Древняя Греция
Хронотоп
Древняя Греция (Эллада) — цивилизация греков от архаического периода (8 — 6 века до нашей эры) до 146 года до нашей эры (Ахейская война).
Территориальное ядро — южная часть Балканского полуострова (Балканская, или материковая, Греция), а также прилегающие к нему острова и западное побережье Малой Азии.
В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции:
1. Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э.). Минойская и Микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие мореплавания. Установление торговых и дипломатических контактов с цивилизациями Древнего Востока. Возникновение оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе выделяются различные периоды развития, поскольку на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государственность сложилась раньше, чем в Балканской Греции, подвергшейся в конце III тысячелетия до н. э. завоеванию греков-ахейцев.
1. Минойская цивилизация (Крит):
1. Раннеминойский период (XXX—XXIII вв. до н. э.). Господство родовых отношений, начало освоения металлов, зачатки ремесла, развитие мореплавания, сравнительно высокий уровень аграрных отношений.
2. Среднеминойский период (XXII—XVIII вв. до н. э.). Известен также как период «старых», или «ранних», дворцов. Появление раннегосударственных образований в разных уголках острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в ряде регионов Крита. Ранние формы письменности.
3. Позднеминойский период (XVII—XII вв. до н. э.). Расцвет Минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, широкий размах торговой деятельности Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументального строительства («новые» дворцы в Кноссе, Маллии, Фесте). Активные контакты с древневосточными государствами. Природная катастрофа середины XV в. до н. э. становится причиной упадка Минойской цивилизации, что создало предпосылки для завоевания Крита ахейцами.
2. Элладская цивилизация (Балканская Греция):
1. Раннеэлладский период (XXX—XXI вв до н. э.). Господство в Балканской Греции родоплеменных отношений в среде догреческого населения. Появление первых крупных поселений и протодворцовых комплексов.
2. Среднеэлладский период (XX—XVII вв. до н. э.). Расселение на юге Балканского полуострова первых волн носителей греческого языка — ахейцев, сопровождавшееся некоторым снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало разложения родоплеменных отношений у ахейцев.
3. Позднеэлладский период (XVI—XII вв. до н. э.) или Микенская цивилизация. Возникновение раннеклассового общества у ахейцев, формирование производящей экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и др., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют Крит и уничтожают Минойскую цивилизацию. В XII в. до н. э. в Грецию вторгается новая племенная группа — дорийцы, гибель микенской государственности.
2. Полисный (XI—IV вв. до н. э.). Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
1. Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.
2. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.
3. Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.). Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.
3. Эллинистический (IV—I вв. до н. э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александра Македонского. Зарождение, расцвет и распад эллинистической греко-восточной государственности.
1. Первый эллинистический период (334—281 до н. э.). Походы греко-македонского войска Александра Македонского, краткий период существования его мировой державы и её распад на ряд эллинистических государств.
2. Второй эллинистический период (281—150 до н. э.). Расцвет греко-восточной государственности, экономики и культуры.
3. Третий эллинистический период (150—30 до н. э.). Кризис и распад эллинистической государственности.
Нравы обычаи традиции
В VIII - VI вв. в Греции сформировались полисы. В зависимости от результатов борьбы земледельцев и ремесленников с родовой знатью государственная власть в полисе была либо демократической (в Афинах), либо олигархической (в Спарте, на острове Крит). В экономически развитых полисах (Коринф, Афины и др.) широко распространилось рабство; в Спарте, Аргосе долго сохранялись пережитки родового строя.
Большую часть дня греки проводили вне дома — в палестрах и гимнасиях (спортивных залах и стадионах). Все граждане стремились попасть на агору (рыночную площадь) в центре города, где проходили личные и деловые встречи. Здесь греки узнавали новости, обсуждавшиеся всю вторую половину дня. Поэтому сопровождавший греческого гражданина раб приносил с собой складной стул для более удобного общения. Зачастую приходилось возвращаться ночью в сопровождении рабов-факелоносцев. В течение дня мужчины обычно принимали участие в нескольких спортивных состязаниях, а также азартных играх (игра в мяч, в кости), в петушиных боях. Женщина согласно обычаям могла выходить из дома только в сопровождении рабов. Рабыни несли за хозяйкой зонтик от солнца, рабы — складной стул.
