1478-1535

Пико де ля Мирандола. 1462-1494

Они меняют духовный облик времени. Это начала периода, который называют Новым временем.

Отличительные черты этого периода:

1. Падение авторитета церкви и рост авторитета науки. Отсюда другие особенности времени: светская культура постепенно вытесняет всеобщую власть культуры церковной. Церковная власть постепенно уступает власть государствау, как органу управления - (Власть королей – демократия – тирания).

2. Изменяются экономические условия развития европейских государств: великие географические открытия, развитие торговли, ремёсел, науки, расцвет городской культуры, технические изобретения.

3. Мировоззрение Возрождения не однородно по своему содержанию: одни мыслители находятся под влиянием авторитета средневековья, другие под влиянием авторитета античности. И то и другое уживается в эту эпоху. От античного мировоззрения принимается эстетическое понимание бытия и человека, от средневекового сознания – его возвышенная духовность.

3. Повышение уровня образованности в Европе в целом.

Начиная с 14-го века деятели культуры были убеждены, что они переживают новый век, «модерный век» (Вазари). Возрождение не было народным движением. Это было движение немногочисленной группы учёных и художников, которым покровительствовали папы-гуманисты и щедрые патроны такие, как Медичи.

Политические условия Возрождения благоприятствовали индивидуальному развитию, но были неустойчивы. Неустойчивость и индивидуализм – характерные черты эпохи.

Основные направления философии Возрождения:

Гуманистическое — Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла и др.

Данте Алигьери 1265-1320. «Божественная комедия». В его творчестве впервые прозвучали мотивы нового мировоззрения. Божественное и человеческое существуют вместе. (Человек сам в себе носит свой ад и свой рай). Восхваляет человека. Верит в счастливое будущее, его изначально добрую природу.

Франческо Петрарка 1304-1374 гг. «Письмо к потомкам» «О презрении к миру». Он моралист и индивидуалист. Человеческая жизнь дается один раз и она уникальна. Человек должен жить не для бога, а для себя самого. Чел. не должен приносить себя в жертву богу, а наслаждаться жизнью и лююбить. Человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим.

Лоренца Валла 1507-1557. «О наслаждении как об истинном благе».

Ниспровергал церковные авторитеты. В центр мироздания ставил человека. Отвергал аскетизм и самоотрешение. Верил в возможности человека и его разум. Призывал к активному действию, борьбе. Был сторонником равенства мужчин и женщин. Высшим благом считал наслаждение, как удовлетворение материальных и мораьных запросов человека.

2. Неоплатоническое.

Николай Кузанский 1401-1464 гг. ключевая фигура философии Возрождения. Священник и богослов. Пантеистические идеи - Бог и его творение совпадают. Бог это бытие и возможность становления бытия. Бог появляется через единичное, индивидуум. Человек это богочеловек, он есть творческое начало. Бог –это предельное понятие. К Богу можно бесконечно приближаться, но нельзя достичь. Вселенная бесконечна. Познание бесконечно. Невозможно достичь абсолютного плного знания.

Джованни Пико делла Мирандола. 1462-1494. Правитель республики Мирандола. Активный участник Платоновской Академии. Стремится создать новую философскую систему и найти «золотую середину», синтезировав все великие философские и религиозные идеи. Написал книгу «Философские, каббалистические и теологические выводы». «Речь о достоинстве человека» (Вступление). Особое место человека в мироздании состоит в том, что человек несёт в себе целый мир. Это микрокосм. Он соединяет в себе земное, животное, божественное начала. Человек обладает свободной волей. Человек сам творит себя и сам выбирает между добром и злом. Он может возвыситься до Бога и пасть до степени животного. Необходимо признать за человеком полную свободу выбора.

3. Натурфилософское направление

Николай Коперник 1473-1543. Выдвинул принципиально новую картину мира в результате астрономических исследований. Земля не является центром вселенной. Земля вращается вокруг солнца. Космос бесконечен. Процессы, происходящие в космосе носят природный (физический) характер и лишены священного смысла.

