Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Жизнь (человека, как) духовного существа, - писал Чаадаев




Брускова Полина

Сочинение

По обществознанию

На тему

“Развитие обществознания в России ”

Ноября 2002

Запандничество

Западничество - мировоззрение образованной части российского общества, сформировавшееся в 1830-1840-х. В основе его лежали: осознание духовного и исторического единства России и Западной Европы; признание прогресса человеческой цивилизации как необратимого движения к лучшему; вера в разум, способный познавать и использовать законы природы и общества; признание того, что общественное устройство может и должно быть усовершенствовано в интересах личности. Для некоторых западников характерно критическое отношение к христианской религии. Западники заложили основы как русского либерализма, так и радикализма.

 

Либерализм- течение общественно-полит. мысли, для которо-

го характерна ориентация на ценности свободы

личности, правового и полит.равенства, частной

собственности.

Радикализм- образ мыслей в вопросах полит.жизни, который

не мирится с компромиссами, противополож-

ными оппортунизму.

 

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) - российский мыслитель и публицист. Участвовал в Отечественной войне 1812 г., в 1821 г. принят в Северное общество декабристов, в 1823-26 г.г. за границей. Философско-исторические взгляды сложились под влиянием идей католического провиденпровиденциализма и социального христианства. В главном сочинении - "Философических письмах" (написаны в 1829-31 г.г.) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии.

Чаадаев всегда привлекал внимание историков русской мысли.

Чаадаев является ярко выраженным религиозным философом,

Поэтому войти в систему Чаадаева можно, поставив в центре

Всего его религиозную установку. Не смотря на

Религиозность, Чаадаев не является богословом, он сам

говорит: ” Я, благодарение Богу, не богослов и не законник, а

просто философ “.

У Чаадаева была натура страстная и сосредоточенная нату-

Ра, искавшая деятельности, - но не внешней, не мелочной, не

Случайной а всецело и до конца воодушевленной христианст-

Вом. Если один из величайших мистиков христианского Восто-

ка (Св. Исаак Сириан) глубоко чувствовал "пламень вещей",

то к Чаадаеву можно применить эти замечательные слова так:

он глубоко чувсввовал "пламень истории", ее священное тече-

ние, её мистическую сферу.

 

 

В теургическом восприятии и понимании истории – все своеобразие и особенность Чаадаева. По теургической Божия, понятого не в отрыве от земной жизни, а в историческом воплощении, как установке, Царство Божие строится при живом участии людей. Основная богос-Царства Церковь. Действие христианства в истории во многом остается таинственным, по мысли Чаадаева, ибо действующая сила христианства заключена в "таинственном его единстве" (т.е. в Церкви).

Исходя из теургической основы своей концепции, Чаадаев решительно защищает свободу человека, ответственности его за историю (хотя исторический процесс таинственно и движется Промыслом), и поэтому решительно выражает против "суеверной идеи повседневного вмешательства Бога". Чем сильнее чувствует Чаадаев религиозный смысл истории, тем настойчивее утверждает ответственность и свободу человека. Но здесь его философские построения опираются на его антропологию.

Жизнь (человека, как) духовного существа, - писал Чаадаев

в одном из своих "Философических писем", - обнимает собой два мира, из которых один только нам ведом". Одной стороной человек принадлежит природе, но другой возвышается над ней, - но от "животного" начала к "разумному не может быть эволюции".

Высшее начало в человеке, прежде всего, формируется благодаря социальной среде. Человек глубочайше связан с обществом бесчисленными нитями, живет одной жизнью с ним. Без слияния и общения с другими людьми мы были бы с детства лишены разумности и не отличались бы от животных. Из этого признания существенной и глубокой социальности человека Чаадаев делает чрезвычайные, но важные выводы. Прежде всего, "происхождение" человеческого разума не может быть понято иначе, как только в признании, что социальное общение уже заключает в себе духовное начало, иначе говоря, не коллективность сама по себе созидает разум в новых человеческих существах, но свет разумности хранится и передается через социальную среду. С одной стороны, индивидуальное эмпирическое сознание, а, с другой, то, что реально входит в человека от общения с людьми, в существе своем исходит от того что выше людей - от Бога. Из этой двойной зависимости человека (от социальной среды, от Бога) происходит не только пробуждение разума в человеке, но здесь же находятся и корни его морального сознания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 315 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2684 - | 2246 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.