В настоящее время существует проблема точно сформулированных критериев оценки размера компенсации и общего метода количественной оценки размера морального вреда. На сегодняшний день правоприменительно используется единственное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (далее - Постановление), которое, однако, не содержит указаний, позволившие суду обоснованно определять размер компенсации при разрешении конкретного дела. В Постановлении разъясняется, что под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причинённые действиями, посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т. п.) или нарушающими его личные неимущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких - либо прав, физической болью, связанной с причинённым увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий, и др.
Суд раскрывает содержание одного из видов морального вреда - нравственных страданий, понимая под ними переживания человека и указывая, что моральный вред может заключаться в переживаниях в связи с болью либо заболеванием, перенесённым в результате нравственных страданий. Физические страдания - одна из форм морального вреда в том его виде, как он определён в российском законодательстве (ст. 151 ГК РФ). В то же время физический вред, который целесообразнее было бы называть органическим вредом, представляет собой любые негативные изменения в организме человека, препятствующие его благополучному биологическому функционированию.
Физический (органический) вред - это вред материальный с естественно-научной точки зрения и вместе с тем неимущественный; негативные изменения происходят в организме под влиянием определённых внешних воздействий, негативные изменения в состоянии психического благополучия могут выражаться в обоего рода страданиях (моральный вред), а негативные изменения в имущественной сфере - в расходах, связанных с коррекцией или функциональной компенсацией недостатков в организме потерпевшего, и утрате дохода (имущественный вред).
Суд признаёт как первичный, так и отдалённый моральный вред. Первичный моральный вред могут нанести переживания, например по поводу порочащих сведений. Вторичный моральный вред может проявляться в виде физических страданий (например, боль, гипертонический криз).
Физический (телесный) вред нередко приводит к изменениям психики пострадавшего. Но, при требовании компенсации морального вреда применительно к изменениям психики, адекватнее было бы требовать назначение психологической экспертизе, что не всегда оправдано с точки зрения временного показателя - вопрос времени рассмотрения такого заявления, а также с точки зрения приведённых финансовых затрат. Однако, как показывает практика применения этого варианта требования компенсации морального вреда, практически во всех случаях наблюдается стойкое изменение психофизиологических особенностей заявителя. Но в любом случае этот вопрос достаточно специфичен и отнесён, скорее, к компетенции медицины.
Компенсация морального вреда направлена на устранение или сглаживание переживаний и страданий, связанных с причинением вреда организму человека.
Умаление психического благополучия личности, в отличие от умаления других видов благ, всегда вторично, оно является последствием причинения вреда другим благам, как неимущественным, так и имущественным. Правовую защиту путём компенсации морального вреда в качестве общего правила законодатель установил для случаев, когда страдания являются последствием противоправного нарушения неимущественных прав или умаления других неимущественных благ. Поэтому психическое благополучие личности следует считать особым неимущественным благом и соответственно относить моральный вред к особой категории вреда, могущего существовать не самостоятельно, а лишь в качестве последствия причинения как неимущественного, так и имущественного вреда.