Джордано Бруно1548-1600 гг. развивает идеи Н.Кузанского и Коперника. «О бесконечности Вселенной и мирах», «Изгнание торжествующего зверя». Священник, доктор философии, преподавал в европейских университетах. Он пантеист – «пан –всё», теос – бог. Учение, отождествляющее Бога с мировым целым. «Природа либо есть сам Бог, либо божественная сила, сокрытая в самих в ещах». Диалектик, натуралист и материалист. Нет бога как изолированного, он всюду и нигде. Источник движения в мире в самом мире. Материя – есть самодвижущееся бытие. Небо как что-то достижимое отсутствует. Пространство бесконечно. Логика Бруно – бесконечному пространству соответствует бесконечное число миров, населённых живыми и разумными существами. Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд). Солнце является центром по отношению к земле, но не центром вселенной. Все небесные тела обладают способностью движения.

Галилео Галилей 1564-1642. Подтвердил правильность идей Коперника и Бруно.

Изобрел телескоп, исследовал небесные тела. Доказал, что они движутся не только по траектории, но и вокруг своей оси. Обнаружил пятна на Солнце и ландшафты на Луне. Исследовал динамику падения тел. Выдвинул метод научного исследования: наблюдение, выдвижение гипотез, их расчет на практике, экспериментальная (опытная) проверка выдвинутой гипотезы.

4. Политическая философия

Никколо Макиавелли 1467-1527. «Князь» («Государь») - героем этого сочинения является Чезаре Борджа. Его путь к власти – это сплошные преступления. Братоубийство, хитрость, коварство, обман, вероломство.

Цель произведения – показать на основании опыта истории как завоёвывается власть, как она удерживается и как теряется.

В мире есть ряд политических благ – наиболее важные: национальная независимость, безопасность и хорошо устроенная конституция. Лучшая конституция та, которая распределяет юридические права между государем, знатью и народом.

О средствах: сила, пропаганда и то, что считается народом добродетелью.

«Люди склонны ко злу».

«Цель оправдывает любые средства».

Движущие мотивы поступков людей — эгоизм и личная выгода.

«Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость»

«Тот, кто желает сохранить власть, должен прибегнуть ко злу».

Томас Мор. 1478-1536. Профессиональный политик. Считается основателем утопического социализма. «Утопия». (1518 год) - идеи по устройству общества и государства будущего. В Утопии:

Нет частной собственности. Есть всеобщая трудовая повинность. Все что произведено поступает в общество (общественные склады), а потом распределяется между всеми.

Рабочий день 6 часов. Наиболее одаренные освобождаются для занятий науками. Грязую работу выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Первичная ячейка - «трудовая семья» - трудовой коллектив. Мужчины и женщины имеют равные права и обязанности. Жители верят в Бога.

Томазо Кампанелла 1568-1639 «Город солнца». Те же идеи и дополнительно. Во главе города Солнца пожизненный правитель «Метафизик». Детей с рождения забирают для воспитания в специальных школах. Жизнь регламентирована. Жители все делают вместе — работают, учатся, отдыхают, едят.

Философия Реформации. Цель — реформа (протест) против католической церкви, установление более справедливых отношений между богом,человеком и церковью. Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер.

Основные идеи:

1. Запрет индульгенций (отпущение грехов за деньги). Упрощение бряда. Отрицание католической церкви как посредника между Богом и человеком. (Лютер)

2. Смысл жизни человека в труде, а профессия не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу. Путь к спасению — добросовестное отношению к своему делу. Успех в работе — признак богоизбранности. (Кальвин)

3. Необходимо реформировать не только церковь, но и общество в целом. Главное зло — частный интерес. Власть и собственность должны принадлежать народу — ремесленникам и пахарям. (Мюнцер).

Итоги Реформации: Победа протестантизма в Европе — Германия, Швейцария, Великобритания, Голландия, Дания, Швеция, Норвегия.

Сохранение католицизма — Испания, Франция, Италия, Хорватия, Польша, Чехия.

Выводы:

Основные принципы философии Возрождения:

1. Антропоцентризм

2. Постулирование творческой сущности человека

3. Личностно-материальное понимание человека.

4. Гуманизм

5. Эстетическое понимание действительности доминирует над моральными

представлениями.

6. Геометрически структурное понимание мира.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предпосылки формирования философии Возрождения | Бог есть свернутый мир. Вселенная есть развернутый Бог
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 861 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2268 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.