Греки придавали особое значение физической красоте и здоровью, тесно связывая их с красотой души и ума. Общество очень заботилось о поддержании здоровья, в частности о гигиене. Поэтому в крупных городах существовали общественные бани. В баню греки приходили через день, в сопровождении рабов. Раб нес с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки. Горячую ванну принимали в круглом чане; после нее следовали холодные купания. Существовали также парильни с сухим горячим воздухом. Греческие спортивные состязания, в частности Олимпийские игры, посвящались богам и героям. Греки стремились к гармоничному развитию. Такой знаменитый философ, как Платон в молодости прославился как кулачный боец.
Трехразовое питание в Греции предполагало наличие двух завтраков и обильного обеда. Обед устраивался в вечернее время. На пир приглашались друзья, которым присылались приглашения через вестников-рабов. Приглашенные могли привести на пир своих друзей. Случалось, что к обеду приходили граждане, которых никто не приглашал — паразиты. Непрошеных гостей не принято было выгонять, но к ним относились с презрением. За стол садились строго в назначенное время, не дожидаясь опоздавших. Пиры устраивались только на мужской половине дома. Так как аккуратность считалась признаком вежливости, то у входа все снимали обувь, рабы омывали гостям ноги, предлагали принять ванну и умаститься благовониями. Еда расставлялась на столах, вокруг которых в форме подковы размещались ложа. Ложе было высоким, покрывалось красивым одеялом. На нем могли расположиться двое гостей спиной друг к другу. Обедали в положении полулежа, опираясь левым плечом на подушку или валик. Хозяин дома располагался в центре. Самым почетным считалось место справа от него. Ели руками, вытирая пальцы тестом или мякишем хлеба. Ложка полагалась только для жирной пищи. Обед начинался с закусок, возбуждающих аппетит. Далее следовали перемены из мяса, рыбы, зелени и соусов. По окончании трапезы совершали омовение рук и приносили жертвы богам вином. Далее следовал десерт из сыра, фруктов, сластей и вина. Это было началом симпосиума (симпозиум — философская беседа с вином). Лучшие вина с острова Лесбос, Самос и Хиос смешивались с водой в пропорции один к трем. Пить неразбавленное вино считалось неприличным, подобающим лишь варварам. Во время обеда велись важные и интересные беседы. На симпосиум приглашались флейтистки и акробаты для развлечения.
Греческие костюмы были очень простыми: мужчины носили туники, а женщины – хитоны. Это были цельные куски ткани с отверстиями для рук. Они сшивались по всей длине и скреплялись на плече пряжками или брошками.
Перед погребением
Женщины омывали тело умершего, натирали благовонными маслами, одевали в белые одежды и укладывали на торжественное ложе, чтобы в течение суток друзья и родственники могли проститься с ним. В рот покойника клали обол – монету, чтобы тот заплатил Харону, который переправит его через реку в подземное царство. Тот, кого хоронили без монетки, обречен был скитаться в этом мире как призрак Наемные плакальщицы в черных одеяниях и с коротко остриженными волосами рыдали, стонали, били себя в грудь, царапали щеки ногтями, выражая скорбь и печаль.
Похороны
На следующий день до рассвета тело из дома выносили к месту погребения. Его несли на плечах родственники-мужчины или, если семья была зажиточной, перевозили на повозке, запряженной лошадьми или мулами. Процессию сопровождали родственники покойного (посторонним запрещалось участвовать в церемонии): одетые в черное мужчины шли впереди, позади причитали женщины, шествие замыкали флейтисты, наигрывавшие печальные мелодии. Состоятельные семьи нанимали также профессиональных плакальщиц.
У гробницы
Умерших хоронили в земле или сжигали. Пепел помещая: в глиняные или металличеа вазы, которые затем относ в семейную гробницу -на кладбищах за городск стенами. Покойного хоронили вместе с ли1 вещами, а также пищей и напитками, которые могли понадобиться ему в загробной жизни. Траур длился целый месяц – могилу посещали на третий, девятые и тринадцатый день после смерти. В дар приносили беседовали, склонившись над хмогильной плитой, и играли на лирах, чтобы увеселить душу покойного.
Ритуал погребения
Когда дело касалось обычаев и ритуалов, связанных с похоронами и погребением, древние греки старательно придерживались строгих правил. Чрезвычайно важно было увериться в том, что душа умершего достигла подземного царства. А без надлежащих похорон потерянная душа будет вечно блуждать по земле, не зная покоя и насылая на живых беды и болезни.
Подземный мир
Древние греки верили, что, когда они умрут, их души перейдут в царство Аида, или подземный мир. Находился он глубоко в недрах земли, куда не проникает луч солнца. Греки полагали, что тени умерших попадали в Аид через пещеры, расселины или водные потоки -своеобразные проходы в мрачный загробный мир.
