Большую работу по охране природы проводят и международные экологические организации. В 1948 г. был создан Международный союз охраны природы, в 1963 г. — Всемирный Фонд дикой природы, а в 1971 г. — «Гринпис» («Зеленый мир»). Активисты «Гринписа» борются против истребления животных, в том числе китов. Они преграждают путь китобойным судам, не давая им приблизиться к этим морским обитателям. «Гринпис» организует пикеты у ядерных электростанций и военных баз, где находятся склады с ядерным оружием, устраивает другие ненасильственные акции протеста с целью обратить внимание общественности и правительств на необходимость решения экологических проблем.
В нашей стране существует обширное экологическое законодательство. Конституция Российской Федерации объявляет землю и природные ресурсы основой жизни и деятельности народов России (ст. 9) и провозглашает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением (ст. 42). Важнейшим источником экологического права служит закон «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., формулирующий общие положения охраны природы. Его дополняют такие документы российского природоохранного законодательства, как закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, закон об охране животного мира, закон об охране атмосферного воздуха, закон о недрах, земельный кодекс, водный кодекс и др. Нормы экологического права содержатся в уголовном кодексе и кодексе об административных правонарушениях. Они устанавливают меры ответственности за причинение вреда природе. Такие деяния, как уничтожение лесов, браконьерство, загрязнение водоемов и воздуха, порча памятников природы, влекут за собой уголовную ответственность с лишением свободы на разные сроки.
Но сколько бы ни устанавливалось запретов, меры по защите природы не будут эффективны без осознания экологических проблем каждым из нас. Отдыхая за городом, мы не должны оставлять мусор в лесу, разводить костры, особенно летом, когда велика опасность возникновения пожара, собирать растения, занесенные в Красную книгу. Необходимо прививать подрастающему поколению основы экологической культуры посредством экологического образования и воспитания. Основная роль в этом должна принадлежать родителям, учебным заведениям, средствам массовой информации.
Таким образом, защита природы — дело всего человечества в целом и каждого человека в отдельности. Уничтожив природу, человечество погибнет. Природа существовала миллионы лет. Она может жить без человека, а человек без природы — нет. В фантастических романах и фильмах уже рисуют последствия экологических катастроф: природные ресурсы исчерпаны, вода и воздух загрязнены, человечество вымирает от неизлечимых болезней, оставшиеся в живых спускаются под землю и ведут жалкое существование. Через столетия природа восстановит экологический баланс, но человеку места на Земле уже не останется. На смену ему придут другие формы жизни. Человечество повторит участь динозавров.
Но люди, в отличие от динозавров, разумные существа. Мы видим и осознаем последствия своего воздействия на природу, знаем способы решения экологических проблем. Все это позволяет надеяться на восстановление гармонии общества и природы.
Вопросы и задания
1. Что понимают под словом «природа»?
2. В чем состоит взаимосвязь человека и природы?
3. Как развивались отношения между обществом и природой на всем протяжении существования человечества?
4. Дайте характеристику первобытного общества. Какой была основ ная цель объединения людей?
5. Почему со становлением индустриального общества воздействие человека на природу усилилось?
6. Как изменилось отношение человека к природе в XX в.? Почему это произошло?
7. Как в современном мире решаются экологические проблемы?
8. Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России?
9. Защита природы — дело не только государства, но и каждого чело века. Как каждый из нас может способствовать охране природы?
10. Проведите дискуссию на тему «Человек и природа в XXI в.».
