Лекции.Орг


Поиск:




Подготовка к началу движения




В подготовке участвуют не только руки и корпус, но и создается общее настроение, необходимое для исполнения заданного дви­жения в темпе и характере музыкального сопровождения дан­ного танца. В подготовительном движении уже как бы должна быть заложена частица танца, заявка на танец.

Движение рук из подготовительного в какое-либо другое поло­жение происходит на 2 такта музыкального вступления (на про­игрыш). Педагог по своему усмотрению может увеличить его. Музыкальное вступление может выполняться медленно и быст­ро в зависимости от характера музыки и танца. Зафиксирован­ные положения рук к моменту начала движения или комбинации могут быть различными, но в любой позе должен чувствоваться характер исполняемого танца. Чаще всего руки из подготовитель­ного положения переходят в 1-е основное, то есть учащийся перед выполнением движения «подбоченивается». Руки также могут раскрываться из подготовительного в 3-е или 4-е основное или в какое-либо другое положение по усмотрению педагога. Мы при­водим пример подготовки к движению, наиболее часто встреча­ющийся в процессе учебы, а именно: из подготовительного поло­жения в 1-е основное. Остальные описаны в разделе «Переводы рук из одного основного положения в другое».

Рис.. Подготовка к началу движения у девушек Рис. 81. Подготовка к началу движения у парней

 

а) У девушек.

Первый такт — обе руки находятся в подготовительном по­ложении. Девушка не просто стоит на месте, она слушает музыку, вникая в ее настроение, или общается со стоящими рядом, поворачивая корпус и голову вправо или влево.

Второй такт

«Раз» — руки, сгибаясь в локтях, начинают подниматься по кор­пусу вверх. Локти направлены в стороны. «И» — движение рук продолжается.

«Два» — руки продолжают подниматься вдоль корпуса и прихо­дят в 1-е основное положение. «И» — пауза.

Такая подготовка чаще всего присуща медленному, плавному танцу.

Для танца быстрого характерна подготовка другого вида, более задорная.

Первый такт — обе руки находятся в подготовительном по­ложении. Девушка слушает музыку. Второй такт

«Раз» — руки слегка отводятся в стороны, кисти раскрыты, ла­дони направлены вперед. «И» — движение рук продолжается.

«Два» — руки сгибаются в локтях и резко круговым движением закрываются в 1-е основное положение. Кисти рук при этом сжимаются в кулачки. При выполнении кругового движения кис­ти рук не должны подниматься выше уровня локтя.

«И» — пауза.

б) У парней (рис.).

Первый такт — обе руки находятся в подготовительном по­ложении. Парень пританцовывает, стоя на месте, слегка при­поднимая пятки от пола в такт музыке, или общается со стоя­щими рядом.

Второй такт

«Раз» — обе руки из подготовительного положения поднимаются в стороны-вверх до уровня талии, кисти раскрыты, ладони на­правлены вперед.

«И» — движение рук продолжается.

«Два» - руки резко сгибаются в локтях и, закругляясь, круго­вым движением закрываются в 1-е основное положение. «И» — пауза.

В дальнейшем, говоря о подготовке к началу движения, как у девушек, так и у парней, мы будем подразумевать именно это движение рук из подготовительного положения в 1-е основное. В тех случаях, где подготовка к началу движения иная, это будет оговариваться особо.Исходное положение рук перед выполнением того или иного эле­мента дается после предполагаемой подготовки к началу дви­жения.

Поклоны

Обычай приветствовать поклоном знакомого или даже незнако­мого человека дошел до нас из глубокой древности. Этот краси­вый обычай и сейчас живет в наших селах. Раньше говорили «бить челом», то есть почтительно кланяться, благодарить, при­ветствовать. В Курской и Воронежской областях и поныне вме­сто «кланяться» или «здороваться» говорят иной раз «челомкатся». На Руси, где при подходе ко многим городам дороги подни­мались на холм или высокий гребень, существовал такой обычай: путники, пешие или конные, ехали ли они на телегах или в экипа­жах, бедные или богатые слезали с коней, выходили из экипажей и кланялись городу. Такие холмы назывались поклонными. Во мно­гих городах России и до наших дней остались эти названия — Поклонная гора.

Существует несколько видов поклонов.

а) Маленький поклон — корпус слегка наклоняется, делается кивок
головой.

