Главное различие между ними следующее. Территория унитарного государства, как правило, непосредственно делится на политико-административные и (или) административно-территориальные единицы, а территория федерации — на территории государственноподобных образований — субъекты федерации, последние, в свою очередь, — на местные территориальные единицы. Отсюда вытекает еще несколько отличий унитарного от федеративного государства.
1. В унитарных государствах действует единственная конституция — конституция общенационального характера. В федеративных государствах, наряду с федеральной конституцией, собственные основные законы имеют субъекты федерации.
2. Унитарные государства, как правило, характеризуются единой правовой системой и системой законодательства, а в федеративных существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации действуют свои законы.
3. В унитарных государствах органы государственной власти включают в себя только общенациональные парламент, правительство, главу государства, суды. В федеративных — каждый субъект федерации обладает системой органов государственной власти, аналогичной системе федеральных органов.
4. В унитарных государствах существует только общенациональное гражданство, в то время как в федеративных, наряду с федеральным гражданством, имеется, как правило, гражданство субъектов федерации.
ВОПРОС 44
Унитаризм — это форма территориального устройства, означающая, что территория государства, являющегося ее носителем (унитарного государства), состоит из административных, муниципальных или (и) автономных территориальных образований либо вообще не подразделяется на территориальные единицы. В большинстве случаев унитарные государства состоят из муниципальных образований, т.е. политико-административных единиц, в которых осуществляется местное самоуправление. Но есть исключения. Например, Польша и Болгария непосредственно включают административные единицы (воеводства и области соответственно). Наконец, некоторые малые государства не имеют в своем составе территориальных единиц (Бахрейн, Мальта и др.).
В зависимости от степени самостоятельности территориальных единиц, составляющих то или иное унитарное государство, среди них различают децентрализованные, относительно централизованные и централизованные. В децентрализованных унитарных государствах все территориальные единицы — от общинного до областного уровня — являются самоуправляемыми, т.е. такие государства состоят только из политико-административных (Франция, Япония) или автономных (Италия) единиц. Относительно централизованные государства предполагают наличие местного самоуправления на общинном, и иногда на районном уровне.(Болгария, Польша). Наконец, централизованные государства отрицают местное самоуправление вообще. Выборных органов на местах в них либо совсем нет (большинство государств тропической Африки), либо они действуют чисто формально, так как ни конституция, ни закон не содержат никаких гарантий их независимости от центра (социалистические страны).
Таким образом, юридически и (или) фактически централизованные государства включают лишь административно-территориальные единицы. Централизованных государств сегодня в мире существует немного.
Политико-административное и (или) административно-территориальное устройство государства базируется на его политико-административном (административно-территориальном) делении. Такое деление, как правило, включает несколько звеньев. Количество ступеней политико-административного (административно-территориального) деления может быть различным, что во многом зависит от размеров территории, численности населения, особенностей географического положения страны. В большинстве стран политико-административное деление включает два или три звена, в большинстве земель ФРГ — округа, районы, коммуны и т.д.
При этом местные территориальные единицы могут быть как единицами общего типа (в рамках которых осуществляется управление большинством общественных отношений), так и специальными (созданными для управления отдельными вопросами: школьным делом, юстицией и т.п.). Границы последних, как правило, не совпадают с границами местных территориальных единиц общего типа. Примерами местных единиц специального типа являются судебные, школьные, полицейские, больничные округа, существующие в ряде стран и являющиеся чисто административными (США).
ВОПРОС 45
Местное самоуправление осуществляется в политико-административных единицах. Оно предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции, охватывающей вопросы местного значения; гарантированной конституцией и законом самостоятельности от государственной власти в пределах этой компетенции; наличие органов, избираемых населением соответствующей муниципальной единицы. Местное самоуправление осуществляется самим населением непосредственно в форме референдума, иногда — в форме собраний и сходов жителей, а также через избираемые жителями коллегиальные и единоличные органы (советы, собрания, старосты, префекты) и через органы, формируемые выборными органами (комитеты, департаменты и т.п.).