Культы мифы религия
Мистерии
С богами плодородия Дионисом, Деметрой и Персефоной были связаны особые церемонии -мистерии. Обряд посвящения включал очистительные и искупительные ритуалы. Затем процессия с факелами в руках, под звуки флейт и гимнов, перемежавшихся танцами, отправлялась на собственно таинства. Об этих обрядах известно мало: ведь избранные жрецами посвящаемые давали клятву хранить молчание о всех мистериальных священнодействах.
Для греческой религиии характерен политеизм. Боги были антропоморфными. Греческий пантеон богов предстает перед нами в знаменитом произведении поэта Гесиода «Теогония» («Происхождение богов»), созданного около 700 г. до н.э. Гесиод излагает космогоническую концепцию рождения мира и богов, прослеживает генеалогические связи между ними. Первые боги- Гея-Земля и Уран-Небо, возникшие из Хаоса, - произвели поколение могучих и грозных титанов, а также страшных сторуких циклопов. Светлые боги-олимпийцы свергли титанов и поделили мир между собой:Зевс становится повелителем неба, его брат Посейдон- владыкой морей, а Аидгосподствует в подземном царстве. Земля остается в общем владении. Однако высшая власть принадлежит Зевсу, который правит и людьми, и богами, ведает всем в мире. Кроме мифов о богах, у греков существовали различные мифы о героях (о Геракле, Тесее, Персее и т.д.). Герои- это полубоги, которые обладают сверхчеловеческой силой., но, в отличие от богов, не бессмертны. Таким образом, устройство мира осуществилось в результате смены поколений богов и деятельности героев- промежуточного звена между богами и людьми. Боги были не только антропоморфны, но и наделялись свойственными человеку характерами. Кроме того, в представлениях о богах отражается изменение форм деятельности людей, их систем ценностей. С развитием ремесел, появлением многообразных форм деятельности людей усложняются и функции богов. Они становятся покровителями определенных сфер деятельности людей, а также отношений между людьми (Аполлон- бог юности и покровитель искусств, Афродита- богиня любви, Афина- богиня мудрости, Гера – богиня брака, Дионис- виноделия и т.д.) В классический период в Греции появляются культы божеств, связанных с политическими ценностями- Демократии, Мира, Правосудия и т.д. Среди них особенно известна и почитаема Ника- богиня победы. Кроме того, боги становятся покровителями государств, складываются государственные культу полисных богов: в Афинах- культ покровительницы Афины, в Коринфе- культ Посейдона, в Аргосе- культ покровительницы Геры и т.п. Фатализм был одной из основных черт мироощущения древних греков. В Греции процветали пророчества, прорицания, гадания. Самым знаменитым был оракул храма Аполлона в городе Дельфы- дельфийский оракул. В честь богов проводились состязания: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу и проводившиеся раз в четыре года(с 776 г. до н.э.); Пифийские – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах, проводившиеся раз в четыре года; Истмийские- в честь Посейдона, проводились под Коринфом раз в два года. К этому же времени относится и возникновение греческого театра, который вырос из представлений в честь бога Диониса. Трагедия возникла из культа Диониса, комедия – из песен и плясок сатиров в честь Диониса. В честь богов строились многочисленные храмы и храмовые комплексы. Например, главными храмами Акрополя являются Парфенон и Эрехтейон. Они посвящены богине Афине- покровительнице города.. Эллинистический период был связан с завоевательными походами Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Наступила эпохаэллинизма- синтез эллинской и восточной культур. В Греции рапространяются культы восточных богов – египетских Осириса и Исиды, персидского умирающего и воскресающего бога Митры, фригийской богини плодородия Кибелы, а также оживление древних мистериальных культов. Мистерии- общее название тайных, закрытых для непосвященных ритуалов. В этих культах мисты (посвященные) проходили специальную подготовку – обряды очищения, посвящения, практику особых психотехник, вызывающих состояние экстаза, транса. Оживление мистериальных культов в эпоху после распада полисной системы Греции и возрастание роли жрецов как духовных руководителей людей подготавливало почву для позднейшего восприятия идей христианства. |
Письменность язык литература
До появления письменности информацию о прошлом передавали из уст в уста. Народные певцы и сказители странствовали по всей Греции, рассказывая истории о титанах, богах и героях.
После микенской эпохи традиции письменности были утеряны. Позднее, около 800 г. до н.э., греки заимствовали алфавит у финикийцев – народа, торговавшего по всему Средиземноморью. Алфавит, где каждый символ соответствовал лишь одному звуку, содержал гораздо меньше знаков, чем предшествовавшие ему клинопись и иероглифика, что облегчало освоение грамотности. Отныне выписывались и гласные, а значит, читать становилось легче. Современные европейские
алфавиты – латинский,греческий и кириллица – все развились из древнегреческого.
