Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
Уральский федеральный университет
имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Специализированный учебно-научный центр
В. П. Лимушин
Обществознание: структура и содержание понятия
Текст вводной лекции к курсу «Обществознание»
Екатеринбург
I. Структурные элементы курса «Обществознание»
Для более глубокого в и дения содержания курса «Обществознание», прежде всего, необходимо рассмотреть его структурные элементы.
Структура (лат. structura) ― философская категория для обозначения относительно устойчивых связей элементов целого, система отношений элементов в границах данного целого.
Первым элементом курса «Обществознание» является понятие «общество».
Общество ― 1) отделенная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; 2) целостная и динамически функционирующая саморазвивающаяся система, то есть такая система, которая способна изменяться и в то же время сохранять свою сущность и качественную определенность. При этом данная система определяется как комплекс взаимодействующих сфер общества (частей), которые по-другому могут быть названы подсистемами: социальная, экономическая, правовая, политическая и духовная.Взятые по отдельности, они также образуют особые системы.
В контексте сказанного сферой общества называется некоторый устойчивый компонент общественной системы, принимающий непосредственное участие в ее создании, функционировании и развитии.
Вторым элементом курса «Обществознание» является понятие «знание».
Знание ― осмысленная, поставленная в контекст (то есть в «смысловое поле») и обладающая практической ценностью информация.
Контекст ― законченный в смысловом отношении отрывок из письменной или устной речи, в котором точно установлено значение каждого слова или предложения. Принципиальная важность знания контекста связана с наличием в нашей речи омонимов ― слов, имеющих одинаковое звучание и написание, но различное значение. Например:
«коса» ― а) орудие для сенокоса; б) переплетение волос; в) отмель;
«среда» ― а) день недели; б) окружение, окружающая обстановка;
«тавтология» ― а) сочетание или повторение одинаковых или близких по смыслу слов, например, «масло масляное», «целиком и полностью», «яснее ясного»; б) ошибочное толкование понятия, при котором для толкования используется измененная словесная форма этого же понятия, например, «геометрия это наука, исследующая свойства геометрических фигур»; в) в математической логике высказывание, функция истинности которого является положительной для всех ее переменных значений.
Информация ― сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.д.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств, вычислительных средств и т. д.).
Свойства информации: 1) она достоверна, если не искажает истинного положения дел; 2) она полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения; 3) она ясна и понятна, если она выражена языком, на котором говорят те, кому она предназначена. Последнее свойство информации предполагает от, например, преподавателя необходимость заранее ознакомиться с социально-демографическими характеристиками потенциальных слушателей его аудитории с целью выбора соответствующего языка общения.
Ценность, качество информации ― мера расширения, развития тезаурус а воспринимаемой стороной при приеме и интерпретации сообщения, степень снижения состояния неопределенности субъекта, степень продвижения к цели.
Тезаурус ― систематизированный словарь понятий с указанием смысловых связей между ними, то есть совокупности сведений, которыми располагает пользователь или система.
Информация абстрактная – это информация, заключенная в компетенциях, интуиции, опыте.
Отсутствие информации вызывает информационную потребность ― осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом.
***
Язык ― знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности. Язык может быть как естественным, так и искусственным.
Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми.
Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потреблений (язык математической символики, язык физических теорий, различные системы сигнализации и т.д.).
Язык ― явление социальное: он возникает в ходе развития общественного производства и является его необходимой стороной ― средством координации деятельности людей и каждого человека. Язык выступает в функции второй сигнальной системы (Павлов). Являясь формой существования и выражения мышления, язык в то же время играет существенную роль в формировании сознания. Языковый знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее обусловлен в конечном счете процессом познания реальной действительности. Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления: наличие языка является необходимым инструме6нтом обобщающей деятельности мышления.
Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув, язык является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Именно поэтому процесс мышления, подчиняясь законам всеобщих связей, не тождественен построению речи ― индивидуальному использованию общественно выработанных обозначений, языковых знаков, так как оно подчиняется законам грамматики. Нужно помнить, что в языке проявляется общественное сознание, в речи ― индивидуальное.
