Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отражение, его сущность и формы проявления




В философии феномен человека характеризуется не только как существо социальное, но и как существо духовное, одухотворенное. Русский религиозный философ И.А.Ильин подчеркивал, что исследо­вание внутреннего мира человека, духа и духовности является важ­нейшим предназначением философии. В противном случае, она ока­жется, по его словам, "мертвым и ненужным" грузом в культуре общества. Н.А.Бердяев тоже считал, что философия есть не что иное, как наука о духе и духовности как важнейших аспектах природы челове­ка и его бытия в мире.

Понятие сознания выражает внутренний мир человека, духовные аспекты его бытия в мире, и поэтому оно является одним из самых древ­них и важнейших в философии. С его помощью раскрывается способ­ность человека отражать в своей голове как окружающий мир, так и самого себя в нем. Сознание — это исходное философское понятие для обозначения и исследования всех форм и проявлений духовного, имею­щих место в деятельности человека. В силу своей сложности и много­гранности, оно является объектом изучения для комплекса наук — фи­зиологии, психологии и педагогики, социологии и других. Сознание представляет собой специфический (невидимый, неосязаемый, невесо­мый) и сверхсложный объект научного и философского исследования.

В истории философской мысли явление сознания трактовалось по-разному, в зависимости от мировоззренческой позиции мыслителя. Так, с точки зрения философского идеализма ("линия Платона"), сознание ("дух") — это некая изначальная данность, присутствующая в мире и являющаяся субстанцией (основой) всего сущего. Дух первичен — так утверждает философский идеализм. Напротив, философский материа­лизм ("линия Демокрита") и естественные науки исходят из тезиса о том, что сознание не есть дар Бога или каких-нибудь иных сверхъесте­ственных сил. Оно явилось вполне закономерным следствием эволю­ции, постоянного усложнения материального мира и совершенствова­ния живой природы. В этом смысле сознание вторично — так утверж­дают сторонники "линии Демокрита" и науки.

Впрочем, в истории философии существовали и несколько иные точки зрения. Так, ряд мыслителей высказывал мысль о том, что яко­бы вся материя обладает способностью ощущать и мыслить, т.е. оду­шевлена. Такие учения называют гилозоизмом (первые греческие ма­териалисты, Д.Бруно, Ф.И. Тютчев и др.). Некоторые мыслители по™ лагали, что способность человека мыслить якобы заложена в нем иэ начально, от рождения. Такую точку зрения развивал, в частности Р.Декарт в своем учении о "врожденных идеях" разума.

Обобщая данные естественных наук своего времени, в 1908 г. В.И.Ле нин высказал мысль о том, что "...в фундаменте самого здания матери можно...предполагать существование способности, сходной с ощущени­ем", и поэтому "логично предположить, что вся материя обладает свой­ством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Так где же та объективная предпосылка, на основе которой возникло и разви­лось сознание, это уникальное и сложнейшее явление мира?

Для решения вопроса о сущности сознания ("Что это такое?"), есте­ственнонаучная философия и ввела в оборот понятие отражения. Оно помогает объяснить, как материя неощущающая и неодушевленная (без­духовная) стала со временем материей ощущающей и одушевленной (оду­хотворенной). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержа­ния, форм проявления и функций. Наука считает, что отражение — это универсальное (всеобщее) свойство материи, и состоит оно в следующем.

Отражение представляет собой свойство материальных предме­тов, заключающееся в их способности воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки, внутреннее строение и содер­жание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки (копии). Отражение — это воспроизведение в себе других предметов. Оно про­является только в ходе взаимодействия (взаимного воздействия, влия­ния друг на друга) материальных предметов. По мере эволюции мате­риального мира сформировался целый спектр форм отражения, ко­торые различаются по своему носителю, степени сложности и специ­фическим особенностям, выполняемым функциям.

