с№,2«£»“ ■yrfm
355 І— —~
Собираются в доме старшего и делают под-.,рЄ‘,нИКИХозяка дома приподнимает подол халата, а |V;lC|C огН*°- '1цие бросают в него горсти ячменя и проса.
таким образом зерно пересыпается в спе- ,,Г,,>аНИС;цек И Хранится в доме вплоть до будущего,1 с лавяне использовали аналогичный мешо-
и,< изготовления особой обрядовой куклы -
рХнюЮ часть мешочка обвязывали лоскутком
плат’
став*
;Г0М.•]3 яЗ»*—
ВЫ*оДпашни» — специально оставленные не сре- ^ х°зЯЙН0лько колосьев. Этим символизируется благо- >ми неСу°земли за полученный урожай.аРн°сТЬД> многодневных празднествв этот день, судя по
1.|jjyMHblN v [удоЖНо сказать, что это был личный празд-
не было.
вСемУ>нь коТорый давал каждому человеку повод заду- нцк СиЛЫ’ что все в Мире преходяще. Момент равновесия матьсЯ 0 т°^’ся лучшим для обретения гармонии, как с окру- оачал0^ нродой, так и с самим собой. Шаманы уходили ясаКЯ^ей Р и там учились мудрости у других форм жизни „горы и та ц и зверей. Осеннее равноденствие было вре-
, деревьев»
Спокойствия и умиротворения. Совершив меНем ти ’ю остановку, годовое колесо вновь трогалось
Подгоняя перелетных птиц в дорогу на юг.
В "месяц льда (22. 09-21.10) и день последнего
Айрана (1.10)
Второе полугодие начинается с месяцами. В переводе с кийского угун означает «месяц замерзающей воды». Он Тится с 22 сентября по 21 октября. Древнеславянские надання угуна — грязник, паздерник и листопадных. В первые дни угуна наступает краткосрочное потепление, именуемое
«„Овским или бабьем летом. 1 октября иногда колдо последнего айрана - Айран с, мечают пра №ТСЯ в юрте самого уважаемо,*,
Утром лкии уг подиошеиия «умирающей» При^'^ в „але и Яел часы начинают отставать от «*; V
степенно, дн месяца разнИцы в два часа. ,ЬЧ ^
v-yrfljj К KOHHJ
,„tra (22.»0 - 20- И>’ ,,очь М«Дведя МЄС!^мер«ь.хО.»)
и В ',„ПЙ месяп, длящийся с 22 октября по 20
СЛЄЯпо эвенкийски хугдарпи. Хугдарпи - это месяц6*., < звучит по- Славяне< живущие в более МЯГКОМ КЛИМ ' І
бо ко го СНЄ1 а. ником и груднем. В середине хуГДап'На- У
ЗЫВХТ3е^ктября на 1 ноября, празднуется прилив ТьЛ 6 І
Н°ЧЬ ес'к й знак праздника - одинокни Медведь. Пр^, темическии честь всех умерших предков И духов еул!г к
уСТраИиВни1 славян он нередко символизировался „р*** у ДР1ей линию-нить, по которой идет человек. Считало^ ДаЮГночь Медведя открывается брешь между СреДНи«; 1 нижним мирами, через которую люди и духи могут попаяв
надругуюсторон.д^^ия многих народов повествуЮт<
СТаРеТвых весь ГОД ждут этой ночи, чтобы обрести покой ДуШИ lul стране, дабы переход был более легким, живые взагрооно. и сти дары „ зажечь на могилах сигналь- должны оьи к ^ которых укажет нужное направление ные кострЬ'’ ибутами праздника были человеческие черепа Главными ар у ПОВ вставлялась горящая лучина. Ее
И К0СТИ’ ^матоивалось как искра Великого Духа, символ пламя рассм 1 дения Лица жрецов, шаманов и всехсо-
вечности И В03Р священнодействия обязательно закры-
бравшихся на ось Д1Я того, чтобы духи предков не
вали маски,
---------------------- известна как хэлловин Вместо черепов испопь-
27 СЄГсГ=с проделанными отверстиями в виде глаз и носа.