б) Поясной поклон (наклон корпуса в пояс) —верхняя часть туловища от пояса наклоняется. Такой поклон был очень распространен как у женщин, так и у мужчин. На смотринах, свадьбе, желая показать, что у невесты хороший характер, говорили: «Она у нас покорная и поклонная». Если же невеста была упряма и строптива, ее заставляли кланяться по многу раз, приговаривая при этом: «Будь покорной да поклонной», то есть покладистой, хорошей женой. В боярских домах женский поклон в пояс во время церемонии встречи гостей назывался «малым обычаем».

в) Поклон ниже пояса — глубокий, низкий поклон до земли. Чаще всего это был мужской поклон, но это не значит, что голова касалась земли или пола. Чем ниже был поклон, тем больше проявлялось уважение, а порой и заискивание. Иногда при глубоком поклоне рука или шапка касались или почти касались земли. Такой поклон был особенно распространен в боярских домах, когда гости с уважением кланялись хозяйке дома, почти касаясь пола пальцами правой руки, и назывался он «большим обычаем».

Почти все бытовые поклоны перешли в танец. Здесь они были до­полнены и украшены движениями рук, усложнены и обогащены музыкальным сопровождением.

В танце значение поклона расширяется. Это уже не только при­ветствие, но и приглашение к танцу, и благодарность за танец — как со стороны парня, так и со стороны девушки. Урок также следует начинать традиционным русским поклоном-приветствием, а заканчивать его поклоном, имеющим уже другое значение, — благодарность педагогу и концертмейстеру. Поклон может выполняться на месте, без шагов (без подхода), и с шагами (с подходом).

Простой поясной на месте

Движение занимает 4 такта.

Исходное положение ног — 1-е свободное. Руки — в подготовитель­ном или 1-м основном положении.

Первый и второй такты — корпус от талии сгибается вниз

вперед плавно, без рывков. Третий и четвертый такты — корпус выпрямляется. Этот поклон исполняется одинаково парнями и девушками.

Простой — с продвижением (подходом вперед и отходом назад)

Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

Первый и второй такты — три шага вперед на каждую чет­верть, начиная с правой ноги, на вторую четверть второго такта левая нога приставляется к правой в 1-е свободное положение.

Третий и четвертый такты — поклон на месте.

Пятый и шестой такты — отход назад с правой ноги, три шага на каждую четверть, на вторую четверть шестого такта левая нога приставляется к правой. Руки за время шагов пере­водятся из 1-го основного положения через 2-е в 3-е основное положение. Кисти рук ни в коем случае не сближаются.

Седьмой и восьмой такты — поясной поклон на месте.

У девушек руки одновременно с наклоном корпуса вперед из 3-го положения опускаются в подготовительное, а при выпрямлении корпуса поднимаются вдоль корпуса и в конце восьмого такта при­ходят в 1-е основное положение («подбоченившись»). Одновремен­но с руками в конце восьмого такта левая нога слегка сгибается в колене, а правая отделяется от пола и на счет «два» мягко опу­скается на пол.

У парней в конце поклона руки одновременно с наклоном корпуса из 3-го основного переходят в 1-е основное положение, а в момент выпрямления корпуса, на счет «раз» — «и», поднимаясь, скрещи­ваются на уровне груди (не прикасаясь к корпусу), на счет «два» резко раскрываются в стороны с одновременным притопом правой ногой. В женском поклоне должна ощущаться задушевность, грациоз­ность, а в мужском чувствоваться сила, удаль.

Существуют и другие своеобразные поклоны. Вот, например, как может заканчиваться поклон девушки с подходом вперед и отходом назад, описанный выше.

В шестом такте на счет «два» правая рука с платком сгибается в локте, ладонь прижимается выше груди около левого плеча, левая рука при этом опускается вниз в подготовительное положение. В таком положении совершается поклон.

После выпрямления корпуса правая рука остается в том же поло­жении и лишь в восьмом такте на счет «два» — «и» плавно опу­скается по корпусу вниз в подготовительное положение. Бытуют в народе и другие своеобразные поклоны, сложные по исполнению, которые требуют большой пластичности рук, музы­кальности и танцевальности исполнителя. Встречаются они в хоро­водах (чаще в игровых) в центральных, северо-западных и запад­ных областях России.

Сложный праздничный (хороводный) (жен.) (рис. 82) Движение занимает 8 тактов.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготовитель­ном положении. Первый такт

«Раз» — «и» — шаг с правой ноги.

«Два» — «и» — шаг с левой ноги.

Второй такт

«Раз» — «и» — шаг с правой ноги.

«Два» — левая нога приставляется к правой.

«И» — обе руки, сгибаясь в локтях, поднимаются перед собой, по­ка ладони, повернутые к себе, не окажутся на уровне лица. Третий такт

«Раз» — корпус от талии начинает сгибаться вниз. Положение рук меняется.