1.3. СФЕРЫ ОБЩЕСТВА
Сфера общества — это определенная область общественной жизни, включающая наиболее устойчивые формы взаимодействия людей. В науке выделяют четыре сферы общества: экономическую, социальную, политическую и духовную. \
Экономическая сфера общества включает в себя отношения в области производства, обмена, распределения материальных благ, а также отношения собственности.'Экономическая сфера возникла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к тяжелым условиям окружающей средыД/Первоначально человек брал от природы все, что нужно, в готовом виде. Современные ученые назвали этот способ производства присваивающей эконодш/согЬ'Важным достижением древних людей стало создание первых орудий труда, с помощью которых можно было более эффективно решать проблему пропитания. Шкуры убитых на охоте зверей использовались для изготовления одежды. Из глины и дерева человек стал создавать различные предметы, необходимые в быту. Так производство материальных благ разделилось на производство продуктов питания и производство непродовольственных изделий.
Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Человек приобретает более надежный источник питания и становится менее зависимым от капризов природы. Происходит первое общественное разделение труда (на земледельцев и скотоводов), радикально изменившее характер общественных отношений в первобытном обществе.
Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменялись территориальными, родовая община трансформировалась в соседскую. Если в родовой общине существовали кровно-родственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособленным имуществом и собственностью на орудия труда и производимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности.
Специализация производства сопровождалась дальнейшим совершенствованием орудий труда. Это привело, с одной стороны, к появлению излишков, т.е. части продукции, производимой сверх необходимой нормы потребления, а с другой стороны, к выделению ремесла в самостоятельную отрасль производства. Таким образом, произошло второе общественное разделение труда.
Представители трех групп людей — земледельцы, скотоводы и ремесленники — при наличии излишков неизбежно обменивались между собой результатами своего труда. Такой обмен, став систематическим, превращается в разновидность общественно полезной деятельности. Появляются группы людей (купцы, торговцы), выполняющие роль посредников между тремя группами производителей. Так произошло третье общественное разделение труда.
Обмен между производителями носил сначала натуральный характер. Стоимость вещи определялась в зависимости от ее нуж - ности в данный момент времени. Это не всегда было удобно. Как, например, определить соотношение стоимости быка и топора? Поэтому люди придумали деньги, с помощью которых стали определять стоимость всех вещей.
С развитием общества усложняются способы производства, создаются новые, более совершенные орудия труда. В XV—XVII вв. на смену ремеслу приходит мануфактурное производство, основанное на разделении труда. А в XVII—XIX вв. во многих странах происходит промышленный переворот — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабряке. Производство становится массовым. Увеличивается и объем потребления производимой продукции. Потребителями в той или иной мере выступают все члены общества, так как все нуждаются в пище, одежде, предметах обихода, но не все могут самостоятельно создавать эту продукцию.
Распределением материальных благ занимается государство. Оно изымает деньги у населения в виде налогов, а затем использует их для поддержания своей жизнедеятельности, содержания аппарата управления, а также для помощи определенным слоям населения. На протяжении многих веков роль государства в сфере распределения была незначительной. И только в XX в. усилились функции государства, связанные с содействием малоимущим категориям населения.
У Социальная сфера включает в себя разнообразные взаимоотношения между различными группами общества. Элементами социальной сферы выступают как конкретные люди, имеющие определенный статус, т.е. занимающие то или иное положение, в обществе, так и общности людей, в которые они объединяются по определенному признаку.
Еще в первобытном обществе существовало разделение людей по половозрастному признаку. Мужчины ходили на охоту, женщины занимались собирательством и воспитывали детей. Дети и старики принимали меньшее участие в производстве, чем остальные члены общества.
Увеличение объема производства и образование излишков производимой продукции привели со временем к появлению богатых и бедных. Так общество разделилось на группы по имущественному признаку. С появлением государства социальная структура общества усложняется. Небольшая часть общества сосредоточивает в своих руках материальные богатства и посредством государственной власти диктует остальной части общества свою волю. Общество делится на господствующий класс и зависимое население. Например, рабовладельцы и рабы, феодалы и крепостные крестьяне, капиталисты и наемные рабочие. Наряду с основными могут существовать и небольшие специфические группы населения.