Местное управление осуществляется чиновниками, назначаемыми центральным правительством или властями вышестоящей территориальной единицы. В разных странах они именуются по-разному (губернаторы, воеводы, управляющие и т.п.).
Итак, местное самоуправление — это деятельность самого населения местной территориальной единицы по управлению местными делами, а местное управление — это деятельность, осуществляемая в местной территориальной единице центральной властью или администрацией вышестоящей территориальной единицы по управлению вопросами местного значения.
В зависимости от степени использования институтов местного управления различают две разновидности муниципальных систем, т.е. моделей демократической организации власти на местах: англо-американскую и европейскую.
Англо-американская муниципальная система характеризуется тем, что на всех уровнях политико-административного деления общего характера имеется только местное самоуправление, т.е. местное управление отсутствует.
Европейская муниципальная система допускает использование в местных единицах как местного самоуправления, так и местного управления, которые могут сочетаться по-разному. При этом на органы местного управления возлагаются функции контроля над местным самоуправлением.
Существуют две основные формы контроля центра за местным самоуправлением. Это административная опека и административный надзор.
1. Административная опека предполагает, что решения органов местного самоуправления не могут вступить в силу без одобрения центральной власти — как правило, в лице чиновника, назначенного сверху, а также, что действующие правовые акты местного самоуправления могут быть отменены центральной властью по мотивам незаконности, а возможно, и нецелесообразности.
2. Административный надзор означает, что акты местного самоуправления могут быть оспорены центральной властью или властью более крупной территориальной единицы только в судебном порядке и только по мотивам их незаконности.
ВОПРОС 46
См методичку
Федерализм — это форма территориального устройства, при которой государство, являющееся ее носителем (федерация), состоит из государственноподобных образований (субъектов федерации). Существует целый ряд классификаций федераций.
В зависимости от юридических оснований образования различают договорные и конституционные федерации. Договорные федерации возникли как результат добровольного соглашения нескольких независимых государств об объединении в одно государство (США). Конституционные появились вследствие возрастания степени самостоятельности местных территориальных единиц высшего уровня и признания за ними в конституции статуса субъектов федерации (Бельгия) либо в результате захвата одного государства другим с сохранением за подчиненным государством определенной степени самостоятельности.
Конституционное регулирование проблем федерализма включает целый ряд аспектов:
· распределение компетенции между федерацией и ее субъектами;
· гарантии прав субъектов федерации и государственной целостности самой федерации, механизмы разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами.
ВОПРОС 47
Федеративное государство – государство, образованное путем объединения нескольких государств в союзное государство или выделения из состава единого государства нескольких государств, взаимодействующих на принципах союзного государства, в котором федеральная власть распространяется на всю тер-ию государства, а его части участвуют в формировании и осуществлении этой власти.
Состоит из ряда государственных образований – членов федерации (штаты в США и Индии, земли в Австрии и Германии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии, республики в РФ и т.д.), каждое из которых имеет свое административно-территориальное деление.
Обычно существует 2 уровня власти: федеральный и республиканский. Характерно наличие двухпалатного парламента (одна палата представляет субъекты федерации, другая – общенациональные интересы), двойной правовой системы, двойного гражданства.
Субъекты федерации могут иметь свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы, принимать собственные конституции. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
Субъекты обычно не имеют права на выход из состава федерации (сецессию).
По порядку создания разделяются на:
1)Договорные (возникают в результате заключения федеративного договора независимыми государствами). США, СССР, Канада, Швейцария.
2)Конституционные (возникают на основе конституции, в которой признается федеративное устройство государства). Германия.
