Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Движение как способ существования материи




Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а также изменения состояния объектов, которые происходят в процессе этих взаимодействий. Движение протекает в разнообразных, качественно особых формах. Все вещи окружающего мира находятся в постоянном движении и изменении. Оно составляют условие возникновения и развития всех вещей, предметов, явлений. В понятие движение включается любое изменение в явлениях, взаимоотношениях, связывающих предметы и явления.

Движение категория, отображающая изменения в природе и обществе. Движение понимается как способ существования материи, объединяет все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная с простого перемещения во вселенной и кончая мышлением. Движение материи – абсолютно, а её покой – относителен.

Например, все знают, что внутри предметов происходит «пляска» электронов и элементарных частиц, но при этом внешний вид предмета остаётся неизменным. Мы воспринимаем их как находящиеся в покое. Покой это состояние движения, которое не нарушает качественной специфики предмета.

Непрерывность пространства и времени обуславливают движение материи. При этом следует понимать, что в философии движение понимается как изменение вещей и процессов.

Абсолютно неподвижных, предметов и явлений не существует, так как они всегда находятся в движении, поэтому движение определяется как способ существования материи. Характерной особенностью движения является наличие противоречия, которое служит внутренним источником самодвижения материи.

(Например, едущая машина перемещается в пространстве и книга на полке также изредка перемещается).

На первом этапе философских знаний представление о движении рассматривалось как чисто внешнее свойство материи - результат действий внешней силы. Сведение движения к чисто внешней силе приводит к отказу от объяснения источника происхождения этой силы или к признанию божественного первотолчка.

Так, например, Ньютон пытался чисто механически объяснить первопричину движения планет Солнечной системы.

Мыслителей всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии материальных форм. Философы античности высказывали предположение, что это многообразие есть результат активности материи. Активность материи они связывали:

n с тем, что материя сотворена Богом, который и наделил её активностью;

n материя вечна, бог принёс в неё активность из вне. Аристотель учил, - материя приводится в движение первопричиной, которая движет, оставаясь неподвижной. Наличие первотолчка как первопричины движения материи признавал и И.Ньютон;

n материя вечна, и она активна по своей сущности. На такой позиции стояли материалисты. Цицерон писал, - когда философы не знают причин явлений, они немедленно призывают на помощь Божество.

Аристотель вводит понятие «сущность» - внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм бытия, которая отражает отношение между вещами. Каждый предмет каждая единичная вещь состоит из двух начал материи и формы. В основе мироздания находится пассивный субстрат «первая материя». Аристотель делит сущности на низшие и высшие. Низшие состоят из материи и формы. Материя это первичный материал, потенция вещей, которую в актуальное состояние превращает форма. Форма по Аристотелю - активное начало жизни и деятельности. Высшие сущности Аристотель называл чистыми формами, т.е. идеальными сущностями, такой сущностью он считал лишённую материи форму - Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего Космоса. Связывая движение с энергией, Аристотель вводит понятие энтелехии, под которым понимается результат, цель движения, завершение процесса. Понятие энтелехии носит в движении теологический характер (гр. thoeos - бог, logos - учение, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная на формах идеалистического умозрения), который указывает на то, что движение вечно, а значит и существует первый двигатель.

Многие мыслители отождествляли активность материи с её одушевлённостью: стоики считали, материя есть особая тонкая телесная душа, платоники объясняли активность материи её не телесной, духовной души, гилозоисты (гр. hylё - материя, zoё - жизнь) в ХVIII веке утверждали, что частицы материи наделены жизнью и мыслью.

Материалистическая философия не признаёт наличие души в материи и объясняют её активность взаимодействием вещества и полей (магнитных, электрических, гравитационных). Английский философ Д.Толанд (1670-1722 г.г.) писал: - «движение - существенная активность материи. Материя без движения - это нечто, лишённое всякой формы, цвета, чувственных качеств, отношений». Толанд подверг учение Б.Спинозы (1632-1677 г.г.) о субстанции и концепцию Ньютона об абсолютном пространстве критике, выдвинув положение о неразрывной связи пространства и времени с движущейся материей. В обыденном сознании движение понимается как пространственное перемещение тел. В философии такое движение называется механическим и относится к самому простому виду, но существуют и другие формы движения.

Движение обладает свойствами:

А. Движению свойственна объективность, независимость его существования от сознания человека – бесконечность взаимопревращений материи;

Б. Движению свойственна всеобщность, что означает все явления в мире подвержены движению;

В. Движению свойственны несотворимость и неуничтожимость;

Г. Движению свойственна абсолютность.

Диалектический материализм рассматривает движение как проявление внутренней активности материи, как её самодвижение. Активность материи отстаивали представители домарксовского материализма (Б.Спиноза 1632-1677 г.г., П.Гольбах 1723-1789 г.г., Дж.Толанд). Б.Спиноза вводи понятие субстанция, которая представлена протяжённостью и мышлением. В центре внимания П.Гольбаха стоит человек как часть природы. Природа существует сама по себе, поэтому материя это строительный материал природы – вечна и обладает движением как своим необходимым свойством.