В современном мире общество может делиться на множество разнообразных групп, выделяемых на основе определенных признаков: уровня доходов, профессии, возраста, политических взглядов и т.д. Каждый из нас может быть членом какой-либо одной или даже нескольких общностей. Человек является одновременно членом своей семьи, сотрудником на работе, членом какой-либо общественной организации или политической партии, может входить в определенную возрастную, этническую или религиозную группу.
ЛПолитическая сфера связана с понятием власти. Составляющий элемент власти — способность одних групп людей и их представителей влиять на другие группы. При этом возможность влияния опирается на обычай или закон. Основным элементом политической системы выступает государство. Оно имеет монополию на власть и может признать невозможным проявление любой другой власти.
Но было бы неправильно начинать отсчет развития политической сферы общества только с появления государства. Власть существовала и в догосударственный период. В первобытном обществе она исходила от всего рода и носила общественный характер. Наиболее важные вопросы решались на общем собрании, участвовать в котором имели право все взрослые члены рода. Для руководства общими делами избирались вожди и старейшины. Эти должности были не только выборные, но и сменяемые. Они не давали никаких преимуществ. Вожди и старейшины наравне с другими членами рода принимали участие в общественном труде и получали положенную им долю производимого продукта. Решающими критериями для избрания лидера рода были личные качества.
При передвижении родов неизбежным стало взаимодействие между ними. В случае установления добрососедских отношений роды объединялись в племена, а те — в союзы племен. Племя управлялось советом старейшин, который избирал племенного вождя. Во главе союза племен стоял совет племенных вождей и вождь союза. Эти должности на ранних этапах развития первобытного общества также были сменяемыми и не давали никаких привилегий.
Отношения между членами рода регулировались правилами поведения (социальными нормами), которые обобщенно стали называться обычаями, т.е. обычным, привычным поведением. Обычай — это общепринятое, исторически сложившееся правило поведения, которое закрепилось в результате многократного повторения в течение длительного времени, вошло в привычку и стало необходимой жизненной потребностью людей. Обычаи исполнялись добровольно. Тем не менее в целях обеспечения присваивающей экономики и жизнедеятельности рода сформировались такие способы регулирования отношений, как дозволения, обязывания и запреты.
Дозволения существовали как рекомендации по определенному поведению в интересах рода. Обязывания имели целью обеспечение общественных дел — охоты, собирательства, распределения. Запреты представляли собой табу, подкрепленные страхом религиозного возмездия. В случае нарушения обычаев могло применяться и принуждение, исходившее от всего рода и носившее религиозный характер.
С развитием процесса перехода от родовой общины к соседской, накоплением излишков у отдельных семей и появлением имущественного неравенства изменяется и характер властеотно- шений. Община в этих условиях пытается сопротивляться имущественной дифференциации своих членов, но безуспешно — в связи с усложнением управленческой деятельности и возрастанием роли публичной власти, все более обосабливающейся от общества.
Должности вождей становятся наследственными. Лица, их занимающие, стремятся закрепить наследственный характер власти путем передачи сыновьям знаний и опыта управления. Вожди и старейшины приобретают привилегии, связанные с их положением («львиная доля» добычи, дополнительный надел земли и т.д.). Это усиливает имущественное расслоение, еще более отдаляя управленческую верхушку от основной массы рядовых общинников.
Увеличение объема производства требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет пленных, захваченных во время конфликтов с соседними племенами. Появление излишков привело к тому, что пленных перестали убивать и использовали как рабов.
В условиях вражды племен, при необходимости организации обороны или нападения, у многих народов сформировался своеобразный общественный строй, получивший название «военная демократия». Все мужчины были воинами. Однако выделилась группа людей, переставших заниматься производительным трудом, основным занятием которых стало военное дело. Они получали большую часть добычи в случае успешного набега на соседние племена. Свои же соплеменники выдавали воинам вознаграждение в качестве оплаты за охрану территории племени. Эти изначально добровольные подношения трансформировались в обязательную выплату дани на содержание армии и аппарата управления.