По виду субъектов можно разделить на:
1) Национальные (Бельгия)
2) Территориальные (Германия, Австрия, ОАЭ, США, Австралия, Бразилия, Мексика)
3) Смешанные (Индия, Канада, РФ)
В настоящее время среди зарубежных стран существует 23 федеративных государства: 6 в Европе
С точки зрения структуры различают симметричные и асимметричные федерации. В первом случае в состав федерации входят только однопорядковые субъекты (например, земли в Австрии, Германии, эмираты в ОАЭ), несубъектов — федеральных территорий, владений и др. — в ее составе нет. Абсолютно симметричная федерация предполагает полное равенство субъектов, их одинаковый статус и полномочия. На деле таких федераций нет. В Германии земли представлены неодинаково в верхней палате, в ОАЭ эмираты имеют неодинаковое представительство в однопалатном консультативном Национальном собрании. В трети зарубежных федераций есть несубъекты — особые территориальные образования. Во всех зарубежных федерациях есть какие-то элементы асимметрии, если не юридические, то фактические (например, влияние каждого из двух субъектов — Сербии и Черногории — на федеральные дела в Югославии).
В зарубежной литературе различаются также интеграционные (центролизованные) и деволюционные (децентролизованные) федерации. В первых при сохранении особенностей составных частей высока степень централизации, во вторых преобладает тенденция все большего учета специфики различных субъектов федерации, в связи, с чем положение отдельных субъектов может быть не совсем одинаковым.
В науке и конституционной практике используются три различных подхода к структуре федерации: национально-территориальный, территориальный и комплексно-территориальный. В «чистом» виде ни один из них не применяется. Подавляющую часть территории федеративных государств занимают субъекты федерации (в некоторых федерациях, например, в Малайзии, ОАЭ, вся территория состоит только из субъектов). Их число неодинаково: от 2 в Танзании до 50 в США
Субъекты федерации часто имеют свои конституции. В отличие от автономии субъекты федераций сами принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных органов. Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи — эмиры). Эти парламенты могут быть и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов имеют двухпалатные парламенты, а часть — однопалатные). Парламенты издают местные законы. Штаты имеют свое правительство (его глава — губернатор, премьер-министр, главный министр), могут иметь собственную судебную систему, вплоть до верховных судов штатов, действующих параллельно с федеральными судами (например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у провинций собственной судебной системы нет. Субъекты федераций могут иметь свое гражданство. Иногда штаты имеют свои символы (герб, флаг, столицу), могут заключать между собой неполитические союзы (создание федеративных образований, иных, чем существующая федерация, им запрещено), а также соглашения экономического и культурного характера с субъектами федераций других государств (это делается главным образом между субъектами, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией).
Иногда субъекты федераций создают свои представительства в других государствах, но только с разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера.
Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента, которая считается специфическим органом выражения их интересов.
Несубъекты в федеративных, государствах. Наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят территориальные образования, не являющиеся субъектами федерации. Это федеральный округ — столица с прилегающими окрестностями (округ Колумбия со столицей Вашингтоном в США.), федеральные территории (например, остров Гуам в США), федеральные владения.
Составные части федераций, не являющиеся субъектами, своих конституций не имеют. В некоторых случаях они создают местные парламенты, которые в Индии, например, принимают даже местные законы, но эти законы требуют санкции назначаемого губернатора, да и сами парламенты действуют скорее как совещательные органы при нем. Владения целиком управляются федеральными органами, лишь в отдельных из них есть племенные советы. Несубъекты федерации за редкими исключениями не представлены в верхней, федеральной палате парламента (в Бразилии и Нигерии они посылают представителей в сенат, но меньшее число, чем штаты). В США несубъекты посылают одного делегата (резидент-комиссара и т.д.) в нижнюю палату парламента с правом совещательного голоса.
Проблема сецессии субъектов. Как отмечалось, в настоящее время конституционное право не признает права выхода субъектов из состава федерации, признается лишь право самоопределения внутри федерации. Единственным, хотя и своеобразным исключением, как отмечалось, является конституция Эфиопии 1994 г. Остальные конституции о таком праве умалчивают.
ВОПРОС 48