«И» — правая рука от локтя начинает двигаться вправо. Положе­ние левой руки не меняется.

«Два» — корпус останавливается в положении поклона в пояс. Дви­жение правой руки продолжается. Левая начинает двигаться от локтя влево. Голова поворачивается влево; взгляд следует за движением кисти левой руки.

«И» — правая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигать­ся по направлению к голове; кисть при этом поворачивается ла­донью к полу. Движение левой руки продолжается.

Четвертый такт

«Раз» — правая рука, продолжая двигаться по направлению к го­лове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпендику­лярный к полу. Левая рука, поднимаясь от локтя вверх, начинает двигаться по направлению к голове; кисть при этом поворачи­вается ладонью к полу.

«И» — кисть правой руки, продолжая описывать кружок, опускает­ся вниз возле виска; кисть при этом поворачивается тыльной стороной к виску. Левая, продолжая двигаться по направлению к голове, описывает кистью небольшой кружок, как бы перпен­дикулярный к полу.

 

 

Рис. 82. Сложный праздничный (хороводный) (жен.)

 

 

«Два» — правая рука, совершив полный круг, вновь начинает дви­гаться от локтя вправо по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вытянуты и на­правлены вперед. Голова поворачивается вправо; взгляд следует за движением кисти правой руки. Кисть левой, продолжая описы­вать круг, опускается вниз возле виска; кисть при этом повора­чивается тыльной стороной к виску.

«И» — правая рука продолжает медленно двигаться вправо, как бы дожидаясь левую. Левая, совершив полный круг, вновь начи­нает двигаться от локтя влево по прямой линии параллельно полу; кисть повернута тыльной стороной к корпусу; пальцы вы­тянуты и направлены вперед. Голова возвращается в исходное положение; взгляд опущен вниз.

Пятый такт

«Раз»«и» — одновременно с шагом левой ноги назад корпус начинает выпрямляться. Руки от локтя опускаются вниз с вытя­нутыми и направленными в пол пальцами и начинают двигаться навстречу друг другу; кисти повернуты друг к другу тыльной сто­роной.

«Два»«и» ■ — шаг правой ногой назад. Руки, продолжая движе­ние навстречу друг другу, встречаются перед корпусом, но, не соединяясь, продолжают движение снизу вверх. Дойдя до уров­ня подбородка, они расходятся вправо и влево; локти опускаются вниз. Ладони рук повернуты друг к другу; пальцы присогнуты и направлены вверх.

Шестой такт

«Раз»«и» — шаг левой ногой назад. Руки, выпрямляясь в лок­тях, продолжают расходиться вправо и влево.

«Два»«и» — правая нога приставляется к левой в 1-е свобод­ное положение. Руки, заканчивая движение, приходят в 3-е ос­новное положение.

Седьмой и восьмой такты

Поясной поклон на месте. Правая рука в начале поклона сгибает­ся в локте, и ладонь прижимается выше груди около левого плеча. Левая опускается вниз в подготовительное положение. После вы­прямления корпуса правая рука плавно опускается вниз в подго­товительное положение.

Этот поклон можно закончить и так: в начале поклона обе руки вместе с наклоном корпуса опускаются в подготовительное положе­ние. При выпрямлении корпуса положение рук не меняется.

Сложный, праздничный (хороводный) на месте (муж.) (рис.83)

Движение занимает 2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки — в подготовитель­ном положении.

«И» (затакт) —руки, сгибаясь в локтях, поднимаются параллельно друг другу до уровня подбородка; ладони повернуты к себе; пальцы слегка присогнуты.

Первый такт

«Раз» — корпус вместе с руками начинает сгибаться в поясе.

«И» — корпус продолжает сгибаться в поклоне. Руки, оставаясь параллельными, начинают двигаться от локтей вниз и назад к корпусу, не прижимаясь к нему. Локти отводятся назад.

«Два» — корпус остается согнутым. Кисти рук описывают круг, как бы перпендикулярный полу, после чего руки возвращаются в ис­ходное положение. Одновременно с движением рук по кругу вверх корпус слегка выпрямляется.

«И» — не останавливая движения, руки от локтей начинают дви­гаться по кругу вниз, корпус при этом вновь слегка наклоняется.

Резко изменив направление движения, руки разводятся в сторо­ны в 3-е основное положение. Одновременно с движением рук в стороны корпус выпрямляется. Второй такт

«Раз» — руки движутся навстречу друг другу и скрещиваются на уровне груди, не прикасаясь к корпусу. «И» — притоп левой ногой.

«Два» — одновременно с притопом правой ногой руки раскрывают­ся широко в стороны. «И» — пауза.

