Сложные и многообразные взаимоотношения общества и природы, их гармония волнуют сегодня всех живущих на нашей планете. Во второй половине XX яетия человечество осознает, что вследствие прогрессирующей мощи человеческого влияния на окружающую среду уменьшается продуктивность биосферы, истощаются природные ресурсы, исчезают природные ландшафты, загрязняется окружающая среда. Механизмы адаптации естественных систем и самого человека к быстрым антропогенным изменениям обусловленным изменениям природной среды не успевают восстанавливать естественные экологические связи, что может стать причиной исчезновения всего живого на Земле, в том числе и человека как биологического вида.
К сожалению, осознание экологических проблем еще не обеспечивает их ре-шения, хотя дает толчок многочисленным исследованиям системы "природа - чело-век - общество". На их основе идет активное становление экологической культуры, культуры взаимодействия общества и природы, обеспечивающей гармонизацию этих взаимоотношений. Сегодня экологическая культура включает в себя самые различ-ные подходы к решению экологических проблем. Но практически все они в той или иной степени говорят о связи последних с процессом формирования экологической культуры широких слоев населения. Сейчас уже можно говорить о достаточной раз-работанности теории и практики экологического воспитания.
В то же время существующие подходы формирования экологической культуры характеризуются целым рядом недочетов. К таковым относятся:
•первое: при организации и разработке программ абсолютизируется понятие «экология». Экологические знания рассматриваются как особая методологическая система, особый стиль мышления, своеобразное "экологическое сознание". От имени экологии изобретают образцы поведения, моральные нормы, регулирующие взаи-модействия человека и природы. Экологические знания позволяют ориентироваться в экологической ситуации, анализировать ее, видеть пути развития и выхода из экологических кризисных ситуаций, но не могут стать примером, образцом поведе-ния человека в силу оторванности от возможного альтернативного поведения, ис-ключая лишь полный запрет природопользования;
•второе: все предлагаемые программы ориентируются на уже происшедшее, на прошлый опыт. Каждый шаг развития человеческого общества открывает новые возможности вмешательства человека в природные процессы, что может привести к возникновению новых, необычных, стихийных природных процессов и явиться при-чиной возникновения новых кризисов. Это выявляет ограниченность уже существую-щих программ решения экологических проблем, которые по своим масштабам и сложности выходят за обычные рамки. Новые экологические явления требуют поис-ка новой программы выхода из сложившейся ситуации;
•третье: большое внимание в анализируемых программах уделяется разра-ботке и реализации законодательных актов в отношении к лицам, нарушающим зко-логические нормы природопользования. Но действенность любых мер в конечном счете определяется поведением людей, их отношением к природе. И пока регулиро-вание государством состояния окружающей природы является принудительным, оно не может решить экологические проблемы, а порой приводит к сознательному на-рушению существующего законодательства;
• четвертое: ни у одной программы нет единого системообразующего фактора, объединяющего все виды деятельности в области совершенствования программ ре-шения экологических проблем, т.е. меры, предлагаемые в программах, носят не ком-плексный, а фрагментарный характер. В систему обучения предлагается вводить но-вые курсы, призванные интегрировать экологические знания, вводить отдельные темы в уже изучаемые дисциплины (в курсы биологии, химии, физики и др.), использовать публикации в печати материала об очередных экологических катаклизмах, о мерах конкретного решения, но и они все носят лишь фрагментарный характер;
• пятое: все программы носят в определенной степени авторитарный хар;ж тер. Иными словами, способы выхода из сложных экологических ситуаций сообщ;| ются в четко сформулированной конкретной, не допускающей иных подходов фор ме. Отсутствие выбора формирует у человека сознание личного бессилия в реию нии конкретных экологических проблем, у него не возникает чувства личиой причпс тности к возникновению экологических проблем, и, следовательно, он не видит воз- можности лично влиять на их решение;
• шестое: учебно-воспитательный пррцесс формирования экологической куш. туры является механизмом, направленным на развитие рациональной сферы личности, подчас в ущерб ее чувственности. А ведь именно чувственность лежит в основе ориентации человека в окружающей среде. В данном смысле она выступает одним из необходимых компонентов предметно-практической деятельности, познания действительности и самопознания человека. Разрыв между рациональным н чувственным в человеке приводит к отчужденному способу восприятия мира природы и самого себя. Это является причиной неадекватного восприятия сущности при роды и универсальности общественной культуры, что затрудняет формировамии экологической культуры личности, обеспечивающей экологически оправданное т> ведение человека.
На основе анализа существующих недочетов и имеющегося положительног с> опыта решения задач формирования экологической культуры нами предприня!,! попытка разработать новую программу.
Мы исходим из того, что системообразующим фактором в развитии совремеп ной экологической ситуации рассматривается человек как субъект, организующий и регулирующий взаимодействие общества и природы. В этом случае возможно на йти причину возникающих экологических проблем и, следовательно, возможноси, их не допускать.
Отсюда вытекает цель разрабатываемой программы, которая заключается и формировании высокого уровня экологической культуры широких слоев населения
При этом экологическая культура является основой, определяющей стратегию и тактику человека при его взаимодействии с окружающей средой. Именно культура определяет уровень развития человека, живущего в исторически определенном об-ществе и действующего в определенной сфере общественной жизни. Культура - это мера его очеловечивания. Она характеризует процесс взаимодействия человека и окружающей его среды с позиций соизмерения своих действий с последствиями для других людей. История человеческой культуры предстаёт как поиск человечес-кой меры природного и природной меры человеческого в направлении к универ-сальной мере, представляющей их ограниченность. Иными словами, собственно куль-тура предстает как «человеческое отношение человека к природе», она предпо-лагает обретение человеческой меры социального, которая обеспечивает жизнь в целом, не исключая ни индивидуальной свободы, ни личной ответственности чело-века.
Культура является сферой существования человека, осознанное изменение которой в соответствии с современной экологической проблемой создает качес-твенный перелом во взаимодействии общества и природы, его перестройки в соот-ветствии с законами самоорганизации биосферы.
Для соизмерения своих действий по отношению к природе с последствиями их для других людей индивид должен вносить в использование природной среды чело-веческую меру. Эта мера не дана заранее, её приходится постигать на путях созна-тельного культурного общества, что исключает стихийность в деятельности.
Поиск данной меры обусловливает процесс экологизации научного знания, ко-торый характеризуется тремя уровнями: частно-научным, уровнем глобальной эко-логии, уровнем общей теории отношений общества и природы.
Уровень общей теории отношений общества и природы предполагает ком-
гшексную экологизацию всех видов деятельности человека, ориентации его отноше-ний на формирование чувства ответственности за происходящее вокруг.
В этом случае комплексность экологизации обеспечивается ориентацией всех видов деятельности на единство следующих экологических идей:
•развитие и целостность природы в биосфере;
•взаимосвязь истории общества и природы;
•закономерности изменения природы в процессе труда;
•взаимообусловленность среды и здоровья человека;
•природа как фактор нравственно-эстетического развития личности;
•оптимизация взаимодействия в системе «природа - общество - человек», рациональное использование природных ресурсов;