Возникавшее в этих условиях государство законодательно закрепляло неравенство членов общества, отдавая власть экономически и политически господствующей верхушке. На протяжении всей истории своего существования государство не допускало к осуществлению власти другие политические силы. Только в XIX— XX вв., в период становления и развития демократии, у общества появилась возможность влиять на политические решения через участие в формировании государственно-властных структур. В современном мире в политическую сферу общества входят не толь - ко государственные, но и общественные организации, в том числе и политические партии, которые, так или иначе, участвуют в политической жизни страны.
\ Духовная сфера общества включает в себя отношения, возникающие в процессе создания, освоения и передачи духовных ценностей. Одной из составляющих духовной сферы является культура. В широком смысле культура понимается как совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на всем протяжении своего существования. В узком смысле культура — это совокупность знаний и ценностей, передаваемых последующим поколениям. Сюда входят литература, искусство, архитектура, наука, образование, религия, правила и нормы поведения, сложившиеся в обществе.
В результате деятельности людей и их объединений в духовной сфере создаются новые образцы культуры, появляются новые знания, передающиеся следующим поколениям и двигающие вперед общественный прогресс. Еще первобытные люди создавали наскальные рисунки. Затем человек стал украшать рисунками орудия труда и предметы быта. Тогда же появились первые религиозные верования — язычество, представлявшее собой обожествление сил природы.
Долгие столетия религия определяла отношение людей к окружающему миру. И только в Новое время на смену религиозному мировоззрению приходит научное. Научные знания обогатили духовный потенциал человечества, позволили объяснить многие явления природы и сделать открытия, продвинувшие вперед развитие общества.
Все сферы общественной жизни находятся в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии. Нередко в рамках происходящих в обществе явлений сочетаются элементы различных сфер. Например, уровень доходов определяет место человека в социальной иерархии, непосредственно влияет на формирование его политических взглядов и на возможность получения образования и приобщения к культурным ценностям. На определенных этапах исторического развития влияние той или иной сферы общественной жизни может усиливаться. Так, в период революций определяющей становится политическая сфера, а в период реформ — экономическая и социальная сферы. Но несмотря на преобладающее влияние какой-либо сферы общественной жизни в данный исторический момент, роль остальных сфер не умаляется. Они лишь временно отступают на второй план, сохраняя свою значимость для существования и развития общества.
Вопросы и задания
1. Что такое сфера общества? Какие сферы общества вы знаете?
2. Какие составляющие включает экономическая сфера общества? Как они возникли?
3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?
4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались со циальные отношений на протяжении истории?
5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?
6. Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?
7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?
8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?
9. В чем заключается взаимосвязь сфер общества? Могут ли они суще ствовать независимо друг от друга? Обоснуйте свой ответ.
10. Проведите исследование на тему «Я и сферы общества». Сделайте вывод о том, какая из сфер общества играет решающую роль в вашей жизни.
1.4. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
VДеятельность понимается как проявление активности человека в какой либо сфере его существования.А процессе деятельности происходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от животных человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связанные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т. д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех ее этапов. В связи с этим выделяют такую разновидность деятельности, как мыслительную. лСубъектом деятельности, т.е. тем, кто ее осуществляет, являются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект, в качестве которого могут выступать различные предметы как естественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. 'Так, из руды производят металл, из глины — посуду, из кирпичей — дом. Фермер обрабатывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культуры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.
Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители информации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человеческой деятельности.
Субъект, объект и орудие деятельности представляют в совокупности ее структуру. Деятельность не может быть полноценной без какого-либо элемента ее структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата «голыми руками» — необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.
Деятельность имеет целенаправленный характер. Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата.-'Цель — это мысленная модель будущего результата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель может быть сформулирована в устной или письменной форме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В то же время, цель должна быть реальной. Можно поставить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпадать с реальными условиями окружающего мира и возможностями самого человека. Несомненно, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Однако часто бывает, что одного желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средствами могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкретные действия человека на пути к поставленной цели. Причем средства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого достаточно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскаватор. Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.
