Специфика познавательного отношения к миру. Типология познавательной деятельности. Проблема познаваемости мира.
Типы отношения человека к миру.
1.Практическое - преобразованиемира в соответствии с поставленной целью и на основе имеющихся знаний.
2. Познавательное - адекватное воспроизведение (отражение) реальности в форме знаний (в идеально-знаковой форме).
3. Ценностное – соотнесение предметов, ситуаций, поступков с идеалами и нормами и определение их значимости для человека.
Типы познавательной деятельности:
1 .Обыденное. См. вопросы 1, 39.
2.Научное. См. вопрос 46.
3.Художественное. См. вопрос 58.
4.Нравственное. См. вопрос 58.
5.Религиозное. См. вопрос 58.
Уровни познания: чувственное и рациональное.
Проблема познаваемости мира: возможно ли адекватно воспроизвести реальность в представлении и мышлении?
1.Гносеологический оптимизм. Возможно. Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, К. Маркс.
2.Скептицизм. Не знаю и воздерживаюсь от суждений по этому поводу. Пиррон, П. Гассенди, Д.Юм.
3.Агностицизм. Невозможно. Человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание. И.Кант.
2 (41). Теория познания: предмет и основные понятия.
Предмет: всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности и границы, отношения знаний к реальности, условия их истинности.
Основные понятия: субъект познания, объект познания, средства регуляции познавательных действий, познавательная деятельность, познавательное отношение, результат познания – знание.
Субъект познания – носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение реальности в форме знаний.
1.Индивид, вовлечённый в общественно-исторический процесс.
2.Социальная группа, объединённая системно, а не случайно.
3.Общество.
4. Человечество.
Объект познания – часть объективной реальности, на которую направлено познание.
Средства регуляции познавательных действий: способы, методы, приёмы, алгоритмы, принципы и др. См. вопрос 48.
Познавательная деятельность - творческая активность человека, направленная на воспроизведение объективной реальности в форме знаний.
Знание – проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в идеально-знаковой форме объективные свойства предметов.
Место и роль практики в познании.
Определение практики – см. в. 40.
Формы практики:
1.Труд -производство материальных благ.
2.Социальная практика – преобразования в системе общественных отношений.
Духовная деятельность не является практикой, т.к. её сущность – отражение, построение идеальной модели преобразований.
Структура практики: потребность; цель; мотив; целесообразная деятельность; предмет, на который направлена эта деятельность; средства достижения цели; результат деятельности.
- Практика - источник познания - процесс выбора целей и средств практических действий предполагает знание свойств реальности.
- Практика – движущая сила познания - усложнение практических задач и навыков человека увеличивает потребность в знаниях.
- Практика – основа познания – использование оборудования, измерительных приборов, средств передачи и хранения информации.
- Практика – цель познания – невостребованное в практике знание мертво.
- Практика – критерий истины -успех на практике доказывает адекватность знания.
Проблема истины и ее критериев
Истина – соответствие знаний объективной реальности. Аристотель.
Свойства истины:
- Объективность – независимость содержания познания от человека и человечества. По форме истина субъективна, по содержанию – объективна. В марксизме истина - соответствие с миром как он задан в формах практики.
- Абсолютность – полнота знания -гносеологический идеал и непреходящий остаток знания при изменении и развитии теорий.
- Относительность - заключается в неполноте, незавершенности истины, наличии в ней субъективно значимых компонентов, которые постоянно устраняются в процессе познания.
- Процессуальность. Истина – процесс движения от менее совершенного к более совершенному знанию.
- Конкретность – принятие в расчет социально-исторических, материально-практических и др. предпосылок функционирования исследуемого объекта. Проекция истины на ситуацию.
Критерии истины:
1. Чувственный – наблюдаемость – подтверждает наличие объекта и его свойств.
2. Логический - непротиворечивость – недопущение прямо противоположных суждений об одном и том же предмете в одном и том же отношении в одно и то же время.
3. Практика.
Каждый критерий относителен, только их совокупность подтверждает истину.