Факторы, влияющие на девиантное поведение современного человека
В ежедневном будничном ритме жизни все кажется знакомым, привычным, надежным. Мы не задумываемся над тем, что обеспечивает эту надежность, предсказуемость повседневной жизни, пока все соответствует определённым нормам.
Но если кто-то нарушил нормальный ход жизни, мы естественно ощущаем, что всё общество основано на приятном, заведённом порядке, основу которого составляет процесс воспроизводства ценностно-норматвного механизма социальной жизни, обеспечивающий нормальное (т.е. соответствующее принятым нормам) поведение людей.
Проблема порядка имеет важное значение для понимания организации социальной жизни. Сделаем акценты на следующих моментах.
1. Порядок ─ это регулярное (непрерывное) самовоспроизводство ценностно-нормативного механизма, и прежде всего практических образцов поведения ─ норм, а также средств социального контроля. При этом имеются в виду и нормы (правовые и нравственные), и обычаи, и ритуалы, т.е. порядок включает в себя все основные нормативные элементы, инструменты социального регулирования. Поэтому нарушение порядка ─ это нарушение не только правовых норм, но и важнейших обычаев, нравов и т.д. Однако роль правовых норм в воспроизводстве порядка особенно важна.
2. Основу порядка, на наш взгляд, составляют не все виды норм, а прежде всего нормы-правила, нормы дозволения, включая запрещающие нормы. Порядок регулирует, гарантирует, охраняет самое важное для всего общества ─ признанные наиболее необходимыми нормы поведения людей. Правовые нормы и есть не что иное, как норма дозволенного поведения. Но регуляция дозволенного осуществляется не только в правовых, но и в нравственных, традиционно-шаблонных формах
3. Ради надёжной предсказуемости нормального поведения людей, т.е. ради порядка, люди должны жертвовать частью своей свободы, независимости, должны вести себя не так, как им вздумается, а так, как дозволено. Власть силой авторитета или насилия, используя санкции, может гарантировать воздержание индивида от поведения, не соответствующего принятым нормам.
4. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведь непривычное может укладываться в рамки дозволенного порядком.
Общество может менять свои представления о дозволенном, расширить или сужать зону позволительного.
Отклоняющееся (девиантное) поведение.
Отклонение в поведении личности, социальных групп от установленного порядка вещей порождает такое социальное явление как отклоняющееся (девиантное) поведение.
Социология рассматривает нарушение заведенного порядка прежде всего как болезнь всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры.
Аномия ─ это «крушение норм», «безнормность», которые характеризует состояние общества, его социальных структур. Это серьёзный социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения.
«Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций. К числу легко наблюдаемых и определяемых «индикаторов» аномии можно отнести рост преступности, социальный хаос, «смятение душ», неясность жизненных целей, резкое снижение предсказуемости во времени тех или иных явлений, связанных с данной социальной системой, возростание значимости материальных ориентаций, как противоположных нравственным и духовным и т.д.
Итак, именно аномия как социальная болезнь общества порождает массовое девиантное поведение. При этом сама аномия, безнормность возникает в виду отсутствия единых ценностей, норм, что приводит к дезорганизации всех общественных связей и структур. Это с наибольшей силой проявляется при глубоком ценностно-нормативном кризисе всего общества.
Носителями рассматриваемого явления являются определенные лица, некоторые социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения.
Отклонение (девиация) в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация», когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы – преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследований, всякое отклонение считать девиантным поведением.
В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.