Рассмотрим некоторые основные этические ценности. Удовольствие. Среди положительных ценностей удовольствие и пользу считают наиболее очевидными. Эти ценности непосредственно отвечают интересам и потребностям человека в его жизни. Человек, который по природе стремится к удовольствию или пользе, кажется, проявляет себя совершенно по—земному. Удовольствие (или наслаждение) – это чувство и переживание, которое сопровождает удовлетворение потребностей или интереса человека.Роль удовольствий и страданий определяют с биологической точки зрения, тем, что они выполняют функцию адаптации: от удовольствия зависит активность человека, которая отвечает потребностям организма; отсутствие удовольствия, страдания тормозят действия человека, опасны для него. В этом смысле удовольствие, конечно, играет положительную роль, оно очень ценно. Состояние удовлетворенности же является идеальным для организма, и человеку необходимо делать все для достижения такого состояния. В этике такая концепция получила название гедонизма (от греч. hedone– «наслаждение»). В основе этого учения лежит представление о том, что устремление к удовольствию и отрицание страдания является главным смыслом человеческих поступков, основой для человеческого счастья. На языке нормативной этики главную идею этого умонастроения выражают так: «Наслаждение является целью человеческой жизни, добром является все, что доставляет наслаждение и ведет к нему». Большой вклад в исследование роли удовольствия в человеческой жизни внес Фрейд. Ученый сделал вывод о том, что «принцип удовольствия» является основным естественным регулятором психических процессов, душевной деятельности. Психика, согласно Фрейду, такова, что независимо от установок человека чувства удовольствия и неудовольствия являются определяющими. Наиболее яркими, а также и относительно доступными можно считать телесные удовольствия, сексуальные, и удовольствия, связанные с удовлетворением потребности в тепле, пище, отдыхе. Принцип удовольствия находится в противостоянии с общественными нормами приличия и выступает как основа личной независимости. Именно в удовольствии человек способен почувствовать себя самим собой, освободиться от внешних обстоятельств, обязательств, привычных привязанностей. Таким образом, наслаждения являются для человека проявлением индивидуальной воли. За наслаждением всегда находится желание, которое должно быть подавлено общественными установлениями. Стремление к удовольствиям оказывается реализуемым в отходе от ответственных отношений с другими людьми. Обыденное поведение, основанное на благоразумии и стяжании пользы, противоположно ориентации на удовольствие. Гедонисты различали психологический и нравственный аспекты, психологическую основу и этическое содержание. С морально—философской точки зрения, гедонизм является этикой наслаждения.
Этика неофрейдизма.
Неофрейдизм – современное направление в философии, социологи и психологии США, теоретической исходной базой которого является психоаналитическая теория австрийского психолога Зигмунда Фрейда. Фрейд оторвал человеческие действия, поступки и отношения, в том числе и нравственные, от материальных условий и причин, их порождающих, и дал психоаналитическое истолкование всех человеческих поступков как проявление бессознательных, прежде всего сексуальных влечений, как компромиссный результат борьбы между аморальной инстинктивностью и сверхстрогими велениями морали.
Следуя этой психоаналитической тенденции, представители неофрейдизма – Хорни, Салливен, Фромм и другие исходят из решающей роли среды в формировании нравственности. Поэтому центр тяжести в исследовании ими проблем нравственности переносится с внутрипсихических процессов на межличностные отношения. Однако эти отношения изображаются ими таким образом, что оказываются метафизически разорванными и противопоставленными друг другу природа и культура, среда и человеческая личность.
Мораль в их истолковании выступает как совокупность различного рода социальных установлений, посредством которых культура соответствующего общества обеспечивает относительно одинаковое поведение отдельных индивидуумов в интересах сохранения самой себя, в интересах поддержания стабильности существующей социальной системы. Сами же моральные нормы трактуются Хорни и Салливеном как проявления успешной адаптации к социальной среде, а всякое нарушение «социальной идентичности» - как патология. Причём, если Хорни признаёт в человеке известную возможность самодвижения, то Салливен без остатка растворяет индивида в межличностной среде.