,/• ( и°чь я общения с потусторонними силами, пред-
0 <>и»анИЙ-
(21Л1-2°.12) іесЯц )ы V занимает место в годовом цикле с 21 ноября V Сибирские кочевники эвенки в этот период to ДеКабрЯ поэтому время для них тянулось медленно, "и °сеДЛ°’ переводится - «самый длинный месяц». Сла- таК ИзИЛи в названии этого отрезка годового колеса Р„*'оГра1яЛИ его студень. Последний день хэгдыха-
^. и назв“;‘ —----------------------- v
^ррзЫ и хоДИтся на окончание третьей четверти года и
И
3«мНЄЄ ^Шамана (21. 12, 22. 12)
ЮГО UJa‘ — '
небес» зимнег0 солнцестояния соотносится с тотеми- ПразДНИ м Тигра и отмечается 21 декабря. Через каждые цеским знанеМу прибавляется еще один, високосный, день -
табл. 4). День (дни) Тигра является одним 22 дека Р аЖНЫХ в родовом цикле, потому что на это время и3самы оЖдение Первого Небесного Шамана и обрядо- прих°Ди^а в честь уВорца Вселенной - Великого Духа. Это ВЬІЄ ДЄ лит в самую суровую с энергетической точки зрения пр0ИСХоГда Силы Воды и Льда побеждают Силу Огня.
П°*Y* асы называют этот отрезок времени Мылтых, указы- на необходимость оберегаться от негативных сил При- ВЗЯ 21 декабря называют зимним солнцеворотом, потому ^после этой даты дневные часы начинают прибывать. Ша- гли.говорят, что в это время Солнце уезжает на Небесном
Олене в теплые страны, а дух стужи надевает медвежью шкуру и стучит в двери. Медведь, ушедший зимовать в берлогу на осеннее равноденствие, поворачивается на другой бок,
-минает накапливать илодоносиукл |UM равноденствие оживит семя. В Че!>..
• на вее*1* Р костры. Макушки деревьев ‘С‘ ^ись Дались символом Полярной *иозеленЫ.^ись изображения духов Приро!Гтвях р»^'1 ^читалось, что с дымом костров ^
1. приношени^у и ми„овав дыру за Поляр„ой £ V
..„чаЮТС* п ________
ники Неясно- Ha зимнее солнцестояние весел,;
духи мрака и*°и будуШее, играли на музыкапь 11 пели, пРеДСКи заклинали потусторонние силы. струМентах п _ 20 (21) 01)
Месян плеча к солнцевор0та наступает «месяц Плеча)>
После зимиег ^ с 22 (23) декабря по 20
мНрэ. он эани;азывают мирэ «плечом», потому что в зт0
варя. ЭвеНК” поднимается над горизонтом на уровень Чело°. время Солнце ПОД неславянских календарях мирз зНа
веческого Рос™' и яютовей. Это самый холодный мес,ц чится как »Р°си ' Ике сопровождается темнотой полЯрНой года, который в^ыМИ вСПЫшками северного сияния.
„очи и разноив ^ _ 19 (20). 02),
Месяи и*ага ( ЧИСТОго чума (1. 02,2. 02) ночь Быка И д ^ (20) февраля продолжается месяц с 21 (22) января п ^енкИЙСКОГО гиравун означает «месяц гиравун. В пеРеВ<^Гмя когда Природа делает еле заметный шага», то есть®Р ’кИе названия говорят об обильном шаг к весне. слав" позе _ снежень, сечень, вьюговей. В снежном покрове И P я(в високосный год-с 1 на2
февраля) отвечается последний праздник годового цикла,х,
І
„гериз уЮШИИСЯ первым ДВИЖСНИСМ f •
С,ит отражение как „ Древнеэвенкий^ Э"> собыги
і так и «е/це одном Лрсн„сс;,аВя,(СК( "“*! "а «*нии Ме 1 Термическим знаком праздника явл» ~ *'0^-
сВ1,„м напором не лает погасну* и ^ Ьык, Кого
11гарях предков обязательно зажигали с,и' В **»<>'». на Этот праздник можно „азвать *” "Подносили Шения». Очищение распр(,странял0С) НОЧьн>очи-
энергетическую систему человека. Возжиг- Ж/,С исс'°. на слета полынь, в дыму которой,„аМаны и Ц 1ась,а"асенная укрепляющие организм ритуалы. д0 СИч „ ахари "Радили вере февральский праздник называете» и "* Край"с «Се- „ентральном месте устанавливаю, „со/ '* ''*"»■ Па „ходит шаман и начинает камлание спп„ '"агср-» него сгвИЯ ритуальными песнями и уларами ^*дая «о„ Лей.
мет у духов-хозяев Природы благо,,о! °" с"Ра"<и-