Если в качестве средств выступают действия человека, то они не должны ущемлять интересы других людей. Допустим, человек поставил перед собой цель приобрести автомобиль. Он может выбрать два пути. Первый — купить автомобиль, второй — его украсть. В обоих случаях цель приобретения автомобиля будет достигнута. Но кража автомобиля нарушает права его законного владельца и, кроме того, является уголовным преступлением. Добиться служебного повышения можно упорным трудом, а можно путем устранения соперников с помощью интриг и клеветы. Но даже если интриги вам помогут и вы займете высокую должность, в глазах сослуживцев вы будете нечестным человеком, с которым не стоит иметь дела. Таким образом, действуя по принципу «цель оправдывает средства», субъект наносит вред окружающим и создает проблемы для себя.
Деятельность не представляет собой однородного процесса. Чтобы подготовить домашнее задание, ученик читает учебник, отвечает на вопросы к параграфу, выполняет задание в тетради и т.д. Таким образом, он совершает ряд последовательных действий, которые в конечном итоге приводят его к достижению поставленной цели — выполнению домашнего задания.
Одинаковые виды деятельности разные люди выполняют по- разному.АВнешние проявления деятельности называются поведением. В поведении отражается отношение человека к окружающим людямАОдин человек уважителен с людьми, другой — надменен. Кто-то ответственно относится к выполнению работы, а кто-то отлынивает. От чего же зависит поведение человека? Как определить, плохое оно или хорошее? Критерием оценки поведения служат правила, установленные в обществе. Если поведение не соответствует этим нормам, оно осуждается членами общества.
Важную роль в осуществлении деятельности играет ее мотивация, т.е. то, что побуждает человека действовать. Мотивом называют осознанное побуждение, которым руководствуется субъект при совершении того или иного действия. Побудительными причинами могут быть как материальные, так и нематериальные условия жизни человека. Ощущение недостатка в чем-либо, материальный и духовный дискомфорт активизируют деятельность человека. Мотивом в этом случае выступают /потребности — осознаваемая и переживаемая человеком зависимость от условий его существования. Появление ощущения неудовлетворенности вынуждает человека проявлять активность с целью вернуться в состояние равновесия, что и происходит после удовлетворения потребности.
Классификацию потребностей предложил американский психолог Абрахам Маслоу (1908—1970). Он расположил потребности в иерархическом порядке от низших к высшим. К низшим (или первичным, врожденным) Маслоу отнес физиологические потребности и потребности в безопасности, а к высшим (или вторичным, приобретенным) — социальные, престижные и духовные потребности.
Физиологические (витальные, т.е. связанные с сохранением человеческой жизни) потребности возникают у человека с рождения. Он нуждается в еде, сне, тепле. Потребность в воспроизводстве человека, рождении детей тоже относят к физиологическим, а точнее, к сексуальным потребностям.
Потребности в безопасности (экзистенциональные) выражаются в стремлении человека защитить свою жизнь и жизнь своих близких от каких-либо посягательств, избежать насилия, сохранить здоровье, быть уверенным в завтрашнем дне. Последнее касается не только физической безопасности, но и экономических основ существования — достойного уровня жизни, социальных гарантий и т.д.
i/Социальные потребности реализуются в процессе общения людей. Человек не может жить вне социума. Он взаимодействует с другими людьми дома, в школе, на работе и т.д. Он нуждается в любви, дружбе, заботе со стороны окружающих и сам готов отвечать им тем же.
V Престижные потребности выражаются в желании человека выделиться среди окружающих. Он стремится лучше учиться, получить престижную работу, продвинуться по служебной лестнице. В удовлетворении престижных потребностей большую роль играют самооценка человека, стремление к достижению успеха, сопоставление целей и реальных возможностей их достижения. Поэтому такие потребности называют еще эгоистическими.