II. Содержательные мотивы курса «Обществознание»
При анализе любой деятельности в контексте ее содержания необходимо вычленить ее: А) цель, Б) смысловые установки, В) ценности, Г) культуру и Д) технологии.
В контексте нашего анализа речь должна идти о целях, смысловых установках, ценностях, культуре и технологии познания общества.
Познание ― это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности.
Понятие ― одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений. Понятием называется также мысль, представляющая собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, растения, общественно-экономические формации) могут обобщаться в понятии по разным совокупностям признаков. Из сказанного следует, что одна из логических функций понятия состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции понятия связывают слова с определенными предметами, что обеспечивает установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления.
Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в понятия является необходимым условием познания законов природы.
Каждая наука оперирует определенными понятиями, в них концентрируются накапливаемые наукой знания.
Необходимо четко различать объект и предмет познания. «Объект познания — любое нечто, на которое направлена или может быть направлена наша мысль; «все, что может быть названо» (А. Черч); предельно общее понятие, охватывающее любые, как реальные, так и воображаемые сущности». «Предмет познания — вовлеченные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые в данных исторических условиях подлежат познанию. Предмет познания не тождественен объекту. Объект познания есть фрагмент мира сам по себе, а предмет познания есть фрагмент мира для нас…». (Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. — М., 2001. С. 391, 456).
***
Итак, после предуведомления вернемся к нашему поиску содержательных мотивов курса «Обществознание».
А) Цель ― это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
Целью познания общества является формирование научной картины мира ― целостной системы представлений о мире, его структурных характеристиках и закономерностях, вырабатываемой в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки. Научная картина мира конструируется посредством системы фундаментальных категорий, представлений и принципов науки, прошедших через процедуру эмпирического обоснования.
Категория (греч. kategoria — высказывание, свидетельство) — форма сознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающих наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
***
Б) Смысловые установки при изучении содержания предмета «Обществознание» связаны с раскрытием содержания (распредмечивания) знак ового выражения понятий, символов, научного языка науки.
Знак ― материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, событие), который в процессе общения людей выступает в качестве обозначения, указания, представления какого-либо другого предмета, свойства, отношения и используется для приобретения, сохранения, преобразования, передачи информации.
Знак обладает одним, жестко закрепленным за ним значением, чем резко отличается от символа, который сущностью многозначен и поддается различным толкованиям в зависимости от контекста.
Различают языковые (входящие в некоторую знаковую систему) и неязыковые знаки. Языковые знаки (речь, числа, цифры и др.) не функционируют независимо друг от друга, а образуют систему с определенными правилами построения, осмысления и употребления. Так, например, цифра есть знак числа, а дорожные знаки классифицируются на «запрещающие», «информационные» и «упреждающие».
Возникновение способности извлекать и перерабатывать информацию о предметах, оперируя не с самими предметами, а со знаками, их представляющими, является величайшим событием в истории культуры человечества, связанным с развитием абстрактно-понятийного мышления.
Так:
― при изучении социальной сферы общества содержательно раскрываются понятия «общество как явление», «человек как биосоциальное существо», «структура общества», «семья как социальный институт», «социальные группы» и др.;
― при постижении экономической сферы общества познаются смыслы понятий «рыночное общество», «эволюция капитализма», «экономика производителя», «инфраструктура рынка», «экономика потребителя», «экономика производителя», «предпринимательство и бизнес», «роль государства в экономике» и др.;
― при познании правовой сферы общества раскрываются смыслы понятий «право», «закон и власть», «право и имущественные отношения», «Конституция» «семейное право», «труд и право» и др.;
― при усвоении содержания политической сферы общества происходит погружение в смыслы понятий «власть», «государство», «национально-государственное устройство, «формы правления», «политические режимы», «гражданское общество и правовое общество», «выборы», «политические партии» и др.;
― при освоении содержания духовной сферы общества акцент делается на смыслах понятий: «культура», «религия», «искусство», «наука», относящихся к формам общественного сознания, а также «образование» и «средства массовой информации».