В этом поклоне усиленная просьба, двойное приглашение, уважи­тельное отношение и любовь к девушке. Он может выполняться и с подходом вперед — четыре шага и с отходом назад — четыре шага. После отхода можно исполнить простой поклон на 2 такта.

 

Рис. 83. Сложный праздничный (хороводный) на месте (муж.)

 

Архангельской области (жен.) (рис. 84)

Музыкальный размер 4/4. Движение занимает 4 такта. Исходное положение ног - 1-е свободное.Руки — в подготовитель­ном положении.

Первый такт — три простых шага с правой ноги на каждую четверть; на четвертую четверть левая нога приставляется к пра­вой. На третий и четвертый шаг руки слегка поднимаются в сто­роны от корпуса. Кисти рук поворачиваются ладонями вперед, ПАЛЬЦЫ вытянуты.

Второй такт — низкий поясной поклон. Одновременно с накло­ном корпуса руки сгибаются от локтей по направлению к диа­фрагме. Вытянутая кисть правой руки кладется на тыльную сторону левой. Локти направлены в стороны. Руки к корпусу не прикасаются.

Третий такт — корпус выпрямляется, положение рук не меняется.

Четвертый такт — пауза или же гордый уход.

Такой поклон бытует в Пинежском районе, в Лешуконье и ряде других районов Архангельской области. Исполняется он в хорово­дах и медленных плясках. В нем величавость, степенность, досто­инство. Мужчины в Архангельской области не кланяются так низ­ко, они с гордостью и достоинством лишь немного наклоняют корпус и голову. В Сибири же, в Забайкалье и в русских семейских поселениях Читинской области такого глубокого поклона не суще­ствует.

И в плясках и в хороводах мужчины и женщины лишь накло­няют голову, делают кивок. И если у мужчин корпус немного наклоняется вперед, то у женщин наклоняется только голова.

 

 

 

 

Рис. 84. Поклон Архангельской обл. (жен.)

 

Такие поклоны отличаются гордостью и независимостью. Исполня­ются они на 1 или 2 такта в зависимости от характера мелодии. Руки у девушек спокойно опущены вниз ладонями к себе или сло­жены на груди — «калачиком».

У парней руки опушены вниз или же раскрыты в стороны, но немного ниже 3-го основного положения.

 

 

Шаги

Со словом «шаг» всегда связано поступательное движение. Поэто­му в старину шаг порой называли «поступь». Простой русский тан­цевальный шаг отличается от бытового шага тем, что он ритми­чески связан с музыкой, он выразителен, в нем проявляется как личный характер исполнителя, так и национальный характер рус­ского человека.

Во многих народных песнях ярко передается характер исполняемо­го хоровода или пляски благодаря характеристике шага девушки или парня.

 

Например:

Красна, девушка идет,

словно павушка плывет,

Ой, люли, плывет!..

Или:

Молодец идет, улыбается,

Редко шагает, крепко ступает.

В русском народном танце существует большое количество шагов: шаг с переступанием, простой шаг на ребро каблука, переменный шаг с подбивкой, переменный шаг с притопом и т. д., но все они основаны на простом шаге и являются либо его разновидно­стью, либо развитием.

В русском народном танце существует большое количество шагов: шаг с переступанием, простой шаг на ребро каблука, переменный шаг с подбивкой, переменный шаг с притопом и т. д., но все они основаны на простом шаге и являются либо его разновидно­стью, либо развитием.

По методике выполнения все шаги делятся на простые и перемен­ные. Шаги могут быть очень разнообразны по характеру исполне­ния. Один и тот же шаг может исполняться в различных темпах и ритмах, с различным настроением и т. д., отчего меняется и ха­рактер исполнения. С помощью шагов можно передать удаль, заду­шевность, лихость, гордость, хитрость и т. д., это зависит от музы­ки, характера и содержания танца, от образа, который создает исполнитель, а порой манера и характер исполнения шагов изме­няются в зависимости и от местности, в которой этот танец испол­няется.

Танцевальные шаги — наиболее характерный элемент народной хореографии Они являются основой всех русских танцев, как ста­ринных, традиционных, так и современных. Чаще всего шаги встре­чаются в хороводах, в медленных и плавных плясках. Шаги являются также составной частью некоторых элементов — «припаданий», ряда дробей и т. д. Они играют большую роль и в соединении отдельных движений между собой. В создании различных человеческих характеров, настроений, обра­зов помогают в сочетании с шагами разнообразные положения и движения корпуса, головы и рук исполнителя. Таких положений и движений в сочетании с каждым видом шага может быть большое количество.