АДуховные потребности связаны с творческой активностью человека, стремлением его к самореализации. Они многогранны и зависят от ряда факторов. Одни люди удовлетворяют свои духов - ные потребности путем просмотра телевизионных программ, другие ходят в кино, театры, музеи, третьи создают произведения литературы и искусства.
Первичные потребности уравнивают человека с животными. Потребности в пище, сне, безопасности часто проявляются у людей на уровне инстинктов. Но в отличие от животных первичные потребности человека социальны. Он может отдать последний кусок хлеба нуждающемуся, не сомкнуть глаз у постели больного. История знает немало случаев самопожертвования, когда люди шли на смерть ради жизни близких, свободы своего народа. Потребность в еде мы можем удовлетворить, проглотив бутерброд, а можем накрыть хорошо сервированный стол, зажечь свечи, включить приятную музыку.
Первичные потребности присуши в той или иной степени всем людям. Вторичные же проявляются не у всех. Кто-то любит шумные компании, всегда готов поддержать беседу, кто-то замкнут и общается только по необходимости в школе или на работе, потому что этого общения ему просто не избежать. Одни люди рвутся вперед, стремятся стать лидерами в компании, руководителями на работе. Другие, заняв определенное положение в обществе, останавливаются на достигнутом, оставив намерения продолжать карьеру.
Социологи доказали, что человека к действию побуждают только неудовлетворенные потребности. Если мы хотим есть, мы будем искать возможность удовлетворить чувство голода. Если мы захотим пообщаться с друзьями, мы встретимся с ними. Если мы хотим подняться по служебной лестнице, мы стремимся получить новые знания, перенять опыт, ответственно выполнять поручения начальника.
В то же время мы не можем приступить к удовлетворению престижных потребностей, если не удовлетворены социальные, а социальные не будут актуальны без удовлетворения первичных потребностей. Ведь голодный человек больше будет думать о поиске пиши, чем об общении и карьере. В этом в полной мере проявляется принцип иерархии потребностей.
Исключение из этого правила составляют в некоторых случаях духовные потребности. Испытывая недостаток в пище, тепле, общении, человек, тем не менее, тянется к прекрасному. Он читает книги, слушает музыку, следит за происходящими в стране и мире событиями. В истории встречается немало примеров, когда творческие личности, живя в бедности, создавали бессмертные произведения литературы и искусства. С другой стороны, среди материально обеспеченных людей встречаются такие, которые не заботятся о своем духовном развитии, тратя свои силы в погоне за карьерным успехом и деньгами. Таким образом, духовная сфера развивается независимо от материального благосостояния человека.
В удовлетворении потребностей, так же как и в процессе всей своей деятельности, человек ориентируется на систему ценностей и идеалов, принятых в обществе. Это могут быть представления о счастье и смысле жизни, понятия чести, долга, добра и справедливости (ценности межличностного общения), вопросы престижности материального и служебного положения, демократические права и свободы, ценности морального характера. Система ценностей формируется в обществе постепенно. Общество отбрасывает чуждые ему отношения и встает на защиту положительных явлений, превращая их в ценности и идеалы, закрепленные в разного рода нормах (правилах поведения) — моральных, этических, корпоративных, правовых и т.д.
Деятельность людей проявляется в различных сферах жизни общества. В связи с этим выделяют несколько видов деятельности. Прежде всего деятельность можно разделить на практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование окружающего мира. В зависимости от объекта воздействия практическую деятельность делят на материально-производственную, изменяющую природу, и социальную, влияющую на общество. Духовная деятельность связана с сознанием человека. Она состоит из познавательной деятельности, проявляющейся в осознании всех элементов окружающего мира, оценочной деятельности, в ходе которой определяются приоритеты, все явления рассматриваются с положительной или отрицательной стороны, и прогностической деятельности, связанной с рассмотрением возможных вариантов развития и планированием своих действий.