Отражение существует в неживой природе. Здесь оно носит пас­сивный характер и проявляется в виде изменений механических, фи­зических и химических свойств, состояний предметов в результате их взаимодействия. Напротив, отражение в живой природе обрело ак­тивный, а со временем — избирательный и даже целенаправленный характер. Это позволяет организмам не только получать сведения о внешнем мире, но и приспосабливаться к его воздействиям и даже из­менять среду своего обитания. Расположим формы отражения в по­рядке их усложнения и дадим им краткую характеристику.

Элементарное (механическое, физическое и химическое) отраже­ние существует в неорганическом мире. Это, например, следы живот­ных на снегу, нагревание электропроводника и его свечение, измене­ние цвета листьев в связи с наступлением осени и т.п.

Раздражимость, как форма отражения, возникла вместе с появ­лением жизни в ее простых формах на уровне растений и одноклеточ­ных животных. Известно, например, что головке подсолнуха свой­ственно ориентироваться на солнце, цветы складывают свои лепестки с наступлением темноты. Некоторые морские водоросли реагируют на внешние воздействия защитными реакциями в виде электрическо­го разряда. В названных случаях уже имеет место простейшая актив­ность, внутреннее возбуждение как реакция на внешний раздражи-гель. На основе этих предпосылок у животных развилась чувствитель­ность как способность ощущать окружающий мир. Вот почему мож­но сказать, что раздражимость —это подходтг переход к психике как Качественно иной форме отражения материального мира.

Психическое отражение (психика) сформировалось вместе с появ-^нием центральной нервной системы и мозга как ее отдела, с помощью которых и происходит это отражение. Здесь особую роль играет ощущение, которое позволяет фиксировать отдельные стороны и свойства предметов, жизненно важные для существования животных — форму, цвет, запах и другие. Ощущения возникают с помощью специальных органов чувств, — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. На основе ощущений у высших животных появляются и более сложные формы психического отражения — восприятие и представление. С их помощью психика уже способна сформировать целостный образ предмета и долгое время сохранять этот образ в памяти.

В рамках психического отражения возникает и так называемое опережающее отражение — способность предвосхитить, предугадать будущее на основе отражения настоящего, логики и тенденций его развития. Так, животные умеют предчувствовать грядущие события — на­ступление холода, приближение землетрясения. У человека это прояв­ляется в форме гаданий и, прогнозов, фантазий, "вещих" (пророческих) снов. Опережающее отражение дает возможность осуществлять целеполагание, вырабатывать программы своей деятельности и видеть то. что еще как бы закрыто временем, но уже нарождается.

Психика животных есть их, говоря словами И.П.Павлова, "первая сигнальная система". Она является основой так называемого "элемен­тарного мышления" высших животных. Разумеется, слово "элементар­ный" в данном случае отнюдь не означает нечто простое, примитивное. Напротив, у некоторых высших животных (например, у дельфинов) име­ется большой и совершенный мозг, свой язык и весьма "продуманные'!) реакции на конкретные ситуации. (Ф. Энгельс еще в прошлом веке отме­чал, что животным, как и людям, присущи такие формы рассудочно» деятельности, как индукция и дедукция). Это мышление ("низший ра­зум") и есть генетическая (слово "генезис" означает происхождение чего-то) предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы мира, и тем самым окружаю­щая действительность как бы раздваивается на мир вещей и мир "духа" Однако по-настоящему это становится возможным лишь у человека как "мыслящей вещи" (Р'.Декарт), который ведет активный образ жизни и относится к миру предметно-практически, т.е. преобразует его.

Что касается значения отражения, то оно состоит прежде всего том, что данное явление и процесс представляет собой способ, механизм для получения, сохранения и передачи информации, а также энергии, от одних предметов к другим. Тем самым, отражение на уровень живого мира является важным условием приспособления к изменяющейся внешней среде с помощью получаемых извне сведений и информации. Без информации невозможен выход из-под угнетающей власти.окружающего мира и обретение свободы действий в нем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1522 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2503 - | 2301 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.