Мы даем лишь наиболее характерные положения корпуса, рук и их движения, присущие каждому виду шага. Наша задача — показать не только разнообразие видов шагов, но и методику их разучивания, характер и манеру исполнения. Исполнение различ­ных шагов мужчинами и женщинами отличается не только по ха­рактеру, но и по их методике.

Простые шаги

Основной с продвжением вперед

Движение занимает ½ такта.

Исходное положение ног— 1 -е свободное.

Руки — в 1 -м основном положении.

«Раз» — «и» — шаг с правой ноги, колени свободные. Плечи гор­деливо расправлены, с достоинством приподнята голова, корпус подтянут и во время исполнения шагов не двигается.

«Два» — «и» — второй шаг, левой ногой.

Парни ставят ногу на всю стопу, шаги широкие, уверенные. Девуш­ки вначале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опус­кают ее на всю стопу; шаги меньше, короче, чем у парней, как бы осторожнее. Иногда девушки шаги выполняют только на низких полупальцах. Такие шаги диктовались длинным костюмом — надо было пройти так, чтобы сарафан не шелохнулся, «не бить ногами по подолу».

Мы даем описание шага на каждую четверть, но простой шаг может исполняться и на каждую восьмую или на целый такт в за­висимости от задания педагога и характера танца. Руки во время шагов могут находиться в одном из основных поло­жений, которые можно менять через один, два или четыре шага.

С продвижением назад

На каждую четверть делается шаг назад. Шаги ровные, но короче, чем при исполнении шага вперед. И парень и девушка начинают шаг назад с низких полупальцев. Стопа при этом «сокращена». При выполнении шага с правой ноги колено левой ноги расслаб­лено или слегка присогнуто. Правая нога ставится на низкие полу­пальцы, затем на всю стопу. Левая нога остается впереди на низ­ких полупальцах, пятка слегка приподнята над полом, подъем не напряжен. Затем движение повторяется с другой ноги. У девушек шаги короче, чем у парней.

Руки могут находиться во всех основных положениях. Иногда, что­бы еще больше подчеркнуть отношение парня к девушке или де­вушки к парню, например во время приглашения на танец, и па­рень и девушка одновременно с шагом делают небольшое полу­приседание; у девушек оно намного меньше, чем у парней. Руки при этом открываются во 2-е или 3-е основные положения.

С притопом

а) С продвижение вперед

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног— 1 -е свободное.

Руки—в 1 -м основном положении.

«Раз» — шаг правой ногой.

«И» — правая нога слегка сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, слегка поднимается над полом; носок направлен слегка влево. Корпус поворачивается слегка влево.

«Два» — левая нога опускается с притопом на всю стопу рядом с правой, чуть впереди нее. Во время притопа колени обеих ног выпрямляются, руки раскрываются в 3-е основное положение. Корпус и носок левой ноги направлены слегка влево.

«И» — пауза.

Движение продолжается с левой ноги.

Парни делают притоп громче, и нога, делающая притоп, ставится дальше от другой ноги, руки раскрываются резче, шире, а пово­рот корпуса влево возможен еще больше.

С продвижением назад Движение занимает 1 такт.

«Раз» — шаг с правой ноги, на низких полупальцах.

«И» — правая нога сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, слегка поднимается над полом, носок направлен слегка влево. Корпус поворачивается за ногой слегка влево.

«Два» — притоп всей стопой левой ноги. После притопа нога ос­тается впереди правой. Носок и корпус направлены слегка влево. Руки могут находиться в 3-м основном положении или раскры­ваться в момент притопа из 1-го в 3-е основное положение.

«И» — пауза.

Эти же шаги вперед и назад можно делать и без поворота корпуса. Тогда корпус и носки ног в момент шага и притопа будут направ­лены прямо вперед. Нога, делающая притоп, ставится немного впе­реди другой ноги.

В шаге с притопом, с продвижением вперед и назад, притоп всей стопой может быть заменен ударом каблуком.

Притоп и удар могут выполняться не только на сильную, но и на слабую долю такта. В таком случае движение будет занимать 7г такта.

«Раз» — простой шаг с правой ноги вперед или назад.

«И» — притоп левой ногой или удар каблуком левой ноги в 1-м сво­бодном положении или рядом с правой ногой, чуть впереди нее, с поворотом корпуса и носка стопы слегка влево, как описано выше. В момент притопа или удара каблуком колени обеих ног выпрямлены.

Движение может выполняться и в небольшом полуприседании. В последнем случае после притопа или удара каблуком колени выпрямляются.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 405 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

810 - | 705 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.