Признавая всеобщий характер движения философский материализм не отвергает существования в мире устойчивости, покоя. Это означает, что абсолютная природа движения реализуется в определённых, исторически зависимых от конкретных условий, переходящих в относительные виды. Поэтому можно сказать, что покой как бы движение в равновесии. Форма движения имеет определённые области распространения и свои определённые законы. Это даёт возможность построения разных квалификаций форм движения материи.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения материи, которые между собой связаны. Взаимосвязанность форм движения материи лежит в основе развития Вселенной. Так доказано, что в особенностях взаимодействия элементарных частиц заложена возможность появления человека. Элементарное взаимодействие имеет постоянную величину 1/137, благодаря такому значению образуются атомы, молекулы, и в итоге – человек. Современная космология утверждает, что человек и общество есть структурная организация материи и движения, которая обусловлена взаимодействиями в масштабе Метагалактики. Поэтому социальная форма движения есть космическое явление.

Движение материи существует в разнообразных формах, раскрытие взаимоотношения между которыми имеет важное значение. С одной стороны, для понимания качественных различий между формами организации материи, с другой - для материального единства мира. Движение - это вечный процесс обновления, это неотъемлемое, коренное свойство материи, способ её существования. Расположив основные формы движения материи в порядке усложнения, мы получим такую последовательность:

n механическая - перемещение материальных тел и частиц в пространстве;

n физическая - тепловые, электрические, внутриядерные движения;

n химическая - соединение и разъединение молекул;

n биологическая - жизнедеятельность и развитие организмов;

n социальная - процессы общественного развития.

Эта классификация служит основой конкретизации и углубления современной научной картины мира, знаний о формах движения материи. Поэтому современная классификация форм движения материи включает:

· пространственное перемещение;

· электромагнитное движение;

· гравитационная форма движения;

· сильное (ядерное) взаимодействие;

· слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона);

· химическая форма движения (взаимодействие молекул и атомов);

· геологическая форма движения материи (изменения в геосистемах);

· биологическая форма движения (обмен веществ);

· социальная форма движения (процессы происходящие в обществе).

Очевидно, что развитие науки и дальше будет вносить коррективы в эту классификацию. Прежде всего не утратит своего значения принцип развития применительно к анализу форм движения материи. Он позволяет систематизировать процесс эволюции материальных систем от простого к сложному, от низшего к высшему, от процессов механического перемещения до процессов, происходящих в человеческом обществе.

Так, например, в рамках физической формы движения различают движение элементарных частиц, внутриатомные и ядерные процессы, молекулярные или тепловые; в химической форме движения выделяют: неорганические реакции, реакции приводящие к образованию органических веществ; в качестве особой формы движения указываются геологические процессы.

В истории науки предпринимались попытки свести высшие формы движения материи к низшим: физическую и химическую форму к механической, социальную к биологической (социальный дарвинизм). Такие попытки получили название механицизма (односторонний метод познания, основанный на признании механической формы движения материи. Отдельные черты механицизма встречаются в античном атомизма и средневековом номинализме - отождествление истинного бытия с единичными предметами).

Философское понятие движения обозначает изменения состояния объектов, которые происходят в процессе их взаимодействий. Движение - это изменение вообще. Изменение, представляющее собой развёртывание возможностей, скрытых в предшествующих качественных состояниях, появление новых качественных состояний, называется развитием (характеристика процессов, основу которых составляет время).

Например, в желуде скрыта возможность стать дубом.

В процессе развития материи происходит переход от низших к более высоким формам организации движения. Формы движения переходят друг в друга, но никогда не сменяются покоем. Покой - это движение, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма. Специфика форма движения определяется характером взаимодействия тех материальных объектов, которые являются носителями движения. Взаимосвязь различных форм движения и качественной специфичности каждой из них образуют противоречивое единство противоположных характеристик движения материи.

Например, внутри предметов происходит пляска элементарных частиц, но при этом не меняется его внешний вид и место расположения предмета.

Признав движение материи единственным источником бесконечного многообразия природных вещей и явлений, материализм показал, что когда ставится вопрос о происхождении человека и его сознания необходимо уяснить все формы движения материи. Принципы классификации форм движения материи позволяет отнестись к редукционному механицизму, сущность которого заключается в сведении закономерностей высших форм движения к закономерностям низших форм: социальных к биологическим, биологических к физико-химическим и т п.

В современных исследованиях по синергетике изучаются физические, химические, биологические системы, для которых характерны противоречия. Переход от одной структурной организации материи к другой характеризует процесс усложнения форм организации материи и движения, при этом происходит спонтанная самоорганизация материальных систем.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 892 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.