История человечества - это закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Эта поступательность исторического развития общества отражается в понятии общественного прогресса.
Понятие "прогресс" возникло давно. Существует ли общественный прогресс? Что такое общество и что такое прогресс вообще? Не идет ли история вспять? Эти и другие вопросы волновали мыслителей многих поколений. Материалисты древности говорили о том, что первые люди вели тяжелую жизнь в непрерывной борьбе со стихией и голодом и постепенно научились, благодаря опыту, получать пользу от общественной жизни. Одним словом, "потребности научили людей всему". По мнению Лукреция, "потребности, время и разум явились источниками и двигателями прогресса".
Платон и Аристотель, Вико и Руссо, Кондорсе и Гегель стремились понять ход человеческой истории, высказали немало смелых гипотез и гениальных догадок, которые выходят далеко за рамки условий своего времени.
Общественный прогресс - это направление развития человеческого общения, которое характеризуется необратимыми его изменениями во всех аспектах жизнедеятельности, в результате чего осуществляется переход от низшего к высшему, к более совершенному состоянию общества.
Стремление людей к прогрессу обусловлено природой материального производства и определенных им законов общественного развития. Строя свои отношения с природой, люди всегда стремятся укрепить свои позиции в этих отношениях, усовершенствовать орудия труда и производственные умения, приобрести больше знаний и тем самым более полно удовлетворять свои возрастающие потребности.
Критерии общественного прогресса. Определение основы общественного прогресса дает возможность научно решать вопрос о критерии общественного прогресса. Поскольку экономические отношения составляют фундамент всякой формы общественного устройства (общества) и в конечном итоге обусловливают все стороны общественной жизни, значит, общий критерий прогресса необходимо искать, прежде всего, в сфере материального производства. Развитие и изменение способов производства как единства производительных сил и производственных отношений позволили рассматривать всю историю общества как естественноисторический процесс и тем самым раскрыть закономерности общественного прогресса.
В чем заключается прогресс развития производительных сил? Прежде всего, в непрерывном видоизменении и совершенствовании технологии средств труда, что обеспечивает постоянный и неуклонный рост его производительности.
Вместе с прогрессом техники, совершенствованием технологии и организации производства происходит развитие науки как духовной потенции производства.
Ту же диалектику мы видим и в сфере духовной жизни, которая представляет собой отражение реальных общественных отношений. Определенные общественные отношения порождают определенные формы культуры, искусства, идеологии, которые нельзя произвольно заменить другими и оценивать по современным законам.
Прогрессивность развития общества определяется не только развитием способа производства, но и развитием самого человека, ибо сущность прогресса заключается в том, чтобы "...обеспечить всем членам общества путем общественного производства не только вполне достаточные и с каждым днем улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и духовных способностей...".
Способ производства и обусловленный им общественный строй составляют основу и критерий общественного прогресса. Этот критерий объективен, ибо опирается на реальный закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Он включает в себя: а) уровень развития производительных сил общества; б) тип производственных отношений, которые сложились на базе данных производительных сил; в) социальную структуру, определяющую политический строй общества; г) ступень и уровень развития свободы личности.
Ни один из этих признаков, взятых отдельно, не может быть безусловным критерием общественного прогресса. Только их единство, воплощенное в данной формации, может быть подобным критерием.
Рассматривая прогресс как объективный закон исторического развития, нельзя вместе с тем понимать его узко, как беспрерывное прямолинейное восхождение от низшего к высшему. Могут быть и зигзаги, скачки назад.
Единой детерминанты разных социальных изменений нет и быть не может, но общее для всех существует. Это разрешение социальных противоречий в их разных видах и формах. Благодаря чему развитие выступает как саморазвитие.
Человеческое общество есть живой социальный организм, который находится в постоянном развитии. И поэтому сама история человечества - это процесс постоянного изменения, развития формаций, отдельных элементов, сторон. Он закономерен и необратим.
Необратимость общественного прогресса - закономерность реального исторического процесса.
Другой закономерностью общественного прогресса является ускорение его темпов.
Социальный прогресс тесно связан с так называемыми глобальными проблемами. Под глобальными проблемами понимается комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом, так и его отдельные регионы или государства, и решение которых зависит от усилий всех или большинства государств нашей планеты. К ним принадлежат: I) предупреждение мировой термоядерной войны; 2) социальное развитие и экономический рост в мире; 3) ликвидация на Земле вопиющих проявлений социальной несправедливости - голода и нищеты, эпидемий, неграмотности, расизма и т.д.; 4) рациональное и комплексное использование природы (экологическая проблема).
Становление названных выше проблем именно как глобальных, которые имеют всемирный характер, связано с интернационализацией производства, всей общественной жизни.
Главное сегодня - проникнуться чувством ответственности за свою судьбу и судьбу грядущих поколений, трезво оценить эту ситуацию в которой оказалась цивилизация, понять неотложность решения названных проблем. Необходим психологический перелом, новый интеллектуальный прорыв политиков, ученых, конструкторов в деле налаживания международного сотрудничества в решении глобальных проблем.
Дальнейший всемирный прогресс возможен только через поиск общечеловеческого консенсуса.
ГЛАВА VIII