Религия (лат. religio ― благочестие, набожность) ― 1) одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия; 2) одна из форм общественного сознания ― это та или иная вера, вероисповедание (например, христианская религия, мусульманская религия, православная религия и др.); 3) форма общественного сознания, выражающая не только веру человека в существование сверхъестественного Начала, которое является для его адепта источником всего существующего, но и выступающая для индивида средством общения со сверхъестественным, вхождения его в мир; 4) исторически выработанный общественный способ человеческого отношения к действительности, предусматривающий деление реальности на доступную (публичную) и скрытую (священную), а также веру в то, что священное составляет суть, основу бытия мира и человека.
Искусство ― 1) в широком смысле ― форма общественного сознания, проявляющаяся ввиде формотворческой деятельности человека, создающего образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникативными функциями; эта деятельность является частью духовной культуры и всегда была важным средством осознания мира и духовного развития личности; 2) в более узком смысле Искусство имеет несколько значений: а) художественное творчество; б) высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.
Наука ― 1) форма общественного сознания, человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества; 2) система понятий о явлениях и законах действительности; 3) особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых с их знаниями и способностями, научные учреждения и имеет целью исследования на основе определенных методов познания объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества. Специфическим элементом научного познания является термин (от лат. terminus — предел, граница)— однозначное слово, фиксирующее определенное понятие науки, техники, искусства и др. Термин является элементом языка науки, введение которого обусловлено необходимостью точного и однозначного фиксирования данных науки, особенно тех, для которых в обыденном языке нет соответствующих названий. В отличие от слов обыденного языка, термины лишены эмоциональной окраски.
Образование ― 1) результат формирования образов, законченных представлений об изучаемых предметах, то есть обучения ― специально организованного, целенаправленного и управляемого процесса взаимодействия преподавателей и обучающихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучающихся, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями; 2) совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, приобретенных индивидом самостоятельно либо в процессе обучения в специальных учебных заведениях; различают: а) начальное, среднее, высшее и специальное (профессиональное) образование; б) инженерное (техническое), гуманитарное, естественнонаучное образование ― один из показателей социального статуса индивида и один из факторов изменения и воспроизводства социальной структуры общества; 3) социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщение его к культуре данной общественной системы.
Средства массовой информации ― 1) социальные институты (пресса, радио, телевидение, Интернет, издательства и т.п.), обеспечивающие сбор, обработку и массовое распространение информации; 2) средства связи между членами общества, используемые для распространения информации о событиях, для оповещения о политических и других общественно значимых заявлениях и решениях (газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет).
***
В) Ценность ― свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы социального субъекта (индивида, группы людей, общества).
В процессе познания общества важно понимать, что:
а) с помощью понятия «ценность» характеризуется личностный смысл для отдельного человека и социально-историческое значение для общества определенных предметов и явлений действительности;
б) ценности бывают большие и малые, материальные и духовные и т.д.;
в) в том или ином сообществе складывается определенная система ценностей, в которую могут входить различные ценности:
1) смысложизненные ценности (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни);
2) витальные, или жизненные, ценности (здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья и т.д.);
3) общественного признания ценности (социальное положение, неформальное лидерство и т.д.);
4) межличностного общения ценности (честности, бескорыстия, доброжелательности, ответственности, организованности и т.д.);
5) демократические ценности (свободы слова, совести; национальный суверенитет и т.д.);
6) утилитаристские ценности (стремление к материальному богатству, личный успех, предприимчивость, поиск сферы приложения своих сил и способностей и т.д.);
г) ценности формируются в результате осознания субъектом своих потребностей в соотнесении с возможностями их удовлетворения, то есть в результате ценностного отношения. Ценностное отношение не возникает до тех пор, пока субъект не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения возникшей потребности: чем проблематичнее возможность удовлетворения той или иной потребности, тем большей ценностью обладает тот или иной предмет (явление) для субъекта;
д) оценочное отношение формируется в акте оценки, которая включает в себя:
― субъект оценки ― это индивид, группа людей, общество;
― оцениваемый предмет (явление);
― эталон оценки ― это основание оценки, образец, высшая и совершенная форма предмета (явления), с которой сличаются все иные явления действительности, существующие в рамках конкретной ситуации;
― процесс сличения эталона с оцениваемым предметом (явлением);