Грамотность способствовала развитию цивилизации и культуры: легче стало вести учет собранного урожая, поступивших в казну налогов, выполненных работ. Даже в самые отдаленные уголки мира можно было отправить послов или гонцов с донесениями: так заключались военные и торговые союзы.
Самым известным певцом был Гомер. Нам почти ничего не известно о его жизни, считается, правда, что Гомер был слеп. Мы не знаем, как и кем были записаны его поэмы, – возможно, они были продиктованы им при жизни или воспроизведены вскоре после смерти. В его эпических поэмах «Илиаде» и «Одиссее»изложены истории о Троянской войне и скитаниях греческого героя Одиссея. Поэмы,сочиненные между IX и VIII вв. до н.э., — самые ранние дошедшие до нас образцы греческой эпической поэзии, выросшей из устных преданий народных певцов.
Знания наука
возникновение науки в социуме с провозглашением геометрии, как науки об измерении земли. Объект исследования – мегамир (вкл. вселенную во всём многообразии).
А)работали не с реальными предметами, не с эмпирическим объектом, а с математическими моделями – абстракциями.
Б) Из всех понятий выводились аксиома и опираясь на них с помощью логического обоснования выводили новые понятия.
Идеалы и нормы науки: знание раде знаний. Метод познания – наблюдение.
Науч. картина мира: носит интегративный хар-р, основана на взаимосвязи микро- и макрокосмоса.
Филос. основания науки: Ф. – наука наук. Стиль мышления – интуитивно диалектический. Антропокосмизм – человек есть органическая часть мирового космического процесса. Ч. – мера всех вещей.
Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции и своей вершины достигла в VI в. до н.э., прежде всего в Афинах. Уже в V в. до н. э. в Афинах среди свободных афинянин не было неграмотных людей. Обучение начали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, а девочек обучали их родственники домашнему хозяйству,мальчики учились писать, читать, считать; также преподавалась музыка, танцы, гимнастика- такие школы назывались палестрами. Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли, собирались со всейАттики под городом Пирей, где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее; в течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.
Кроме этого существовали учебные заведения более высокого уровня - гимнасии (греч. γυμνάζω). В них преподавался цикл наук -грамматика, арифметика, риторика и теория музыки, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика, геометрия и астрономия(астрология); на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.
Основными дисциплинами были грамматика и риторика; грамматика включала в себя уроки литературы, где изучали тексты величайших авторов, таких, как Гомер, Еврипид, Демосфен и Менандр; в курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).
В IV в. до н.э. в Афинах возникает и высшее образование. Знаменитые философы за плату обучали желающих (в форме лекций или бесед) искусству красноречия, логике и истории философии.
Совершенно иначе строилось образование в Спарте. Юных спартанцев обучали письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах, военному делу.
Важнейшим показателем высокого уровня развития древнегреческой культуры стало появление у греков науки. В конце VIII в. до н.э. в Милете возникла целая научная школа, которую принято называть ионийской натурфилософией. Её представители - Фалес,Анаксимандр Милетский, Анаксимен впервые задумались о том, что является первопричиной мира. так, Фалес предположил, что в основе всего на Земле лежит вода, а Анаксимен - воздух.
Ученые Древней Греции
Сократ
Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир»
Платон
Учение Платона — первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей.
Аристотель
Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Он является основоположником научной философии, логики, учения об основных принципах бытия (возможности и осуществления, форме и материи, причине и цели). Основные области его интересов — человек, этика, политика, искусство. Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой.
Пифагор
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос. Они связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага.
Демокрит
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос: «Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию.
Гераклит
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние.
Гиппократ
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.
Платон
Платон создал «учение об идеях», которое повлияло на мыслителей будущих веков. Платон не придавал никакого значенияэкспериментам и считал, что они лишь мешают поискам чисто теоретического познания. Например, он полагал, что движение планет лучше всего изучать мысленно, а не путем точных измерений. Платон выделял математику как ключ к познанию всех вещей, но, в отличие от Архимеда, практически ею не интересовался.
Править]Аристотель
Взгляды Аристотеля резко отличались от учения Платона. Аристотель считал, что необходимо получать как можно больше информации. Его труды излагают основы современных научных исследований.
Архимед
Наибольшую известность принес Архимеду открытый им закон, согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающая сила, равная массе вытесняемой воды. Принцип Архимедова винта используется и до сих пор.
Искусство памятники архитектура